Порой мы и сами не до конца понимаем, почему делаем то, что делаем так, как делаем. Проблема заключается в том, что бессознательно принятые решения не могут быть нами скорректированы и изменены так, чтобы адаптировать нас к новым жизненным условиям.
Ко мне обратилась девушка 25 лет, допустим, её зовут Катя (а может, и не Катя…).
Разрешение опубликовать свой случай она дала, равно как и предоставила всю необходимую информацию. Я часто работаю с такими случаями, этот - совсем не единичный.
Обратилась она в связи с необходимостью прожить сложный период своей жизни – развод. Отпустить человека, с которым она была знакома больше десяти лет просто потому что они оказались разными людьми не получалось никак.
Рассказывая о себе, она упомянула – в 15 лет сбился менструальный цикл, лечить пытались гормонами в виде оральных контрацептивов, но добились только увеличения веса на 17-20 кг, да нерегулярного цикла, только года два назад по результатам МРТ гипофиза смогли определить причину, гиперпролактинемию. Год терапии с медикаментами дал результат – препарат помогал, но при отмене гормональный сбой возвращался обратно. На момент нашей работы как раз не принимала медикаменты по согласованию с врачом (да и «задолбалась», откровенно говоря). Забегая вперёд, можно отметить, что уровень пролактина на момент начала работы достигал 770,25 (норма – 108.78-557.13).
Долго ли, коротко ли, начали мы работать. И образы начали складываться в удивительную и немного запутанную историю…
Клиентка достаточно быстро вернула образу бывшего мужа его ожидания, представления, интроекты, проживала эмоции и забрала свои собственные. За годы совместной жизни, а до этого и простого знакомства, она совсем позабыла, что рядом с ней был отдельный живой (и говорящий) человек со своими чувствами и взглядами.
Образы часто связывают ситуации хаотично, иногда бывает довольно трудно понять, откуда у ситуации ноги растут. Здесь всё было относительно понятно: после работы с образом мужа мы перешли к работе с образом отца. Тут надо заметить, что особенного контакта с родителями у Кати не находилось – отец был военным, мать всегда отстранялась и только бабушка поддерживала эмоционально тёплую атмосферу в семье.
И вот Катя, как взрослый человек 15 лет, решила помочь в поисках потерявшейся подруги и нарушила важное домашнее правило, никому не сказав пришла домой на три часа позже положенного. И встретила справедливое наказание от обеспокоенного родителя – пинок в грудь такой силы, что она отлетела к дивану. Не сказать, что ситуация была Кате не знакома – скорее наоборот. Бывают и в терапии такие «узловые» истории: вот вроде бы заходишь в новую тему, находишь новую проблему, а по итогу из неё всё равно будут торчать длинные заячьи уши старой и весьма болезненной шарманки. И вот кажется, что всё давно сказано, сделано и понято, но всё равно приходится идти на новый круг, чтобы отвязать новый узел старой истории.
Здесь мы с Катей тоже подзадержались, возвращали причинённый вред, чужие эмоции, чужую, взрослую ответственность, право на свободу воли и свободную волю.
И вот, после длительной и сложной работы, вышел новый образ. Это была девочка лет 15, она перебирала чужие вещи в шкафу, своих там не было ни одной, только родительские. Она приняла решение ппотесниться, забрать чужое. А рядом Рядом оказался мальчик – не часть клиентки. Я предложила задать вопрос, кем же тогда он был, когда возник рядом и почему, зачем остался. И тут всё стало совсем интересно. Для меня, по крайней мере, Катя удивлена не была, что рядом с девочкой возник образ её умершего в родах старшего брата.
Он родился годом раньше, буквально на 2-3 дня позже, чем родилась моя клиентка. Он решил её защищать, она – дать ему возможность жить через неё.
Замещающий ребёнок – ребёнок, на которого возложена функция замены умершего ребёнка, другого члена семьи или животного. Это тот, кто должен полностью, во всех чертах и аспектах заменить утерянного члена семьи.Чаще всего речь идёт о ситуациях, когда ребёнок был зачат с целью «заменить» умершего, либо тяжело болеющего и умирающего ребёнка. Также это может быть усыновлённый ребёнок, другой ребёнок в семье, либо домашнее животное, используемое в качестве заместителя.Важным условием формирования здесь является непереносимость утраты, тяжёлое протекание процессов горевания у матери. Мать не воспринимает ребёнка отдельной личностью, для неё это неотделимая часть неё. Когда эта часть оказывается утеряна, требуется срочно её восстановить, образуется потребность в восполнении этой пустоты. Проявляется действие механизма эмоциональных инвестиций.Ещё одним важным аспектом является решение самого ребёнка, согласие стать замещаюшим. Причиной обычно становятся потребность в любви, принятии, счастьи, чувство вины по отношению к умершему и т.д. Здесь же проявляются и родительские предписания, основными, чаще всего встречающимися являются: не живи, не будь собой, не чувствуй. Это всегда гамартический сценарий.
Именно это и произошло у «допустим» Кати, только в дополнение к предписаниям не будь собой, не чувствуй, не живи у неё проигрывалось и «не будь ребёнком».
В ЭОТ в работе с замещающим ребёнком начинать нужно с выявления того процента личности, который занимает умерший ребёнок. После нужно разделить истинную личность и умершего ребёнка. Нужно исследовать оба образа.Важно выявить, почему Внутренний Ребёнок на это согласился: механизм и эмоциональную сцепку. После нужно дать Внутреннему Ребёнку поддержку и вернуть всё чужое (зло, ресурсы, запреты и т.д.) обратно, используя возвратные техники.
