Дорогие читатели и гости данного блога!
Приглашаю отправиться на очередную увлекательную виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу. Но на сей раз вместо улиц и площадей, каналов и мостов наш путь будет лежать ... на кладбище, а именно на Смоленское лютеранское кладбище, один из старейших некрополей города, основанный в 1747 году. Второе название Смоленского кладбища – Немецкое – связано с тем, что изначально оно предназначалось для захоронения иноверцев, в первую очередь выходцев из Европы неправославного вероисповедания. Стоит заметить, что в те годы в новую российскую столицу, основанную лишь несколько десятилетий тому назад, активно стекались наиболее образованные и просвещенные европейцы: ученые, доктора, военные, деятели искусства, ремесленники и предприниматели. В какой-то момент ожидаемо встал вопрос основания кладбища, под которое в итоге был выделен участок земли на острове Галладай (ныне Декабристов), на противоположном берегу реки Смоленки, где несколькими годами ранее было организовано Смоленское православное кладбище. Так в Петербурге появился первый неправославный некрополь.
Согласно архивным данным, ежегодно на Смоленском лютеранском кладбище появлялось до 350 новых захоронений, а их общее количество в начале XX века составляло порядка 25-30 тысяч. После революции кладбище было национализировано, а число новых захоронений существенно снизилось после отъезда из страны многих «чужестранных иноземцев». В 1939 году кладбище и вовсе закрыли, хотя отдельные захоронения производились здесь вплоть до 1950-х годов.
Фактически на протяжении последнего столетия кладбище медленно, но верно приходило в упадок: могилы, оставленные без должного ухода, ветшали и разрушались, надгробные памятники, скульптуры и ограды ломались, а захоронения наиболее известных личностей переносились на территорию других некрополей. Смоленское лютеранское кладбище, имевшее все шансы стать полноценным музеем под открытым небом, на глазах лишалось наиболее ценных экспонатов, если, конечно, подобная аналогия уместна в отношении надгробий. Тем более что многие из них здесь выполнены в соответствии с западной традицией, в виде монументальных памятников, саркофагов и целых семейных склепов.
Если честно, с первых шагов Смоленское кладбище производит довольно благоприятное впечатление (конечно, насколько кладбище в принципе может производить благоприятное впечатление). Здесь чисто, опрятно, большинство могил приведено в порядок, вокруг ровные ограды, а дорожки выложены брусчаткой. Более того, в момент моего посещения, здесь еще и трудились несколько десятков волонтеров (вот уж святые люди!): собирали мусор и сухие ветки, подстригали траву и приводили в порядок могилы.
Сам я видел такое впервые и очень проникся. Вот, думаю, как хорошо, что об историческом кладбище не забывают, а к уходу за его территорией даже привлекают неравнодушных граждан. Но стоило лишь немного пройти вглубь кладбища, как картина резко поменялась. Большинство могил здесь заросли сорняками, многие кресты склонились к земле, а неухоженные, полуразрушенные надгробные памятники буквально дышали на ладан...
Вместо ухоженных дорожек с брусчаткой здесь посетителей в лучшем случае встречают узкие вытоптанные тропинки. Как оказалось, заросли и сорняки расчищены лишь вокруг входа, а уже в нескольких десятках метров от него природа постепенно берет свое, закрывая собой монументальные надгробия.
При этом многие памятники на Смоленском лютеранском кладбище представляют собой непосредственную художественную и историческую ценность, а некоторые из них даже признаны объектами культурного наследия федерального значения и, как следствие, находятся под охраной государства. Более того, если верить информации в интернете, в последние годы кладбище начали активно приводить в порядок и благоустраивать. Что ж, мне, конечно, не с чем сравнивать, так как побывал я здесь впервые, но, честно говоря, сложно даже представить, что раньше само кладбище и здешние захоронения находилось в еще более плачевном состоянии.
Сложилось впечатление, что чистота и минимальное благоустройство поддерживается здесь исключительно силами волонтеров, большинство из которых, к слову, женщины. То, что их силами приведена в порядок пусть даже небольшая часть кладбища, уже заслуживает большого уважения. Но, разумеется, уход за столь масштабным памятником ландшафтной архитектуры просто не может лежать на плечах одних только волонтеров, согласных потратить собственное время в выходной день на столь благое дело.
А чем дальше углубляешься на территорию кладбища, тем сильнее кажется, что здесь уже много лет не то что не проводилось никаких работ, а даже не ступала нога человека. [Кошачья лапка разве что ступала. Внимание на фото выше.] Другое дело, что вопрос поддержания могил в достойном состоянии зачастую вполне закономерно ложится на плечи родственников усопшего, тогда как Смоленское лютеранское кладбище изначально предназначалось для иноверцев, большинство из которых в столичном Петербурге составляли немцы-лютеране. Спустя время на кладбище начали хоронить католиков, англикан, реформаторов, то есть опять же в большинстве своем граждан нероссийского происхождения. А их число, как известно, существенно сократилось во времена Первой мировой войны, а также последовавших далее революции и Гражданской войны в России.
Сегодня рядом со многими старинными могилами установлены таблички, призывающие ответственных за захоронение лиц обратиться в администрацию кладбища. Вот только возраст многих таких табличек уже составляет несколько лет, но в администрацию, судя по всему, так никто и не обращается...
Наиболее существенный ущерб Смоленское лютеранское кладбище понесло в 1980-х годах, когда многие его участки полностью или частично были уничтожены в связи со строительством пожарного депо. Часть надгробий была перенесена на другие участки, а также на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры, часть затерялась. Но и те, что сохранились на территории кладбища, зачастую пребывают в ненадлежащем, и это мягко выражаясь, состоянии.
Причем это в равной степени относится как к небольшим могилкам, украшенным латинским крестом или невысоким надгробным камнем, так и к весьма основательным сооружениям, склепам, саркофагам и семейным захоронениям, впечатляющим своими размерами и монументальностью.
Что еще неприятно удивило во внешнем облике Смоленского кладбища, так это крайне малое, практически исчезающее количество скульптур. Здесь, в отличие от Введенского кладбища Москвы, почти не увидеть мраморных и гранитных плакальщиц или скорбящих ангелов. А те, что есть, почти все разрушены. Как же так...
Кладбище, понятное дело, и без того довольно тоскливое, безрадостное место, а когда еще и сами захоронения находятся в таком состоянии, это лишь добавляет уныния и депрессивности.
Не спасала даже ясная, солнечная погода, выдавшаяся в день моего посещения. Должно быть, типично петербуржской дождливой осенью это место выглядит еще более тоскливым. Недаром же именно его режиссер Алексей Балабанов выбрал для съемок одной из сцен кинофильма «Брат». Сюда Данила Багров приходит в компании своего нового знакомого, российского немца Гофмана, которой говорит ему, что город – страшная сила. В статье о моей 29-километровой прогулке по Петербургу, я показывал фото, где повторяю кадр из «Брата» около центрального входа в кладбище. А внутри самого кладбища я попытался повторить кадр около беседки, куда приходят герои.
Увы, но самой беседки сегодня на кладбище нет, она в настоящее время находится на реставрации. Ее внешний вид еще во времена съемок кинофильма, а это на минуточку 1997 год, был далек от совершенства. Ну, а после выхода «Брата», ставшего по-настоящему культовым, беседка стала местом массового паломничества поклонников Бодрова и Балабанова, отчего ее состояние лишь ухудшилось и стало аварийным. Беседку демонтировали и увезли на реставрацию еще в ноябре 2022 года, и когда вернут на место, неизвестно. Похоронен же здесь генерал-майор Александр фон Бекман, правнук академика Леонарда Эйлера, могила которого ранее тоже располагалась на Смоленском кладбище, но в 1957 году была перенесена на Лазаревское кладбище Петербурга.
Помимо Эйлера на Лазаревское кладбище также перенесли прах государственного деятеля и одного из организаторов транспортной системы Российской империи Августина де Бетанкура, французского рисовальщика и архитектора, работавшего в России, Жана-Франсуа Тома де Томона, русского скульптора немецкого происхождения Петра Клодта и ряда других выдающихся деятелей науки и искусства.
На сегодняшний день, пожалуй, самым известным человеком, чей прах упокоен на Смоленском лютеранском кладбище, можно назвать Людвига Нобеля, инженера, предпринимателя и мецената, одного из основателей российского нефтепромышленного комплекса, пайщика «Товарищества братьев Нобель», а еще старшего брата Альфреда Нобеля.
В остальном же, признаюсь честно, имена большинства деятелей, похороненных на территории кладбища, лично мне почти ничего не говорили, так что я не посещал чьи-либо могилы целенаправленно, а скорее воспринимал прогулку по кладбищу как посещения музея под открытым небом.
