«Сказки Гофмана» — фильм Тины Барклая, который я начинала смотреть весьма условно, находясь на беговой дорожке, но в процессе, включаясь в сюжет, увлеклась, и не смогла ни наслаждаться его эстетикой и не думать попутно о его психологической канве.
Данное кино снято, как мне это видится, в жанре психологической драмы, пронизанной уместной иронией. И в нем много красивого.
Картина погружает нас в мир главной героини Надежды Страховой, раскрывая темы самооценки, внутренней свободы и её ограничений, поиска истинного «я».
Кто же такая Надежда? Она будто бы представляет собой собирательный образ множества женщин, которые живут в тени собственных комплексов. В начале кино жизнь героини кажется бесконечной чередой серых будней, в которых она играет роль очень удобного человека для всех, кто попадает в её окружение. Надя работает на двух работах: библиотекарем и гардеробщицей в театре, чтобы обеспечивать хоть как-то себя и совсем «не как-то» мужа Виталика, который страдает вымышленной болезнью, постоянно притворяется, требуя внимания, обслуживания, денег...
Низкая самооценка — вот что определяет во многом поведение Нади. С детства она слышала от матери, что у неё некрасивые щиколотки, высокий лоб и «волосы цвета асфальта» и, конечно же, ещё много чего нелицеприятного.
Слова матери будто стали её внутренним голосом, постоянно шепчущим, что она недостаточно хороша. Надя выросла, но, увы, осталась той маленькой девочкой, которая искренне верит в свою никчемность. Это убеждение настолько глубоко укоренилось в её сознании, что ей даже в голову не приходит бороться за что-то большее.
Состояние выученной беспомощности Нади (возникшее, скорее всего, в результате давних психологических травм)— не просто результат бесконечной критики и обесценивания со стороны матери. Это, вероятно, ещё и последствия длительного абьюза в супружестве, который превратил её в женщину, боящуюся заявить о себе и требующую одобрения извне.
Надя постоянно извиняется, боится сказать «нет» и избегает конфронтации, предпочитая молча страдать и угождать другим. Её муж Виталик — яркий пример абьюзера (в жизни, правда, такие люди выглядят обычно менее по-клоунски и нарочито). Этот человек пользуется неуверенностью жены и способствует формированию ещё более глубоких комплексов, постоянно утверждая, что она никому, кроме него, не нужна.
Надя привычно находится в состоянии жертвы. Она искренне верит, что изменить ничего не сможет, потому что с детства была приучена считать себя недостойной любви и уважения. Жизнь с таким убеждением превращается в цепочку повторяющихся сценариев, где человек снова и снова оказывается в роли того, кто практически не может вырваться из своей привычки терпеть. Неудивительно, правда?
Надежда, привыкшая к унижениям, живет скромно, даже аскетично, в образе серой мышки, отказавшись от своих желаний и нужд ради других. Её жизнь полностью подчинена мужу Виталику, который использует её как источник благ и обеспечения комфорта.
В таких ситуациях человек, который так сильно выкладывается, часто оказывается в положении, когда его эмоциональные и физические ресурсы истощаются, а самооценка падает еще ниже. Надя, чувствуя себя ненужной и недостойной лучшего, остается очень надолго в этих разрушительных отношениях, не видя выхода. Точнее, наверное, не позволяя себе его обнаружить.
Отношения Надежды с мужем можно рассматривать как проявление созависимых отношений, где один партнер берет на себя преимущественно роль жертвы, а другой — роль тирана и манипулятора. В таких отношениях жертва постоянно чувствует вину и ответственность за все, что происходит, включая плохое обращение и унижения со стороны партнера.
Это создаёт замкнутый круг, из которого очень сложно выбраться, так как жертва постоянно боится, что её оставят или отвергнут.
Надя живет в постоянном страхе остаться одной, и этот страх заставляет её терпеть почти любые унижения и злоупотребления. Этот страх одиночества, похоже, берет начало в её детстве, когда она была лишена поддержки и одобрения, когда вынуждена была утвердиться в своей «плохости» для других. Для Нади одиночество равнозначно полному краху, поэтому она готова мириться с любыми условиями, лишь бы не оказаться покинутой.
Эмоциональная зависимость от партнера, который пользуется её неуверенностью, становится для Нади ловушкой, из которой она не видит выхода. Она считает, что её роль в жизни — служить другим, особенно мужу. Женщина думает, что не заслуживает ничего лучшего. Это приводит к тому, что Надя не может принять решение изменить свою жизнь.
Наверное вы думаете: «Когда же начнутся изменения к лучшему»?
Теперь о них. Режиссер по имени Гарик замечает изящество и красоту рук Надежды и предлагает ей сниматься в кино качестве дублера. Это становится первым шагом к её осознанию хотя бы частичной собственной ценности. Данный момент можно рассматривать как символический: руки Нади, которые до этого никто не замечал, становятся олицетворением её скрытой от неё самой красоты и потенциала.
Уход за своими руками — первый видимый шаг к заботе о себе, к осознанию того, что она заслуживает лучшего отношения и может быть успешной.
Но несмотря на новые возможности и профессиональный киноуспех (а он пришёл!), Надя продолжает отдавать все свои заработанные деньги мужу. Насколько же глубоко в ней укоренились установки о собственной никчемности и обязанности приносить себя и свои интересы в жертву. Даже когда ей предоставляется шанс серьезно изменить свою жизнь к лучшему и в материальном смысле, она не может сделать этого из-за страха и неуверенности.
Фильм подводит к этапу, когда Надя, казалось бы, готова сделать решительный шаг. Её волшебной красоты руки становятся символом её новой жизни, её нового "я". Но в определённый момент она отказывается от этой возможности и возвращается к своей привычной роли. Мы видим, как ей сложно выйти из замкнутого круга, когда неуверенность и страх перед переменами управляют жизнью.
Надя выбирает оставаться в своём иллюзорном мире, где ей проще мечтать о лучшем будущем, чем предпринимать реальные шаги к его достижению. Она боится признать, что её муж не изменится, что её жизнь без её серьёзного решения и усилий никогда не станет такой, какой она хотела бы её видеть. И ведь она уже знает: Виталик её не любит, а только пользуется. Увы, но страх парализует её, не позволяя сделать решительный шаг к свободе и самореализации.
И что же дальше? Если не вдаваться в подробности, «великолепный» Виталик вылил на прекрасные руки нашей героини кипяток. На её шикарные, прекрасные, волшебные руки, благодаря которым Надя оживала, училась себя любить, зарабатывала, чувствовала себя ценнее…
Как же теперь? Как потом повернулась у Надежды жизнь? Реализацию, к счастью она нашла. И очень подходящую, классную, творческую. Но где-то там, за кадром, если правильно помню, остался маячить Виталик.
Вот такое кино…
Рекомендую…
Будем верить, что многие люди, в которых, как в зеркалах, отражается жизнь Нади, впечатлятся её историей и найдут в себе силы изменить жизнь. К лучшему!
Автор: Нестерова Лариса Васильевна
Психолог, Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru