Продолжаем изучать рассекреченный в 1998 году доклад ЦРУ о притеснениях мусульман в СССР. Предыдущие части в данный статьях:
Об отношении к традициям ислама
Далее перевод доклада без курсива:
Священный Коран обязывает каждого истинно верующего неукоснительно соблюдать пять столпов ислама:
- исповедание веры,
- молитву,
- раздачу милостыни,
- пост
- и паломничество.
Все это составляло неотъемлемую часть верований и обычаев мусульманских народов России, которые коммунисты обещали уважать.
Но сегодня (речь в доклале ЦРУ идет о 1957) в Советском Союзе эти принципы запрещены. Только исповедание веры может быть совершено беспрепятственно; но даже это должно быть сделано тайно, если только благочестивый мусульманин не желает подвергнуться риску давления экономического или иного характера.
В противном случае - со стороны властей последуют санкции.
Молитва тоже невозможна по той же причине. В любом случае, работающему мусульманину не разрешается покидать свою работу, чтобы помолиться в назначенное время, а проведение общей пятничной молитвы невозможно из-за отсутствия мечетей и того факта, что Кремль постановил, что:
мусульмане должны соблюдать воскресенье, а не традиционную мусульманскую пятницу как еженедельный день молитвы.
Молодое поколение, лишенное религиозного образования, еще больше страдает из-за незнания молитв. Соблюдение поста в священный месяц Рамадан почти невозможен. Рабочий-мусульманин, если он решит нарушить коммунистический запрет на соблюдение поста, тем не менее будет вынужден работать целый день.
Следовательно, ЦРУ отмечает, что соблюдение поста стало физически невозможным. Более того, в целях соблюдения запрета мусульмане часто подвергаются испытаниям во время Рамадана.
Например, начальство может вызвать их на совещание и предложить выпить или выкурить сигарету. Отказ принять его равносилен признанию в соблюдении поста и вполне может привести к увольнению, если не к более суровому наказанию...
Раздача милостыни, или закята, строго запрещена законом.
Уголовные кодексы Узбекской, Таджикской и Туркменской республик, а также РСФСР, который также действует в Киргизской и Казахской республиках, предусматривают уголовное наказание за сбор такой религиозной десятины.
Пятый столп, хадж, или паломничество, был запрещен коммунистами с первых дней их правления. В результате уступок военного времени запрет был снят в 1944 году только для того, чтобы быть вновь введенным в 1947 году.
По данным центра развед. управления США, запрет был вновь снят после смерти Сталина, но это было скорее в теории, чем на практике, поскольку единственными советскими мусульманами, совершившими поездку в Мекку, были правоверные коммунисты, целью совершения хаджа которых было в первую очередь не выполнение какого-либо религиозного долга, а пропаганда идеалов коммунизма.
Обычному советскому мусульманину по-прежнему не дают совершить паломничество.
Именно таким образом коммунисты "уважали" Мусульманские верования и обычаи, мусульманские национальные и культурные институты! Заключают авторы доклада ЦРУ...
О языке
Давайте теперь обратимся к рассмотрению некоторых других аспектов мусульманской жизни и культуры в Советском Союзе.
VII Всероссийская конференция Российской социал-демократической рабочей партии (прежнее название Коммунистической партии Советского Союза) в апреле 1917 года приняла резолюцию, в которой, в частности, говорилось:
Партия требует широкой региональной автономии, отмены обязательного государственного языка. Это было частью кампании большевиков по завоеванию поддержки национальных меньшинств России. Язык народа, без сомнения, является наиболее ценной частью его культуры, и за сохранение этого наследия народ будет бороться так же упорно, если не жестче, как за завоевание политической независимости.
Большевики знали об этом. Сталин в своей книге "Марксизм и национальный вопрос" писал:
Меньшинство недовольно не потому, что нет национального союза, а потому, что оно не имеет права пользоваться своим родным языком. Позвольте ему пользоваться своим родным языком, и недовольство пройдет само собой.
Однако, как только большевики укрепили свою власть, этот либеральный взгляд на языковой вопрос начал меняться, и великорусский шовинизм вновь начал проявляться. Ленин видел в этом опасность; и в письме, написанном 31 декабря 1922 года, не предназначенном для широкой публикации, он предупреждал, что:
необходимо установить самые строгие правила, касающиеся языка национальных меньшинств, которые вступают в союз, и соблюдать эти правила с особой тщательностью. Нет сомнений в том, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом финансового единства и т.д. при нашем нынешнем аппарате будет иметь место масса злоупотреблений истинно российского характера.
Далее в локоале ЦРУ говорится, что после смерти Ленина тенденция, которую он предвидел, набирала все большую силу, поскольку советские лидеры забыли о своем первоначальном обещании не предоставлять особых прав какому-либо одному языку.
Кульминационный момент наступил 13 марта 1938 года, когда Кремль издал указ, который ввел в действие преподавание русского языка отныне обязательного во всех школах национальных меньшинств.
Сегодня русский язык не только преподается во всех школах, но и, благодаря политическому, экономическому и юридическому давлению, стал языком деловой и общественной жизни во всех уголках Советского Союза.
Каждый советский гражданин, независимо от его национального происхождения, вынужден пользоваться им, если он хочет добиться какого-либо успеха в своей карьере, каким бы он ни был.
Курсовая работа в университетах и других высших учебных заведениях СССР, даже расположенных в мусульманских районах, ведется на русском языке. Это не только укрепляет привилегированное положение русских, но и мешает многим молодым людям из числа меньшинств получить высшее образование, поскольку их знания русского языка были настолько низкими, что они не соответствовали требованиям.
В результате лишь небольшой процент выпускников учебных заведений в мусульманских районах на самом деле являются мусульманами. Например, в марте 1947 года ректор Казахского государственного университета признал, что с момента основания университета в 1934 году только 17 процентов всех выпускников были казахами.
Аналогичным образом, по данным ЦРУ, из 1100 студентов, окончивших Узбекский государственный университет в Самарканде с 1927 по 1947 год, лишь немногим более половины из них были выходцами из Азии, остальные - русскими и другими лицами европейского происхождения. Аналогичные примеры можно привести и для всех других мусульманских регионов и их высших учебных заведений.
Лингвисты на службе большевиков
Сотрудники ЦРУ уверенны, что коммунисты не только нарушили свое обещание не вводить обязательный государственный язык, но и предпринимают решительные усилия по русификации различных языков меньшинств. Коммунистические писатели и грамматисты пытаются постепенно изменить структуру языков меньшинств, чтобы привести их в максимальное соответствие с русской моделью; и когда в языке нужны слова, но коммунисты не разрешают образовывать их из местных корней, а требуют, чтобы они были заимствованы из русских эквивалентов.
Примером этого может служить заявление российской прессы о лингвистической конференции, которая состоялась в Баку в январе 1951 года:
Обязанность лингвистов - писать действительно научные работы о происхождении и истории языка, при этом они должны в полной мере показать благоприятное влияние на него русского языка и установить идентичные элементы в двух языках.
Следующая статья на тему данного доклада: