Найти в Дзене
ProHorror (18+)

100 лучших фильмов ужасов по версии одного фаната жанра. Часть десятая. 5 хоррор-экранизаций.

Оглавление

Что лучше - фильм или книга? Кажется, правильный ответ в этом извечном споре всё равно примерно всегда только один. Однако это не мешает кинорежиссёрам упражняться в прекрасном, привнося своё видение и смыслы в уже написанное кем-то другим, провоцируя тем самым новые дискуссии относительно (не)прикосновенности литературных произведений. Далее - пятёрка фильмов, заслуживших быть как минимум не хуже, а возможно и лучше своих текстовых первоисточников.

Вторжение похитителей тел

Режиссёр: Филип Кауфман
Год выхода: 1978
США

Сан-Франциско, 70-е. Размеренная жизнь горожан идёт своим чередом ровно до тех пор, пока на улице то тут, то там не начинают расцветать диковинные (и как нам намекают прямо в самом начале – инопланетные) цветы. И до поры до времени для главных героев является совершенно неочевидной связь между этим фактом и вдруг странным поведением окружающих людей. Вскоре же эта связь проясняется, и рутина сменяется кошмаром. Вторая и, возможно, лучшая экранизация романа Джека Финнея «Похитители тел» вышла по-настоящему пугающей в эмоциональном плане и крепкой – в техническом. Даже спустя почти 50 лет художественные достоинства картины впечатляют: «люди-бутоны» всё так же отвратительны, Дональд Сазерленд и Брук Эдамс всё столь же достоверны, человекособака по-прежнему гомерически смешна, а финал фильма в дальнейшем мало кто переплюнул в своей опустошающей бескомпромиссности.

  • Лучшая сцена: однозначно концовка, достойная того, чтобы её вот прям прожить.

Кэндимен

Режиссёр: Бернард Роуз
Год выхода: 1992
США, Великобритания
-2

Городская легенда одного из чикагских районов гласит: если, стоя перед зеркалом, пять раз произнести имя Кэндимена – умершего давным-давно маньяка с железным крюком вместо руки, - то он тут же объявится и сживёт со свету того, кто его вызвал. Двое дотошных исследовательниц городского фольклора решают выяснить, откуда у всего этого безобразия растут ноги, но ноги самих барышень приносят не туда, где бы в действительности они хотели оказаться. В основу фильма лёг рассказ Клайва Баркера «Запретное». Экранизация 92 года выгодно отличается от фильма 2021го присутствием именно баркеровского настроения со всей его грязью, физиологичностью и беспросветностью. Иногда это настолько достоверно, что кажется будто экран вот-вот начнёт испускать запахи, присущие событиям и декорациям. Картина имеет два продолжения, но вспоминать их не особо принято. И будто бы не зря.

  • Лучшая сцена: первое явление Кэндимена главной героине на парковке и последующее за этим безумие.

Оно

Режиссёр: Андрес Мускетти
Год выхода: 2017
США, Канада
-3

Кажется, эта экранизация произведения Стивена Кинга особо и представлении-то не нуждается. Режиссёр Андрес Мускетти, экранизировавший монументальный роман «короля ужасов» прежде успел отметиться лишь одним средненьким хоррором «Мама», но после выхода «Оно» заслужил себе статус чуть ли не амбассадора Дерри – одиозного городка, оккупированного древней злой силой. Так, спустя два года на экраны вышел сиквел, сделавший историю полноценной и завершённой, а после Мускетти взялся за режиссуру сериала по мотивам произведения. В сравнении со своим старшим братом 90-го года рождения это «Оно», конечно, выглядит бесконечно дорогим и вычурным, отчего сама история местами будто бы становится вторичной, утопая в хоррор-феерии. Однако же, когда аттракцион останавливается, фильм внезапно оборачивается драмой о взрослении, которое никогда не бывает простым.

  • Лучшая сцена: в которой ванная комната одной из героинь вся покрывается кровью.

Доктор Сон

Режиссёр: Майк Флэнаган
Год выхода: 2019
США
-4

Некогда маленький мальчик Дэнни Торранс из кинговского «Сияния», став взрослым дяденькой, начал безмерно пить и иногда вести себя, как полный мудак. Но однажды он остепеняется и начинает использовать свои сверхспособности во благо людям… отправляющимся на тот свет. Тут-то он и узнаёт, что помимо него много есть ещё других людей, «сияющих», как и он сам. А вдобавок ко всему существует ещё и некая секта злодеев, на этих самых «сияющих» людей охотящаяся и ими же питающаяся! Судьба «Доктора сна» впечатляет. Сценарий неоднократно откладывался и переписывался, продюсеры никак не могли определиться с кандидатурой режиссёра, а сам Майк Флэнеган, ставший в итоге постановщиком, по слухам долго уговаривал Кинга сделать фильм сиквелом именно кубриковской ленты, а не мини-сериала, вышедшего в 90-х. В итоге получился добротно скроенный фильм с приятным околофэнтезийным вайбом и отличными актёрскими работами, отдающий дань уважения Кубрику и Кингу и будто бы примиряющий двух гениев в едином пространстве.

  • Лучшая сцена: весь тот кусок, в котором главный герой возвращается в отель «Оверлук» (по ощущениям, будто вернулся в дом, в котором вырос).

Птицы

Режиссёр: Альфред Хичкок
Год выхода: 1963
США
-5

Как-то одна утончённая блондинка познакомилась с успешным адвокатом, и завязался сначала у них разговор о птицах, а потом и почти что роман. А птицы между тем немного вышли из себя и начали беспричинно нападать на простых жителей небольшого американского городка, в котором та самая блондинка и гостила. Эту вольную экранизацию одноимённого рассказа Дафны Дю Морье невозможно (да и не получается) рассматривать исключительно как фильм ужасов, ведь хоррор-составляющая тут густо перемешана с романтической линией двух главных героев. Их отношения – за которые переживаешь больше, чем за свои, – в какой-то момент становятся едва ли не важнее надвигающегося птицекалипсиса, хотя и тут Хичкок почти в лоб нам указывает на символизм происходящего, акцентируя внимание на образе хищной матери-птицы, расправившей крылья, дабы уберечь своего сына от всяких непутёвых дам.

  • Лучшая сцена: та, в которой птицы втихую устраивают собрание прямо за спиной главной героини, пока она ни о чём не подозревает. Чистый саспенс.

Предыдущие части списка: