Найти тему
ProHorror (18+)

100 лучших фильмов ужасов по версии одного фаната жанра. Часть двенадцатая. 10 психологических хорроров

Оглавление

Монстры из преисподней, духи из астральных миров и ожившие мертвецы – это всё, конечно, хорошо. Но как часто вы пробуете заглянуть вглубь себя? Да и, согласитесь, сложно найти что-то увлекательнее и страшнее чем блуждание по закоулкам собственной души. Ведь как известно, самые страшные чудовища живут именно там. Примерно об этом следующая десятка фильмов.

Синий бархат

Режиссёр: Дэвид Линч
Год выхода: 1986
США

В народе говорят, что любопытной Варваре на базаре нос оторвали. А что, если не нос это никакой, а ухо? И при чем же тогда тут любопытство? А при том, что, не сумев сдержать оное и попал в страшную передрягу главный герой фильма – юный Джэффри, временно оставивший колледж и приехавший в родной город, чтобы навестить больного отца. Ухо, правда, оторвали не ему, а кому-то другому, что и пытается весь фильм прояснить бедолага, обнаруживший человеческий орган валяющимся на лужайке. Фильм, в котором, как принято считать, окончательно сформировались базовые черты фирменного Линчевского стиля, и который наделал немало шума во время своего выхода. Изабелла Росселини тут томно поёт и обнажается. Деннис Хоппер демонстрирует свои больные фетиши. Кайл Маклахлен (тот самый, который потом станет агентом Купером в Твин Пиксе) за всем этим подглядывает сквозь щелочку в шкафу, а его случайной пассии в исполнении Лоры Дерн только и остаётся, что страдать, столкнувшись с этим буйством спящего разума. И, конечно, в какой-то момент становится понятно, что вопрос о том, кому принадлежит отрезанное ухо, далеко уже не первостепенен. Ибо, скорее хочется спросить, кто же здесь самый больной, и как далеко каждый из них готов зайти.

  • Лучшая сцена: Макабрический квартирник под пение в лампу песен Роя Орбисона и вся следующая за ним туса - уже в машине и с ингалятором.

Истинная грусть

Режиссёр: Сатоси Кон
Год выхода: 1998
Япония
-2

Главная героиня этого мрачного аниме – девушка по имени Мима, добившаяся заметной популярности, выступая в составе девичьей поп-группы, однажды решает уйти из гёрлз-бэнда, чтобы стать актрисой. Решение такое приходится по вкусу, понятное дело, не всем её поклонникам. И тут начинается всякое странное. И страшное. Так в интернете обнаруживается дневник девушки, в котором фиксируются все интимные подробности её жизни; саму её преследует неприятный человек и всякие видения; а ещё люди из её окружения начинают умирать. Не побоюсь этого слова, гений японской анимации Сатоси Кон не скупится ни на жестокость, ни на крипоту, ни на ту самую истинную грусть, что невидимым туманом стелется по сумрачным коридорам, одиноким комнатам, и ночным улицам (хотя и поговаривают, что оригинальное название «Perfect Blue» вообще-то отсылается к голубому токийскому небу). Этот полнометражный дебют режиссёра оказался настолько хорош, что заприметили и оценили его по все стороны океана. А Даррен Аронофски даже выкупил права на перенос одной из сцен мультфильма в свой «Реквием по мечте».

  • Лучшая сцена: поединок с применением ремней и молотка между главной героиней и пытающимся изнасиловать её сталкером.

Сёстры

Режиссёр: Брайан Де Пальма
Год выхода: 1972
США
-3

Как-то раз одна дотошная журналистка случайно становится свидетельницей убийства в доме напротив, совершает которое не вполне, судя по всему, психическая здоровая девушка. После чего журналистка на манер хичкоковского «Окна во двор» начинает вести собственное расследование, ибо полиция серьёзно к словам её не отнеслась. Тут-то героиня и выясняет, что во всей этой истории фигурирует не одна, а, возможно, целых две девушки. Кто они и что замышляют? Действительно ли их две и обе ли они безумны? И вообще, а были ли девушки? Чем больше вопросов, тем более причудливые вырисовываются ответы, ни в одном из которых, кажется, нельзя быть уверенным даже наполовину. Фильм главного подражателя Хичкока – Брайана Де Пальмы вышел поистине удивительным и удивляющим. Тут режиссёр помимо цитирования своего великого предшественника прошелся и по другим, только-только зарождающимся хоррор-тропам, в чём-то предвосхитив тех же и Линча, и Кроненберга, смешав воедино и искусный саспенс, и томную гипнагогию, и обращение к телесности, как к основе идентичности.

  • Лучшая сцена: невероятные приключения главной героини в психиатрической клинике, в которой та оказалась заперта против своей воле.