Причинами внутреннего конфликта для Кати здесь стал страх за себя и свою безопасность, который транслировался бабушкой со стороны отца, властной и малознакомой Кате женщиной, которая «была зла, поскольку с ней никто не посоветовался, заводить первого ребёнка или нет, со вторым, мной, была та же история».
Именно это и стало основной причиной заключения такого договора между Катей и её братом: она была напугана и хотела выжить, а он просто хотел защитить сестрёнку, чтобы с ней не произошло того, что пришлось пережить ему. И именно поэтому одной из выявленных контоминаций была связка дитя адаптивного с Внутренним Ребёнком отца.
В такой работе важен чёткий алгоритм: признание умершего ребёнка, раскрытие тайны о том, что случилось.
Здесь за завесой этой тайны скрывался страх матери. Катин брат принял интроецированный страх и решил не рождаться, он пришёл на помощь, когда тот же страх привёл к первому из обвитий пуповиной у Кати на последних сроках.
В работе происходило разделение с личностью умершего ребёнка, принятие его чувств, разрешение выпустить их, возврат ответственности и насилия, агрессии причастным (бабушке, отцу). Возврат ему права жить (родиться в своём собственном здоровом теле, в любящей семье), быть собой. Возврат ресурсов, ожиданий, родиться именно в этом роду.
Это крайне важный этап, нужно объяснить умершему, что жить через другого ему не нужно, применить разрешающие техники (ты можешь быть собой, можешь проявлять себя и т.д.), отдать ответственность за жизнь и счастье мамы образу умершего ребёнка (ты не обязан жить в этом роду, родить именно у этой мамы, можешь родиться в своём собственном целом теле; имеешь право на свою жизнь, жить в своём собственном теле, проявлять себя и т.д.), разрешить ей отгоревать умершего ребёнка; отпустить образ умершего ребёнка – и только потом произошло прощание и уход в свет.
Лишь после этого Катя смогла приступить к возврату обратно своих частей личности, вложенной энергии, своих ожиданий. Конечно же, на протяжении всей работы Катя поддерживала и признавала своего Внутреннего Ребёнка (Я тебя вижу, я теперь рядом и т.д.), разрешала выражать свои чувства. В такой работе важно сохранять этот баланс: между значимостью Внутреннего Ребёнка для самого человека и признанием, важностью чужой жизни, ведь часто Замещающие испытывают гнев, злятся и всячески пытаются показать свои не самые приятные черты, скрывая за этим огромную, непереносимую боль.
Катя возвращала чужой, причинённый ей вред, возвращала части чужих личностей, Внутреннего Ребёнка отца, чужую, взрослую ответственность (так проще, так безопаснее, так можно получить контроль и защитить себя). Она возвращала обратно образу той девочки, что изначально согласилась принять брата её собственную, детскую ответственность и все свои права: право быть ребёнком, не беря на себя чрезмерную, взрослую ответственность, право чувствовать, быть собой, но самое главное – жить. Катя разрешила ей вспомнить, что она может получать поддержку от мира и прочувствовать её в полной мере.
Далее я предложила посмотреть причину следующего обвития пуповиной – страх матери из-за грядущих на тот момент родов: брат умер после них, на руках у врачей. Здесь всё было относительно просто, Внутренний Ребёнок не соглашался больше принимать мамин страх, ну а мама вполне справлялась с собственной взрослой ответственностью. Новым решением девочки было «Я могу быть собой, я могу чувствовать, я могу использовать свою собственную энергию».
После собственный Внутренний ребёнок встроился в район солнечного сплетения, вместе с ощущением прошедшейся по телу тёплой волны мурашек.
Но почти сразу, как и в любой хорошей истории, главный злодей нанёс своё последний удар – у Кати внезапно разболелась голова, что вывело на поверхность ещё один случай, когда та самая бабушка со стороны отца очень сильно напугала тогда ещё маленькую девочку 3 лет. Вместе с этим женщина вложила свои намерения контролировать и ожидание беспрекословного подчинения. Но здесь Катя, пусть и очень устала, быстро и без сомнений вернула всю эту гадость обратно, вернув девочке всё то её, что у неё отняли.
Примерно через месяц Катя вновь сдавала свои анализы под наблюдением врача, и ТТГ – 1.6100 (0,35-4,94), и пролактин – 336.08 (108,78-557,13), оказались в границах нормы, отношения с отцом начали налаживаться после многих лет фактического молчания. И даже оказалось, что бывший муж – важный в общем-то человек в её жизни.
Вот так неосознанно принятый чужой страх стал причиной согласия на замещение с ребёнком другого пола и колоссальную взрослую ответственность. В один момент это казалось логичным и правильным, но, будучи не осознанным, оно в значительной степени осложнило жизнь молодой девушки, снова и снова мешая ей качественно адаптироваться к своей собственной жизни.
Список литературы
- Гулдинг М.М., Гулдинг Р.Л. Психотерапия нового решения. Теория и практика. М. : Класс, 2001.
- Линде Н.Д. Психологическое консультирование : теория и практика. М. : «Аспект-Пресс», 2020.
- Линде Н.Д. Эмоционально-образная (аналитически-действенная) терапия : чувство – образ – анализ – действие. М. : Генезис, 2021.
- Поро М. Замещающий ребёнок. М.: Когито-Центр, 2016.
Автор: Мажара Мария Владимировна
Психолог, Эмоциональный-образная терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru