Советский мотор на службе у автомобилистов уже более 60-ти лет.
Удачное сочетание технологий, заимствованных у американских производителей, и уникальной отечественной разработки сделало этот двигатель важной вехой в истории советского автопрома. С момента своего дебюта в конце 1950-х годов он стал не только символом стремления догнать Запад, но и основой для многих успешных моделей автомобилей и грузовиков.
История создания и первые шаги
Во второй половине 1950-х годов Советский Союз находился на эмоциональном и экономическом подъеме. Под зажигательные лозунги, провозглашающие «Догнать и перегнать Америку!», были заложены основы для резкого роста в различных отраслях, включая автомобилестроение. В этот период на ГАЗ и ЗИЛ стартовали работы по созданию новых бензиновых двигателей V8. ГАЗ 13, дебютировавший в 1959 году, стал первенцем в линейке «восьмерок» и был высоко оценен за его передовые характеристики.
Разработка этого мотора началась в 1956 году с оглядкой на наиболее успешные американские модели, в частности Chrysler. С использованием алюминиевого блока цилиндров мотор ГАЗ 13 обладал рабочим объемом 5,53 литра и развивал мощность 195 л.с. при 4400 об/мин. Это делало его серьезным конкурентом на фоне аналогичных двигателей западной продукции.
Успехи и массовое производство
Сначала двигатели GAZ V8 устанавливали на представительские автомобили, такие как Чайка ГАЗ 13, но в 1960-х годах началось производство уменьшенной версии мотора — ЗМЗ 53, предназначенного для грузовиков. Он стал основой для моделей ГАЗ 53 и ГАЗ 66, а также для автобусов ПАЗ, став символом надежности и производительности. При степени сжатия 6,7 и двухкамерном карбюраторе К 126 Б мощность составляла 115 л.с. при 3200 об/мин, а крутящий момент — 200 Нм при 2200 об/мин. Моторы GAZ V8 также экспортировались в социалистические страны, как пример передовых советских автомобильных разработок.
Технические усовершенствования
С течением времени необходимость в модернизации «восьмерок» становилась все более очевидной. Первые попытки внедрения систем впрыска топлива начались в 1975 году, однако серийный выпуск моделей с впрыском состоялся только в 1980-х. Обновленные версии моторов начали включать технологические улучшения, такие как гидрокомпенсаторы зазоров клапанов и установили два карбюратора К 114, в результате чего мощность увеличилась до 220 л.с., а крутящий момент — до 460 Н•м при 2700–2800 об/мин., повысив тем самым эффективность и надежность.
Несмотря на свои недостатки — высокое потребление топлива — «восьмерки» оставались довольно популярными благодаря своей мощности и надежности. Грузовики, такие как ГАЗ 53, оснащенные двигателями V8, продолжали успешно эксплуатироваться в самых различных сферах.
Наследие и современность
К концу 1980-х годов, с изменением экономической ситуации, ГАЗ начал искать более современные агрегаты. Однако продукция ЗМЗ продолжала существовать, а в 1995 году завод отметил выпуск 6-миллионного двигателя V8. На тот момент, хоть спрос на эти моторы начал снижаться, «восьмерка» все еще использовалась в различных моделях.
Сегодня ЗМЗ предлагает карбюраторные двигатели в качестве запчастей, а последние серийные автомобили с моторами ЗMЗ 5245.10 (4,67 л, 122 л.с.) производятся на базе автобусов ПАЗ 32053 и 32054. Однако, скорее всего, подобные модели вскоре будут сняты с производства, поскольку более 60 лет — это предельный срок даже для выдающегося двигателя.
Знаменитая «восьмерка» ГАЗ — это не просто двигатель; это символ целой эпохи в советском и постсоветском автопроме.
Она пережила множество изменений и модернизаций, оставаясь на гребне технологического прогресса своего времени. Несмотря на то что сегодня «восьмерки» все меньше используются, их наследие, безусловно, останется в сердцах инженеров и автолюбителей как пример успешной советской инженерной мысли.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал!
Интересное:
«Влет и падение легендарного Икаруса»: почему завод потерпел крах, и какие автобусы выпускает сейчас