Пэрл

Режиссёр: Тай Уэст
Год выхода: 2022
Канада, Новая Зеландия, США
-4

Юная Пэрл – главная героиня ленты – девушка артистичная, амбициозная, слегка несдержанная и очень жаждущая внимания однажды решает принять участие в кастинге в танцевальную труппу. И всё бы ничего, да мать делать того не велит. Мол, по хозяйству тогда помогать кто будет? Отец прикован к инвалидной коляске, а значит не до потех должно быть. И вообще эпидемия испанки бушует, а люди к иммигрантам (коими семья главной героиня является) относятся не очень ладно. Так что лучше девчушке не высовываться, а то без ужина остаться можно. Но разве можно вот так отпустить мечту? Второй фильм из хоррор-трилогии «X» Тая Уэста (первый и третий – «X» и «Максин») вышел, пожалуй, самым психологичным. Ловко стилизуя кадр под образец кино середины прошлого века, автор погружает нас в жестокую историю превращения озорной (хоть и с тараканами в голове) девчонки в озлобленную убийцу, не терпящую конкуренции. Как и в остальных двух лентах, в этой также разворачиваются рассуждения о сексе, кинематографе и славе, а кроме того, передаются приветы особо влиятельным фильмам прошлого. Но главное отличие и достоинство этой части в том, что за всем этим история остаётся чёткой, ясной и работающей на максимально широкий эмоциональный диапазон.

  • Лучшая сцена: тот самый судьбоносный танец на кастинге.

Кинопроба

Режиссёр: Такаси Миике
Год выхода: 1999
Япония
-5

Однажды одному успешному холостяку, чья жена давно умерла от болезни, ударил бес в ребро, и он решил найти себе новую спутницу жизни. Но зачем знакомиться как все, когда можно… организовать кинопробы? Использовав свои имеющиеся связи, наш главный герой решил отсмотреть девушек под предлогом съёмок, и вот наконец нашёл ту самую, одну единственную. Милую, скромную прелестницу. И, конечно, само собой полагается, что оказалась она с фигой в кармане и тузом в рукаве. «Кинопроба» долго запрягает, но быстро едет. Миике искусно погружает зрителя в почти дремотное состояние, разыгрывая на экране мелодраму о двух одиноких сердцах, что слишком робки и боязливы, чтобы приближаться друг к другу. Но в какой-то момент сон оборачивается кошмаром, полным флешбэков, паранойи, перверсий и отрезанных частей тела. Складывается всё это в единый паззл буквально за несколько минут до финала, в котором весь скучный мелодраматизм отсекается металлической леской, равно как и конечности некоторых персонажей.

  • Лучшая сцена: с иглами, проволокой, языком и ногами.

Внутренняя империя

Режиссёр: Дэвид Линч
Год выхода: 2006
Франция, Польша, США
-6

Описывать сюжет этого фильма – задача довольно-таки бессмысленная, ибо уследить за ним в какой-то момент всё равно с вероятностью в примерно сто процентов не удастся, так как слишком уж много всего намешал в этом своём творении Дэвид Линч. Но тем не менее: события тут разворачиваются вокруг одного «проклятого» фильма, сняться в котором решается героиня Лоры Дерн. И вот однажды она замечает, что её экранная героиня становится всё более явной, а различить реальность и вымысел с каждым днём оказывается всё сложнее. До того, как снять третий сезон «Твин Пикса» Линч уже в своей «Внутренней империи», казалось, потерял связь с реальностью. Вернее, позволил своей киношной реальности расщепляться на десятки параллельных миров и отправил блуждать их в межпространственном континууме согласно никому не ведомым законам. При всём этом, картина, идущая аж три часа, умудряется оставаться чем-то целостным, обращаясь к чувствам и эмоциям зрителя, организуя диалог максимально неочевидным образом, и не оставляя шанса на рационализацию увиденного. И в этом, кажется, и есть весь кайф.

  • Лучшая сцена: та, в которой неожиданно возникает деформированное лицо Лоры Дерн. Страшно.

Опоссум

Режиссёр: Мэттью Холнесс
Год выхода: 2018
Великобритания
-7

Замкнутый в себе Филип решает вернуться на малую родину, в английский захолустный городок, прихватив с собой жуткую марионетку - паука с человечьей головой. Дома его никто кроме престарелого дядьки не ждёт. Да и тот не особо рад видеть родственника. С этого момента главного героя (а также зрителя) всё сильнее начинает втягивать в себя трясина детских травм, галлюцинаций, тлена и беспросветности бытия. А фоном для этого депрессивного трипа становится исчезновение местного подростка, странным образом совпавшее с приездом Филипа. Режиссёр этой радикально мрачной и горькой картины стал, как ни странно, комик Мэттью Холнесс, ранее писавший сценарий к комедийному абсурдистскому сериалу «Обитель зла Гарта Маренги», где в восьмидесятнической стилистике высмеивались различные хоррор-штампы. Здесь же Холнесс проявил себя как максимально серьёзный автор, не позволивший буквально ни разу за весь фильм улыбнуться своему герою. Жуть при этом, кажется, сочится тут из каждой щели и угла, окуная зрителя в саму природу жуткого в его фрейдовском понимании, чем кстати, по признанию автора, он и вдохновился на создание своего произведения.

