Данная статья - сказание о «днях музыкальных минувших», в частности, об аппаратуре, на которой приходилось играть мне и моим соратникам в конце 90-х - начале нулевых.
Коснувшись темы гитар в своей прошлой статье, продолжаю воспоминания согласно заголовка🙂.
В подавляющем большинстве случаев, в арсенал гитаристов наших краёв входила всего одна примочка, и это был, конечно же, перегруз. Начнем с фирмы́. Самой крутой считалась Boss Heavy Metall:
Именно она, включенная в линию, своим характерным ''низасто-верхастым окрасом'' создавала эталонный ''аццко-рокерский'' гитарный саунд🎸 в допроцессорную эпоху🤟😁.
Вторая по значимости - не менее легендарная DS-1:
Предназначенная для ''разогрева'' входа лампового аппарата, она, увы, все также включалась в линию, что скрадывало часть её полезных функций. Тем не менее, шоу продолжалось🤟🤟🤟🎸.
Третьей фирменной педалькой была Super Overdrive SD-1:
Овердравйвы у нас были не столь популярны ввиду относительно слабого уровня перегруза и менее ''зудящего'' звука🤷♂️😁. Тем не менее, любителям блюза и харды́ вполне хватало.
Плавно переходя к отечественному производителю, сразу вспоминаю про ''Лель драйв-дисторшн'':
Эта педаль в массивном силуминовом корпусе также вызывала недюжий трепет среди местных гитароманов. В своё время мне попадался в руки ''лелевский'' Нeavy Мetall:
От себя могу сказать, что оба изделия неслабо фонили, а второе сильно скрадывало динамику звукоизвлечения и имело некий фуззовый призвук.
Еще одна, на мой взгляд, достойная приставка - ''Электроника ПЭ-12", она же - "Venta-overdrive":
Достаточно добротный Овер - плотный, несипящий, малофонящий. Корпус сделан из пластика, но изнутри экранирован медной фольгой.
Все гитарные партии, для которых не требовалось перегруженное звучание, (переборы, вступления) игрались на чистом звуке, иногда окрашиваемом с помощью флэнджера:
Или (совсем уж редко) - с помощью "Лель ЦЗ":
Но на заводских педалях (как и более-менее приличных гитарах) в "лихие-девяностые" играли далеко не все, ибо для начинающих цена их была довольно высокой, а доступность - напротив, низкой. Много «под ногами» было и самопала. Причем, как откровенной кустарщины, так и довольно качественно оформленных и недурно звучащих изделий.
В какой-то момент слава примочек была подвинута появлением гитарных процессоров, и первым стал Zoom-505:
Эта пластиковая коробочка произвела эффект разорвавшейся бомбы; еще бы - получить все основные эффекты сносного качества в одном флаконе - по тем временам было очень круто😳! А уж всеми горячо любимый пресет «metall distortion» был вне всякой конкуренции😁.
После 505-го был и его младший брат - 606-й:
Между ними затесался Korg AX-1000g:
Если ''Зум'' был этаким народным девайсом, то ''Корг'' с его многочисленными ручками, крутилками и педальками казался нам - не ичаче - гитарным ''хай-эндом''. Помню, как мы гадали, за что отвечает блок ''Cabinet'' с его магическими надписями: 2х12, 4х12🤔... Понятие кабинет-эмулятора (как и гитарного комбика) в нашем провинциальном гитарном жаргоне отсутствовало напрочь, появившись значительно позже.
А пока, как уже было сказано, все включалось в линейный вход микшерного пульта.
Без преувеличения будет сказано, что микшер для любой реп.базы был одним из ключевых агрегатов. И здесь был кто во что горазд:
Зачастую полурабочие, списанные или приносимые из заветной каморки «что за актовым залом», они выполняли функции репетиционных, студийных и концертных пультов одновременно и потому тщательно береглись. Подключался выход пульта к усилителю:
а тот, в свою очередь, к колонке, например такой:
Несмотря на свое трансляционное предназначение, У-100 был для новичков в каком-то смысле предпочтительнее, поскольку имел на борту примитивный транзисторный микшер, в который можно было воткнуть гитару, бас и пару микрофонов. Последние были, кстати, самые простые и доступные:
И только в начале нулевых детища китайского «музпрома» подвинули славу «МД-шек».
Переходя от общего к частному, пришло время вспомнить мой аппарат. Как я уже писал в статье, самая первая примочка была собрана по схеме из журнала ''Самоделки юного радиолюбителя'':
Собирая приставку, я толком не представлял, как она функционирует, и как выглядит настоящая гитарная педаль🫣. Поэтому первая версия схемы была заключена в массивный самодельный пластиковый корпус с торчавшим сверху штоком переключателя П2К😁. Вторая версия помещалась в приобретенный по случаю корпус от сгоревшего (о-ужас!🫣) SD-1.
Следующим стал довольно неплохой самопальный овер, купленный с рук вместе с полуакустикой ''Мария''. Гейна в звуке мне (как и всем) тогда не хватало, душа требовала «мяталлу»😁, поэтому после попыток ''допилить'' схему с помощью местных ''радиогубителей'', на рубеже веков примочка была заменена на "Venta Оverdrive". Пройдя успешную модернизацию и получив режим ''дисторшн'', вместе с моей переделанной ''Тоникой'' она использовалась достаточно активно и плодотворно.
В 2000 – м, удачно продав «Венту», я ненадолго обзавёлся добротным самопальным дисторшеном. Тогда же я приобрел полуживой флэнжер «Электроника»:
Доведя примочку до рабочего состояния, совместно с «прокачанной» гитарой «Уника» я играл на этих эффектах весь 2001-й год:
В это время понемногу стала появляться и накапливаться музыкально-электронная информация, в том числе, и схемы приставок. Однажды мне попалась в руки статья. Описание было столь красочным, что я не мог удержаться от повторения оной))):
И даже отсутствие рисунка печатной платы не остановило меня, я нарисовал его сам. По старинке, ручкой на листочке))):
На всё - про всё ушла… неделя, и – о чудо – приставка заработала с первого включения! Единственным минусом был фон при полностью экранированном корпусе. Виной всему, скорее всего, была неграмотная разводка платы, но тогда на это особо не обращалось внимания))).
С этой примочкой я плавно вступил в процессорную эпоху, приобретя 606-й «Зум». Который продержался у меня вплоть до 2005-го года, передав эстафету сначала Томато:
А затем – собранному на заказ ламповому аппарату с низким анодным питанием:
Тогда же у меня появился первый комбик – мощный, великолепно звучащий Vermona R1040:
Который впоследствии уступил место ламповому «хэнд-мэйду»:
А дальше… А дальше - первая стадия моего Малого Домашнего Гитаризма завершилась; что произошло потом - вы уже знаете😉🙂.