Найти в Дзене

Малый домашний гитаризм. Часть 13: Пульты, примочки, усилки.

Данная статья - сказание о «днях музыкальных минувших», в частности, об аппаратуре, на которой приходилось играть мне и моим соратникам в конце 90-х - начале нулевых. Коснувшись темы гитар в своей прошлой статье, продолжаю воспоминания согласно заголовка🙂. В подавляющем большинстве случаев, в арсенал гитаристов наших краёв входила всего одна примочка, и это был, конечно же, перегруз. Начнем с фирмы́. Самой крутой считалась Boss Heavy Metall: Именно она, включенная в линию, своим характерным ''низасто-верхастым окрасом'' создавала эталонный ''аццко-рокерский'' гитарный саунд🎸 в допроцессорную эпоху🤟😁. Вторая по значимости - не менее легендарная DS-1: Предназначенная для ''разогрева'' входа лампового аппарата, она, увы, все также включалась в линию, что скрадывало часть её полезных функций. Тем не менее, шоу продолжалось🤟🤟🤟🎸. Третьей фирменной педалькой была Super Overdrive SD-1: Овердравйвы у нас были не столь популярны ввиду относительно слабого уровня перегруза и менее ''зудя

Данная статья - сказание о «днях музыкальных минувших», в частности, об аппаратуре, на которой приходилось играть мне и моим соратникам в конце 90-х - начале нулевых.

Коснувшись темы гитар в своей прошлой статье, продолжаю воспоминания согласно заголовка🙂.

В подавляющем большинстве случаев, в арсенал гитаристов наших краёв входила всего одна примочка, и это был, конечно же, перегруз. Начнем с фирмы́. Самой крутой считалась Boss Heavy Metall:

фото из Сети
фото из Сети

Именно она, включенная в линию, своим характерным ''низасто-верхастым окрасом'' создавала эталонный ''аццко-рокерский'' гитарный саунд🎸 в допроцессорную эпоху🤟😁.

Вторая по значимости - не менее легендарная DS-1:

фото из Сети
фото из Сети

Предназначенная для ''разогрева'' входа лампового аппарата, она, увы, все также включалась в линию, что скрадывало часть её полезных функций. Тем не менее, шоу продолжалось🤟🤟🤟🎸.

Третьей фирменной педалькой была Super Overdrive SD-1:

фото из Сети
фото из Сети

Овердравйвы у нас были не столь популярны ввиду относительно слабого уровня перегруза и менее ''зудящего'' звука🤷‍♂️😁. Тем не менее, любителям блюза и харды́ вполне хватало.

Плавно переходя к отечественному производителю, сразу вспоминаю про ''Лель драйв-дисторшн'':

фото из Сети
фото из Сети

Эта педаль в массивном силуминовом корпусе также вызывала недюжий трепет среди местных гитароманов. В своё время мне попадался в руки ''лелевский'' Нeavy Мetall:

-5

От себя могу сказать, что оба изделия неслабо фонили, а второе сильно скрадывало динамику звукоизвлечения и имело некий фуззовый призвук.

Еще одна, на мой взгляд, достойная приставка - ''Электроника ПЭ-12", она же - "Venta-overdrive":

фото из Сети
фото из Сети

Достаточно добротный Овер - плотный, несипящий, малофонящий. Корпус сделан из пластика, но изнутри экранирован медной фольгой.

Все гитарные партии, для которых не требовалось перегруженное звучание, (переборы, вступления) игрались на чистом звуке, иногда окрашиваемом с помощью флэнджера:

фото из Сети
фото из Сети

Или (совсем уж редко) - с помощью "Лель ЦЗ":

фото из Сети
фото из Сети

Но на заводских педалях (как и более-менее приличных гитарах) в "лихие-девяностые" играли далеко не все, ибо для начинающих цена их была довольно высокой, а доступность - напротив, низкой. Много «под ногами» было и самопала. Причем, как откровенной кустарщины, так и довольно качественно оформленных и недурно звучащих изделий.

В какой-то момент слава примочек была подвинута появлением гитарных процессоров, и первым стал Zoom-505:

фото из Сети
фото из Сети

Эта пластиковая коробочка произвела эффект разорвавшейся бомбы; еще бы - получить все основные эффекты сносного качества в одном флаконе - по тем временам было очень круто😳! А уж всеми горячо любимый пресет «metall distortion» был вне всякой конкуренции😁.