  • Лучшая сцена: в которой зловещая кукла-паук ползет по кровати к главному герою.

Лестница Иакова

Режиссёр: Эдриан Лайн
Год выхода: 1990
США
-8

Вернувшись домой, раненый во Вьетнаме ветеран войны Иаков страдает от мучительного ПТСР. Охваченный не только мрачными воспоминаниями, но и галлюцинациями, в которых что ни человек, то в прямом смысле монстр, Иаков ищет поддержки у бывших сослуживцев. Вскоре выясняется, что они проходят через примерно тот же опыт, что и главный герой, отчего у того возникают всё новые вопросы о природе этих видений. Эдриан Лайн, режиссёр «9½ недель» и «Лолиты», снявший «Лестницу Иакова» где-то как раз посередине между этими фильмами, сделал картину поистине пугающую, мрачную и – что, как мне кажется, важно для хорошего хоррора – по-настоящему драматичную. Паранойя, нарастающее отчаяние и перманентно болезненный вид главного героя вызывают эмоций куда больше, чем жуткие образы, приходящие к нему в эпизодах сиюминутного помешательства. Однозначно, одна из лучших ролей Тима Робинса, представшего перед зрителем в образе человека, постоянно балансирующего между жизнью и смертью.

  • Лучшая сцена: демоническая вечеринка с крыльями и хвостами.

Шоссе в никуда

Режиссёр: Дэвид Линч
Год выхода: 1996
Франция, США
-9

Где-то в Лос-Анджелесе жила-была, значит, богемная семейка Фреда и Рене Мэдисонов. И вот однажды Фред – то ли в порыве ревности, то ли по пьяни, то ли почему-то ещё – убивает свою благоверную. Впрочем, это не точно. Как и то – был ли вообще этот самый Фред и его жена. Ибо после того, как его приговорили к смертной казни, из камеры он чудесным образом пропал, а оставил вместо себя Пита Дейтона – провинциального работягу, ни малейшего понятия не имеющего, что вообще происходит. И это его, конечно, очень роднит со зрителем, которому тоже придётся поломать голову о взаимосвязи разрозненных событий этого нуарного триллера, в котором, как всегда у Линча, люди то двоятся, то бесследно исчезают, то наоборот возникают из ниоткуда, и всё это под музыку Анджело Бадаламенти, Дэвида Боуи и группы «Раммштайн». Фильм, вышдеший за несколько лет до «Малхолланд Драйва» по сути стал его злобным близнецом. Вместо поп-баллад середины века тут шпарит рокешник, вместо чувственного эротизма - жёсткий секс на грани порно, а плачущих и поющих под фонограмму девиц заменяют стремные мужики с выбеленными лицами.

  • Лучшая сцена: та, в которой тот самый бледный мужик разговаривает с главным героем сразу из двух разных мест (как? посмотрите – поймете)

Жилец

Режиссёр: Роман Полански
Год выхода: 1976
Франция
-10

Одинокий клерк по фамилии Трелковский, сменив место жительства, заезжает в квартиру с подпорченной репутацией. Предыдущая квартиросъемщица пыталась покончить с собой, выбросившись из окна. Вскоре выясняется, что и дом-то этот сам целиком сплошь какой-то дурноватый. Соседи всё время жалуются на пустом месте, и чего хотят – непонятно. А возможно, они-то и стали как раз причиной самодеструктивного поведения бывшей жилички. И чем больше главный герой обо всём этом думает, тем сложнее ему сохранять рассудок. Пожалуй, «Жилец» - самая мрачная часть так называемой «квартирной трилогии» Романа Поланского – цикла фильмов о безумии в коммунальном раю без хлопот и забот. Мрак здесь граничит с абсурдом, становясь оттого ещё более зловещим и методично выбивающим из-под ног главного героя одну за другой опоры, неумолимо снижая его шансы сохранить себя в целости – и физической, и ментальной. Несмотря на высочайшую концентрацию именно кафкианского духа, фильм поставлен по произведению другого писателя – Ролана Топора.

  • Лучшая сцена: то ли шабаш, то ли пьянка соседей во дворе со странными играми.

А тут - одиннадцатая часть списка
А тут - десятая