Найти в Дзене
Дорогая, я в гараж!

«Влет и падение легендарного Икаруса»: почему завод потерпел крах, и какие автобусы выпускает сейчас

Многие помнят знаменитые автобусы Икарус — длинные желтые и красно-белые машины, которые ежедневно перевозили пассажиров по городам и весям нашей страны. Эти венгерские трудяги стали символом общественного транспорта, работая как в столице, так и в удаленных уголках нашего Отечества. В основной массе последние классические Икарусы 200-й серии были сняты с российских маршрутов в 2010-е годы, хотя в Екатеринбурге они продолжали курсировать вплоть до 2021 года. Это ознаменовало конец эпохи рейсовых Икарусов на российских дорогах. Кстати недавно был проездом в г. Саратове и очень удивился, когда в одном из спальных районов города заметил старенький Икарус «Гармошку», который не спеша вез пассажиров (видимо в провинции не спешат отказываться от трудяг). Несмотря на то, что многие из этих автобусов вышли из эксплуатации, некоторые туристические Икарусы все еще остаются в корпоративных автопарках российских компаний. Но что стало с венгерским производителем и как живёт завод сегодня? Взлет З

Многие помнят знаменитые автобусы Икарус — длинные желтые и красно-белые машины, которые ежедневно перевозили пассажиров по городам и весям нашей страны.

Этот автобус не забыть..
Этот автобус не забыть..

Эти венгерские трудяги стали символом общественного транспорта, работая как в столице, так и в удаленных уголках нашего Отечества.

В основной массе последние классические Икарусы 200-й серии были сняты с российских маршрутов в 2010-е годы, хотя в Екатеринбурге они продолжали курсировать вплоть до 2021 года. Это ознаменовало конец эпохи рейсовых Икарусов на российских дорогах.

Кстати недавно был проездом в г. Саратове и очень удивился, когда в одном из спальных районов города заметил старенький Икарус «Гармошку», который не спеша вез пассажиров (видимо в провинции не спешат отказываться от трудяг).

Несмотря на то, что многие из этих автобусов вышли из эксплуатации, некоторые туристические Икарусы все еще остаются в корпоративных автопарках российских компаний.

Культовый Икарус-250
Культовый Икарус-250

Но что стало с венгерским производителем и как живёт завод сегодня?

Взлет

Завод Икарус, основанный в 1886 году в единой Австро-Венгрии мастером-ремесленником Имре Ури и его братьями, стал настоящим ветераном мирового автопрома. Название компании происходит от Икара, древнегреческого героя, который, неосторожно подлетев к солнцу, потерял свои крылья. В начале своего пути Икарус производил запчасти для аэропланов, но с конца 1940-х годов приступил к выпуску автобусов.

Первая успешная модель, Икарус-55, появилась в начале 1950-х. Этот автобус, получивший прозвища "пылесос" и "ракета" за шумный двигатель и экстравагантный дизайн, став хитом.

Икарус-55
Икарус-55

К 1965 году Икарус начал массовые поставки автобусов в страны соцлагеря, в том числе в СССР, куда только в 1970-х годах экспортировалось около 7 тысяч машин ежегодно, что составляло примерно 90% всего производства.

Падение

К 1984 году Икарус стал четвертым производителем автобусов в мире, собирая рекордные 14 тысяч машин в год.

Автобусы славились комфортом, пневматической подвеской и большими панорамными окнами, хотя и уступали западным конкурентам в некоторых характеристиках.

Однако с распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике для завода начались тяжёлые времена. Ориентированные на социалистические страны модели оказались невостребованными в новой экономической реальности. В 1990 году на заводе скопилось 1500 невостребованных новинок, началось закрытие производств, и более 2500 сотрудников потеряли работу.

-4

В 2004 году российская компания РусПромАвто пыталась купить завод за 10 миллионов долларов, но переговоры не увенчались успехом. Попытка наладить производство Икарусов на Тушинском машиностроительном заводе в Москве потерпела крах из-за финансового кризиса 1998 года.

Сегодня Ikarus — это небольшая частная компания, выкупленная бизнесменом Габором Селешем.

IKARUS-125
IKARUS-125

Несмотря на трудности, Икарус продолжает существовать и осваивает новые технологии. В последние годы завод начал производить модели, такие как дизельный IKARUS-125 на шасси Volvo, вмещающий до 80 пассажиров, и электрический IKARUS CityPioneer, рассчитанный на 84 пассажира и с запасом хода до 300 км.

Планы компании включают разработку нового электрического автобуса в сотрудничестве с китайскими партнерами, а также производство специализированной техники — медицинских и военных автобусов, а также машин для транспортировки заключённых.

IKARUS CityPioneer
IKARUS CityPioneer

Легендарный Икарус пережил много испытаний, от взлета до падения. Несмотря на утрату былого величия, компания продолжает сражаться за свое существование и адаптироваться к новым условиям. И хотя для многих автобусы Икарус останутся символом эпохи, когда удобный общественный транспорт был неотъемлемой частью повседневной жизни, в венгерской компании продолжают верить в будущее и новые достижения.

Вспоминаю с теплотой в душе данные автобусы, вызывают ли они у вас ностальгический трепет? Подписывайтесь на канал!