Коварство, женственность и сексуальность, тайная связь с природой и тёмными силами, гедонизм, власть и колдовство. И непременно непростая судьба – то ли как причина всему вышеописанному, то ли всё же следствие. Всё это применимо к ведьмам, какими их принято воспринимать сегодня со всем их неоднозначным бэкграундом. Далее пятёрка выдающихся историй о ведьмовстве, пришедших из разных уголков земли и киноэпох.
Суспирия
Режиссёр: Лука Гуаданьино
Год выхода: 2018
Италия, США
Юная Дакота Джонсон, точнее её киношная героиня приезжает в Берлин, чтобы учиться танцам в элитной балетной школе, которая к ужасу и удивлению девушки оказывается, по сути, ведьмовским ковеном. В общем, примерно, как было и у Дарио Ардженто, который поставил фильм с ровно таким же названием в далёких семидесятых. Однако режиссёр Гуаданьино пошёл сильно и дальше, и глубже своего хоррор-батюшки, на чей шедевр и посягнул. Тут тебе и психоанализ, и нацисты, и Берлинская стена, и знатный бодихоррор, и даже тройное проникновение Тильды Суинтон в её столь разные экранные образы. И после всего этого можно было бы, наверное, даже поставить в укор фильму столько излишеств, что довели хронометраж ленты аж до двух с половиной часов, однако же все элементы красиво укладываются в яркое кроваво-красное полотно. Девушки танцуют, кости ломаются, кровь брызжет, а поколения сменяются, (не) вынося опыт из ошибок предыдущих.
- Лучшая сцена: смертельный танец в зеркальной комнате.
Демон внутри
Режиссёр: Андре Эвредал
Год выхода: 2016
Великобритания
Двое патологоанатомов – отец и сын – взялись во что бы то ни было выяснить тайну смерти молодой девушки. Они - единственные формально живые люди в этом морге – где, собственно, происходит всё действие фильма. Мертвячка - юная и прекрасная жертва чьих-то издевательств, в результате которых она Богу душу и отдала. Или, может, ничего такого и никому она не отдавала? Чем больше тканей снимается с её тела, тем всё более страшные под ними вскрываются тайны, ставящие всё новые вопросы. А за стенами морга тем временем нарастает буйство природной стихии, не позволяя героям фильма покинуть это пристанище смерти. За постановку картины отвечает норвежец Андре Эвредал, несколькими годами ранее громко отметившийся своими «Охотниками на троллей». Поговаривают, что на создание ленты его вдохновило Вановское «Заклятие». Да так вдохновило, что сам Стивен Кинг, посмотрев «Демон внутри», перепугался и назвал его лучшим хоррором 2016-го года.
- Лучшая сцена: та, в которой на обратной стороне кожи вскрытой девушки обнаруживаются рукописные символы и изображения. Поразительно пугающе!
Вий
Режиссёр: Георгий Кропачев, Константин Ершов
Год выхода: 1967
СССР
Семинарист Хома Брут едет на каникулы в деревню и случайно встречается с ведьмой - неприятной старухой, которая вознамерилась мужичка в прямом смысле оседлать и даже почти это сделала, но тот в итоге одержал победу и ведьму - того, сжил со свету. Ну или это он так думал. Позже, когда ему поступило предложение отпеть в храме недавно почившую молодую красавицу, наш герой свёл концы с концами и понял, что с той самой ведьмой ему вновь дело-то иметь и придётся. В общем, всё как в одноимённой истории Николая Гоголя. Советский фильм чётко следует тексту первоисточника, подчеркивая и приумножая мрачное настроение и мистический дух повести. В широких массах ленту принято считать первым российским фильмом ужасов, появившимся в стране, в которой подобную культуру на экране воплощать было в целом не особо принято. Но «Вий» воплотил, и, кажется, сделал это сразу на несколько поколений вперёд. Заодно представителей этих самых поколений напугав до чёртиков, упырей и вурдалаков.
- Лучшая сцена: с летающей в гробу Натальей Варлей (а ещё иконы в фильме пипец жуткие).
Яд для фей
Режиссёр: Карлос Энрике Табоада
Год выхода: 1986
Мексика
Однажды одной маленькой девочке стало не то скучно, не то попросту одиноко, и она решила завести себе подружку. Правда, к вопросу этому она решила подойти несколько экзотически. Значит, выдумывает она сказку, будто бы является чуть ли не потомственной ведьмой, и начинает жёстко газлайтить и абьюзить свою жертву, только чтобы удержать ту рядом с собой. Но однажды эти игры заходят слишком далеко. Ещё одна вариация на известную тему о демонических или просто озлобленных на весь мир детях. История, в которой иногда будто смешивается реальность и детская фантазия, лишний раз напоминает зрителю о том, как важно дружить со своим чадом. Ну или хотя уважать его и искренне интересоваться. Фильм стал последним в творческой биографии мексиканского режиссёра Карлоса Энрике Табоады, человека, который во второй половине 20-го века, можно сказать, определил традицию латиноамериканского хоррора.
- Лучшая сцена: жестокий и опустошающий финал, в котором свершается правосудие (или нет).
Дар
Режиссёр: Сэм Рэйми
Год выхода: 2000
США
Энни – овдовевшая героиня Кейт Бланшетт живёт в крохотном городке, воспитывает детей, гадает соседкам и иногда ругается с их деспотичными мужьями. Но всё это – полбеды. Настоящая беда приходит, когда случается убийство одной местной красотки, в расследовании которого Энни вынуждена участвовать, так как без её сверхъестественных экстрасенсорных способностей становится не обойтись. И чем больше путаницы возникает в деле, тем кошмарнее видения главной героини. А ещё попутно кое-кто из местных жителей откровенно начинает сходить с ума. И всего этого как-то слишком много для одинокой, хрупкой женщины, уставшей не только из-за быта и агрессии всяких мужланов, но и ещё от собственного дара, что иногда кажется проклятием. Удивительный случай, когда лента уже сделавшего себе имя режиссера и собравшая впечатляющий актёрский состав (Киану Ривз, Хилари Суонк, Кэти Холмс), оказалась в итоге где-то на обочине зрительской памяти, совершенно причём незаслуженно.
- Лучшая сцена: в которой бывший клиент гадалки устраивает самосуд над своим отцом, пытаясь открыть себе и ей некую шокирующую правду.
Продолжение следует ;)
А предыдущие части здесь, здесь и здесь