После 505-го был и его младший брат - 606-й:

фото из Сети
фото из Сети

Между ними затесался Korg AX-1000g:

фото из Сети
фото из Сети

Если ''Зум'' был этаким народным девайсом, то ''Корг'' с его многочисленными ручками, крутилками и педальками казался нам - не ичаче - гитарным ''хай-эндом''. Помню, как мы гадали, за что отвечает блок ''Cabinet'' с его магическими надписями: 2х12, 4х12🤔... Понятие кабинет-эмулятора (как и гитарного комбика) в нашем провинциальном гитарном жаргоне отсутствовало напрочь, появившись значительно позже.

А пока, как уже было сказано, все включалось в линейный вход микшерного пульта.

Без преувеличения будет сказано, что микшер для любой реп.базы был одним из ключевых агрегатов. И здесь был кто во что горазд:

фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети

Зачастую полурабочие, списанные или приносимые из заветной каморки «что за актовым залом», они выполняли функции репетиционных, студийных и концертных пультов одновременно и потому тщательно береглись. Подключался выход пульта к усилителю:

фото из Сети
фото из Сети

фото из Сети
фото из Сети

фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети
фото из Сети

а тот, в свою очередь, к колонке, например такой:

-21

Несмотря на свое трансляционное предназначение, У-100 был для новичков в каком-то смысле предпочтительнее, поскольку имел на борту примитивный транзисторный микшер, в который можно было воткнуть гитару, бас и пару микрофонов. Последние были, кстати, самые простые и доступные:

фото из Сети
фото из Сети

И только в начале нулевых детища китайского «музпрома» подвинули славу «МД-шек».

Переходя от общего к частному, пришло время вспомнить мой аппарат. Как я уже писал в статье, самая первая примочка была собрана по схеме из журнала ''Самоделки юного радиолюбителя'':

-23

Собирая приставку, я толком не представлял, как она функционирует, и как выглядит настоящая гитарная педаль🫣. Поэтому первая версия схемы была заключена в массивный самодельный пластиковый корпус с торчавшим сверху штоком переключателя П2К😁. Вторая версия помещалась в приобретенный по случаю корпус от сгоревшего (о-ужас!🫣) SD-1.

Следующим стал довольно неплохой самопальный овер, купленный с рук вместе с полуакустикой ''Мария''. Гейна в звуке мне (как и всем) тогда не хватало, душа требовала «мяталлу»😁, поэтому после попыток ''допилить'' схему с помощью местных ''радиогубителей'', на рубеже веков примочка была заменена на "Venta Оverdrive". Пройдя успешную модернизацию и получив режим ''дисторшн'', вместе с моей переделанной ''Тоникой'' она использовалась достаточно активно и плодотворно.

В 2000 – м, удачно продав «Венту», я ненадолго обзавёлся добротным самопальным дисторшеном. Тогда же я приобрел полуживой флэнжер «Электроника»:

-24

Доведя примочку до рабочего состояния, совместно с «прокачанной» гитарой «Уника» я играл на этих эффектах весь 2001-й год:

-25

В это время понемногу стала появляться и накапливаться музыкально-электронная информация, в том числе, и схемы приставок. Однажды мне попалась в руки статья. Описание было столь красочным, что я не мог удержаться от повторения оной))):

-26

И даже отсутствие рисунка печатной платы не остановило меня, я нарисовал его сам. По старинке, ручкой на листочке))):

-27

На всё - про всё ушла… неделя, и – о чудо – приставка заработала с первого включения! Единственным минусом был фон при полностью экранированном корпусе. Виной всему, скорее всего, была неграмотная разводка платы, но тогда на это особо не обращалось внимания))).

С этой примочкой я плавно вступил в процессорную эпоху, приобретя 606-й «Зум». Который продержался у меня вплоть до 2005-го года, передав эстафету сначала Томато:

-28

А затем – собранному на заказ ламповому аппарату с низким анодным питанием:

Автор и изготовитель: Александр Дутов
Автор и изготовитель: Александр Дутов

Тогда же у меня появился первый комбик – мощный, великолепно звучащий Vermona R1040:

фото из Сети
фото из Сети

Который впоследствии уступил место ламповому «хэнд-мэйду»:

-31

-32

А дальше… А дальше - первая стадия моего Малого Домашнего Гитаризма завершилась; что произошло потом - вы уже знаете😉🙂.