Однако, стоило лишь начать ознакомляться со списком известных захоронений, как выяснилось, что свой вечный покой здесь нашли автор Храма Спаса на Крови Альфред Парланд, один из основоположников современной электрохимии, инженер-изобретатель Борис Якоби, основатель Санкт-Петербургского цирка Гаэтано Чинизелли, министр иностранных дел Российской Империи Владимир Ламсдорф, основатель журнала «Вокруг света» Маврикий Вольф и многие другие.
В годы Великой Отечественной войны на Смоленском лютеранском кладбище в братских могилах были похоронены воины Ленинградского фронта, а также дети, погибшие при артобстреле 9 мая 1942 года. Очень трогательная могила...
Да и в целом практически все надгробные памятники, которые приведены в порядок и за которыми хоть как-то ухаживают, по сей день производят довольно сильное впечатление.
Но, конечно, работы по приведению в порядок всего кладбища в целом и отдельных надгробий в частности еще непочатый край, и, боюсь, силами одних лишь волонтеров здесь никак не обойтись.
Уже сегодня многие захоронения на Смоленском лютеранском кладбище значатся утерянными, а многие надгробные памятники частично или полностью разрушенными. И хотя вопрос о полном упразднении кладбища на данный момент не стоит, более того, регулярно звучат призывы к его полноценному восстановлению, такими темпами оно, скорее, окончательно погрузится в безвременье и перестанет существовать.
Жаль, что старейшее из неправославных кладбищ города с годами пришло в такое запустение. Увы, но в отличие от Лазаревского кладбища Смоленское, похоже, испытывает явный недостаток внимания как со стороны туристов, так и городских властей. Все-таки находится оно на дальней окраине исторического центра города, вдали от проторенных маршрутов, а фильм «Брат» пусть и стал причиной всплеска популярности Смоленского кладбища среди посетителей, пока привел только к реставрации беседки над могилой фон Бекмана, которая, к слову, тоже стала возможной лишь благодаря объявленному среди поклонников фильма сбору средств.
Остальным же надгробным памятникам, склепам и саркофагам, как легко заметить, повезло не так сильно... Хотелось бы верить, что своей реставрации и приведения в порядок они тоже однажды дождутся. В конце концов Введенское кладбище Москвы тоже находится далеко от туристического центра города, новые захоронения на нем почти не появляются, а многие могилы тоже негласно находятся в ведении города, а не потомков усопших, но при этом выглядит оно на порядок ухоженнее и благоустроеннее Смоленского.
И пусть посещение кладбища оставляет довольно неоднозначное впечатление, я настоятельно рекомендую и петербуржцам, и гостям Северной столицы побывать здесь, если вы еще не сделали этого ранее. В конце концов подобных некрополей в нашей стране не так-то уж много. Да и кто его знает, что станется именно с этим еще лет через пять-десять. Так что, если хотите проникнуться русской хандрой, тленом и унынием, добро пожаловать. Тем более что как раз уже и осень на пороге.
Сам же я погулял по Смоленскому кладбище примерно полчаса и затем направился к выходу. Слишком уж много мне еще предстояло прошагать в тот день.
Но коль скоро я оказался в этих краях, то решил заодно заглянуть и на Смоленское православное кладбище, что в пяти минутах ходьбы. Оно было учреждено на девять лет раньше лютеранского (Немецкого) и по аналогии с ним в народе называлось Русским. Посетителей здесь встречает нарядная Воскресенская церковь, а вскоре за главными воротами расположена еще и церковь Смоленской иконы Божией Матери. Посетителей на самом кладбище значительно больше, да и само оно куда лучше приведено в порядок.
Задерживаться здесь я, впрочем, не планировал, а фактически единственным увиденным мной примечательным объектом стала мемориальная доска при входе на кладбище, посвященная няне Пушкина Арине Родионовне, точное местонахождение могилы которой не установлено, хотя и известно, что похоронена она на Смоленском православном кладбище.
По своим размерам православное кладбище многократно превышает лютеранское, и, насколько я понял, чем дальше от главного входа, тем более новые захоронения там расположены. В этой связи довольно любопытно, что прямо при входе здесь тоже расположен старинный полузаброшенный участок территории, своим внешним видом изрядно напоминающий соседнее лютеранское кладбище. В остальном же Смоленское православное кладбище достойно отдельного, более тщательного рассмотрения. Отложим его на будущее, а на сегодня завершим нашу прогулку по этим умиротворяющим, печальным местам Петербурга.
И на этом о Смоленском кладбище в Петербурге на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.