Дорогие читатели и гости данного блога!
Сегодня нам с вами предстоит отправиться на очередную виртуальную экскурсию, посетив, без сомнения, прекрасное, но в то же время печальное место. Речь о Введенском кладбище, одном из старейших в Москве, открытом в 1771 году, как и еще десяток других некрополей по всему городу. В те годы в Москве бушевала эпидемия чумы, унесшая жизни почти 200 тысяч человек, и в какой-то момент места на существующих кладбищах стало катастрофически не хватать. Кроме того, правительство с целью остановить распространение болезни запретило хоронить в черте города, отведя под будущие захоронения ряд территорий за пределами Москвы. Так и возникло Введенское (Немецкое) кладбище, отличавшееся от остальных городских некрополей тем, что хоронили здесь прежде всего выходцев из Европы неправославного вероисповедания. Ну, а семьи покойных в свою очередь нередко распоряжались устанавливать надгробные памятник и строить фамильные склепы подобные тем, что были распространены на их исторической родине. Оттого по сей день и выглядит Введенское кладбище крайне необычно по московским меркам, будучи куда более похожим на исторические европейские некрополи. В рамках сегодняшней статьи мы прогуляемся по Введенскому кладбищу, посмотрим на его известные захоронения, вспомним людей, нашедших здесь свой последний приют, а также сравним Введенское кладбище с одним старинным кладбищем в Европе. Но обо всем по порядку.
Введенское кладбище не столь широко известно в столичных масштабах, как, например, Новодевичье или Ваганьковское. Прежде всего по той причине, что количество известных захоронений здесь не столь велико. Размеры кладбища также ограничены прилегающими улицами: новых могил в последние годы здесь практически не появляется, а оттого оно почти не упоминается в новостях. Но главной особенностью Введенского кладбища, безусловно, является сохранность его старинных захоронений, часовен, склепов и надгробных памятников, практически не имеющих аналогов относительно других столичных некрополей.
Введенское кладбище неоднократно фигурировало в кинематографе. Самым известным фильмом, съемки которого происходили здесь, конечно же, является драма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». На кладбище снимались начальные сцены похорон командира бывших однополчан. Выше и ниже – коллажи с кадрами из фильма и современными видами кладбища.
Ну, а мы тем временем проследуем на территорию кладбища. Сюда ведут два входа, с Наличной улицы и улицы Госпитальный Вал, и оба они украшены краснокирпичными воротами в псевдоготическом стиле, построенными в 1870-х годах.
В схожем стиле выполнена и кладбищенская контора 1900 года постройки.
А вот расположенная неподалеку лютеранская церковь Святой Троицы 1911 года представляет собой весьма интересный образец эклектичной архитектуры, где классические формы сочетаются с отдельными чертами модерна. Внешний облик данного сооружения не характерен для Москвы и напоминает скорее церковные здания Восточной Европы.
Но и многие другие постройки меньшего размера, прежде всего часовни и склепы, разбросанные по всей территории кладбища, также выполнены в соответствии с «западными» архитектурными традициями и оттого выглядят весьма необычно по московским и в целом российским меркам.
Оно и понятно: со времен своего основания в конце XVIII века и до революции кладбище считалось иноверческим и даже называлось Немецким. Сказывалась близость исторического района Немецкая слобода, места поселения европейцев разных национальностей и народностей.
Лишь после 1917 года здесь начинают хоронить вне зависимости от вероисповедания, и кладбище со временем приобретает более традиционные для наших широт черты. Однако, по сей день старинные склепы, колонны, надгробные памятники со скульптурами ангелов и плакальщиц, а также надписями на других языках не только придают Введенскому кладбищу особую атмосферу, но и превращают его в настоящий музей под открытым небом. Музей отчасти мрачный и горестный, но в то же время чарующий своей непередаваемой атмосферой спокойствия и умиротворения.
К тому же ни на одном другом московском кладбище не увидеть такого количества склепов и фамильных усыпальниц. Считается, что католическая вера более лояльно относится к ритуальным сооружением подобного рода, нежели православная.
А вот четырехконечные кресты в западной традиции, напротив, зачастую выглядят более строго и не содержат каких-либо дополнительных украшений или элементов декора. Креста на могиле католика и вовсе может не быть, тогда как на могилах православных христиан он является едва ли не обязательным элементом.
Одним из наиболее интересных сооружений на кладбище является мавзолей Эрлангеров, московских граждан немецкого происхождения. Во-первых, его автором стал прославленный архитектор, мастер модерна Федор Шехтель. А, во-вторых, еще с давних пор в Москве родилась необычная городская легенда о чудодейственной силе мавзолея и его способности исполнять людские желания. Якобы все, что нужно для этого сделать, это написать свою просьбу прямо на стене надсклепной часовни. Данная традиция жива до сих пор: белые стены быстро покрываются надписями, затем перекрашиваются, после чего история повторяется.
Подобных легенд и обычаев, которыми обросло Введенское кладбище за время своего существования, десятки, если не сотни. Бродить здесь, разглядывая его необычные надгробия и усыпальницы, тоже можно часами. Вся здешняя атмосфера так и располагает к неспешным, вдумчивым прогулкам и философским размышлениям о вечном.
Разве что делать это лучше в теплое время года. А то ведь нынешняя зима выдалась невероятно снежной, и проход к некоторым захоронениям в глубине кладбища оказался буквально забаррикадирован огромными сугробами. При этом основные аллеи кладбища регулярно чистятся и вполне пригодны для прогулки, в том числе и зимой.
Скульптура Иисуса Христа на фоне псевдоантичного, искусственно руинированного портика (усыпальницы семейства Кноп) – еще одно место поклонения среди тех, кто верит в чудотворную силу здешних надгробий. Считалось, что вода, которой коснулась рука статуи, исцеляет от болезней, а потому многие москвичи приходили сюда с двумя ведрами воды: одно ставили на землю под рукой, а из другого сверху лили воду. Статуя, получившая за свой цвет народное название Черный Иисус, долгое время отсутствовала на кладбище, но не так давно была отреставрирована и возвращена на свое прежнее место.
Неподалеку находится еще одна примечательная скульптура, так называемый Белый Иисус, памятник на могиле Рекков-Третьяковых. Яков Рекк был одним из крупнейших московских предпринимателей и застройщиков в конце XIX – начале XX века. Здания, появившиеся в российской столице благодаря нему, не раз попадали на страницы этого блога. Среди них, например, один из пяти Рыцарских домов Москвы.
Весьма примечательна и могила братьев Адельгейм, Роберта и Рафаила, популярных в начале XX века русских драматических актеров немецкого происхождения. Братья-актеры успели прославиться еще до революции, но и после нее продолжили свои выступления в клубах и домах культуры при советских предприятиях и даже были удостоены званий народных артистов РСФСР. Надгробный памятник мастеров представляет собой ангела скорби из белого мрамора, выполненного итальянским мастером.
Скорбящий ангел в целом является одним из популярнейших сюжетов западной ритуальной архитектуры. Вот и на Введенском кладбище можно увидеть сразу несколько подобных скульптур. Впрочем, смотрится это всякий раз очень чувственно и даже пронзительно.
Довольно интересно: несмотря на то что на кладбище похоронено немало известных личностей, едва ли не единственным захоронением, к которому ведет указатель, является могила Люсьена Оливье, русского ресторатора и шеф-повара французского происхождения, известного в качестве создателя рецепта зимнего салата, вскоре названного в его же честь. Трудно представить, что самый популярный в современной России салат Оливье, неизменный атрибут новогоднего стола в XIX веке был окружен множеством тайн и загадок, главной из которых был рецепт блюда, державшийся в строжайшем секрете.
Могила Оливье была обнаружена и восстановлена относительно недавно, в 2008 году. К слову, найти ее, а также могилы других выдающихся личностей будет проще всего при помощи Яндекс-карт. В отсутствие карты-схемы кладбища и каких-либо указателей на территории, за исключением номеров участков, онлайн-карты действительно помогут спланировать посещение некрополя.
Ну, а продолжая тему известных захоронений, нельзя обойти вниманием могилу знаменитого московского врача и филантропа Федора Гааза, известного под именем «святой доктор». Доктор Гааз посвятил всю свою жизнь медицине и помощи нуждающимся, боролся с эпидемиями тифа, трахомы и холеры, основал больницу неотложной помощи, первым опробовал метод анамнеза, потратил все нажитое состояние на благотворительность. Гааз всегда оставался католиком, но при этом поддерживал тесное общение со многими православными священниками и ушел из жизни с репутацией «святости, признанной как православными, так и католиками».
Неподалеку расположено еще одно захоронение, являющееся объектом культурного наследия. Гуляя по кладбищу, я сделал вывод, что это могила Федора Корша, основателя одного из популярнейших театров в дореволюционной Москве (ныне в здании бывшего театра Корша располагается Театр наций). Но оказалось, что здесь покоится двоюродный брат и тезка Корша, филолог и академик Петербургской Академии наук Федор Евгеньевич Корш (отчество антрепренера и драматурга – Адамович). Оба они являлись внуками немецкого штаб-лекаря, принявшего российское подданство и в 1826 году записанного в дворянство.
Вообще «иностранных» могил, содержащих надписи на немецком, реже на английском или французском, на сегодняшний день на Введенском кладбище явное меньшинство. Хотя еще до революции здесь хоронили преимущественно людей неправославного вероисповедания: протестантов, французских и польских католиков, а также прихожан Англиканской церкви.
Лишь после 1917 года здесь начали хоронить вне зависимости от вероисповедания. И тогда же кладбище, до того именовавшееся Немецким, получило свое нынешнее название.
С тех пор православные могилы и надгробные памятники постепенно начинают превалировать среди всех захоронений. Я бы оценил их примерно в 90% от общего числа.
На условно центральной площади кладбища находится братская могила русских солдат, участников Бородинского сражения, останки которых были перезахоронены в связи с уничтожением в 1940-х годах Дорогомиловского кладбища, располагавшегося на месте нынешнего Кутузовского проспекта. К слову, есть на Введенском кладбище и братская могила французских солдат наполеоновской армии.
Неподалеку располагается братская могила советских солдат, павших во времена Великой отечественной войны.
И здесь же находятся одни из самых известных захоронений на всем кладбище. На переднем плане видна могила прославленного русского живописца, мастера исторической и фольклорной живописи Виктора Васнецова. Надгробный камень украшает барельеф с изображением «Витязя на распутье», отсылающий нас к знаменитой картине художника. А сразу за ним виден памятник на могиле писателя Михаила Пришвина со скульптурным изображением райской птицы Сирин. Обе могилы расположены немного в стороне от широкой расчищенной аллеи, и подойти к ним через огромные сугробы пока что довольно затруднительно.
А вот прямо у аллеи располагается могила Аполлинария Васнецова, младшего брата Виктора, также художника, творившего в жанре исторической живописи. Надгробный памятник, выполненный в виде фрагмента крепостной стены, украшен барельефом с изображением художника.
Есть на Введенском кладбище и несколько десятков могил известных деятелей театра и кино. Так, недалеко от входа со стороны Наличной улицы похоронена советская актриса Рина Зеленая, миссис Хадсон из фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», черепаха Тортила из «Приключений Буратино» и исполнительница десятков других ярких ролей. Рина Зеленая похоронена рядом со своим мужем Константином Топуридзе, архитектором и реставратором, автором фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок», сооруженных в 1954 году на Выставке достижений народного хозяйства (ВСХВ, ВДНХ) в Москве.
На противоположном конце кладбища, уже недалеко от входа с Госпитального Вала, похоронена еще одна знаменитая советская актриса театра и кино, народная артистка СССР Татьяна Пельтцер (Рина Зеленая, увы, не дождалась присвоения данного звания).
В центральной части кладбища (рядом с показанным выше обелиском на братской могиле русских воинов, погибших во время Бородинского сражения) находится могила прославленного спортивного комментатора радио и телевидения Николая Озерова.
Ну, а среди относительно новых захоронений можно выделить могилу советского и российского музыканта, основателя и лидера группы «Черный Обелиск» Анатолия Крупнова.
На этом наша виртуальная прогулка по Введенскому кладбищу (но не сегодняшняя статья!) подошла к своему завершению. Конечно же, непоказанными остались десятки и сотни могил наших выдающихся соотечественников. На полноценную, неторопливую прогулку здесь вполне можно закладывать несколько часов. Ну, а совершать ее, безусловно, лучше в теплое время года или по крайней мере не столь снежной зимой.
Ну, а я напоследок хотел бы показать уважаемым читателям несколько фотографий старинного Лакенского кладбища в Брюсселе, одного из главных кладбищ Бельгии, богатого множеством великолепных образцов погребального искусства XIX века.
Возможно, сравнение Введенского и Лакенского кладбищ будет несколько притянутым, однако, если за основу брать только неправославные надгробные памятники первого, то ряд схожих черт действительно можно обнаружить.
Так, здесь можно увидеть немало католических крестов и надгробных памятников, похожих на те, что встречаются на Введенском кладбище.
Что касается склепов, то по ним и вовсе можно изучать историю европейской архитектуры. Классицизм, ампир, готика, модерн... По кладбищу даже проводятся экскурсии, включающие в себя посещение его подземных погребальных галерей, но для этого необходима предварительная запись.
Среди прочего Лакенское кладбище знаменито оригинальной бронзовой статуей «Мыслителя» в исполнении французского скульптора Огюста Родена, которую для своего надгробия приобрел в 1927 году антиквар и коллекционер Жозеф Диллен.
На Лакенском кладбище очень много всевозможных скульптур и надгробных памятников, многие из которых по-настоящему проникновенны...
При входе на кладбище установлен масштабный монумент в память о солдатах, погибших на фронтах Первой мировой войны. А в стоящей рядом церкви Богоматери Лакенской с 1854 года находится находится фамильная усыпальница королевской семьи Бельгии.
Один из самых известных надгробных памятников Лакенского кладбища установлен на могиле 24-летнего бельгийского солдата Макса Пелгримса, погибшего в 1914 году, спустя всего две недели после немецкого вторжения. Пройдет еще несколько месяцев, и солдат по всей Европе начнут хоронить в братских или просто одинаковых могилах. Но в первые недели войны все же появилось несколько оригинальных надгробных памятников, еще до того, как люди осознали масштабы надвигающегося военного конфликта.
«...Дни нашей жизни сочтены не нами...»
И на этом о Введенском и Лакенском кладбищах на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.