Найти тему

Малый домашний гитаризм: начало пути.

Просматривая свой фотоархив, я обнаружил любопытную подборку фотографий инструментов, на которых я играл в разное время. Нахлынувшие воспоминания стали поводом для написания данной статьи...

...Строго говоря, играть на гитаре я мог начать еще в 1986-м – тем летом тётя подарила старшему брату «джентельменский набор»: шестиструнную гитару, самоучитель, пару медиаторов и торжественное напутствие «Учись!». Инструмент был вполне играбельным, однако, терпение и желание у брата закончились достаточно быстро, а я интереса к музицированию не проявил, выучив лишь обязательного «Кузнечика». Посему, за ненадобностью акустика вскоре была продана более нуждавшимся знакомым родителей.

Второй заход состоялся через девять лет, когда я твердо решил научиться играть. И снова у тёти была взята на это раз семиструнка:

Изначально гриф и дека существовали отдельно друг от друга))). Но, мой отец – фрезеровщик, рационализатор и мастер на все руки – дал гитаре вторую жизнь. А уже мой первый гитарный Сэнсэй – Александр Валерьевич Гаряев:

-2

– помог ее настроить и преподал мне первые гитарные уроки, за что ему огромное спасибо!

Именно этот инструмент вкупе с красномедными струнами стал моей «Number one». На нем были сбиты пальцы, выучены аккорды и под мой скромный аккомпанемент спеты первые песни:

-3

В дальнейшем инструмент не раз модернизировался: были дублированы две первые струны, установлен звукосниматель. В начале нулевых я отдал его за символическую цену своему другу, увы, ныне покойному.

Летом 1997-го я неожиданно стал обладателем электрогитары «Форманта». Мне ее всвязи с переездом подарил один приятель, в свое время получивший гитару в дар от родственника из деревни. Инструмент был в полуразобранном состоянии – отсутствовал верхний пикгард и большая часть струн, торчавшие потроха… «И вообще, инструмент нерабочий» - так мне было сказано. Возможно, я и не стал бы её оживлять, но меня очень привлекли тактильные ощущения: тонкие гриф и дека относительно акустики вкупе с желанием послушать "электрозвук" побудили начать реставрацию.

В те годы сколь-нибудь стоящей информации по гитарам и их устройству в наших провинциальных краях было предательски мало. Основная часть черпалась из старых журналов вроде «Техника молодежи», «Моделист-конструктор» и им подобных. Кроме схем простейших гитарных примочек, там рассказывалось иногда о достижениях «юных техников Грузии», сделавших из подручных материалов электрогитару «ничуть не уступающую западным образцам». Лучшим вариантом были «старшие товарищи», на собственной шкуре постигшие азы гитаризма и делившиеся с «пионерами» вроде меня бесценным опытом.

Итак, для начала из оргстекла был сделан верхний пикгард, под который были убраны провода и печатная плата с деталями. Позже я узнал, что это был встроенный эффект Fuzz, которым я, однако, так и не воспользовался. Далее были куплены и установлены серебряные струны (первые электрогитарные Emuzin и Fedosov появились в наших краях примерно через год) и… Выяснилось, что гитара не строит. Абсолютно. Чуть позже я узнал про такое понятие как «мензура» и, проверив его, выяснил, что расстояние от верхнего порожка до 12 лада значительно короче расстояния от 12-го лада до бриджа. Проведя детальное обследование, я с ужасом обнаружил, что гриф гитары… укорочен по 16-й лад! Вероятнее всего, незадачливый деревенский парень из-за отсутствия под рукой электрогитарных струн решил установить струны для акустики, которые, к слову, значительно короче. Поняв это, товарищ попытался решить проблему установкой трех дополнительных колков на голову грифа. Вдобавок, горе-музыкант просто-напросто отпилил гриф, не задумываясь о последствиях. Когда стало ясно, что «фарш невозможно провернуть назад», инструмент стал неликвидом, попав в таком состоянии ко мне. Мензуру удалось восстановить путем перемещения нижнего порожка. После этого гитара стала немного строить в пределах пяти первых ладов. Но, это было уже кое-что! Гитарным комбиком выступил старый кассетник «Весна» с убитым лентопротягом, но еще живым усилителем:

-4

Дополнением стала гитарная примочка, собранная по известной схеме:

-5

Звучала вся связка под стать моему тогдашнему неумению играть: громко, грязно и «песочно». Настоящий гаражно-панковский фузз-драйв)))! С этим комплектом я принял участие в составе проекта «Парапсихоз». Позднее один из участников группы выменял у меня мой нехитрый комплект на две колонки «Романтика», впоследствии ставших основой для моего нынешнего гитарного комбика, нескольких аудиокассет, банданы и чего-то еще))).

Уже весной 1998 года я стал обладателем питерской полуакустики «Мария-ритм»:

-6

Приобрел я ее, как водится, у «старших товарищей». Причем, реклама товара происходила в лучших традициях рыночного маркетинга: «Ваще, супер-гитара! Гриф – пальцы прям, сами бегают! Звучки – огонь, так и поют! Не продавал бы, да вот, деньги нужны, от сердца, понимаешь, отрываю…». В довесок был куплен приличный самопальный овердрайв в железном корпусе. По сравнению с «Формантой» это был несомненный шаг вперед, хотя, джазово-полуакустический нрав гитары явно противился моему младо-рокерскому напору))). Во время моего первого выступлении на сцене Рудненского рок-клуба «Hole» инструмент и впрямь начинал «петь» недюжим фидбэком))). Проблема решилась с помощью добытого из старого матраса ватина, втиснутого в эфы верхней деки))).

Поиски «философского камня» в виде нового инструмента продолжились; в 1999-м полуакустика с вместе с примочкой осели у одного из участников школьной группы «Атом», в которой я отметился недолгим своим участием. На смену пришла легендарная «Тоника»:

-7

По моему глубокому убеждению, несмотря на причудливую форму – «Тоника» - одна из немногих советских электрогитар, способных вполне адекватно звучать без каких-либо глобальных переделок и настроек, не доставляя при этом серьезного дискомфорта в игре. А, при приложении минимальных усилий можно было получить вполне годный музыкальный инструмент начального уровня.

На фото видно, что в моем случае, усилия были как раз-таки максимальными: гитара досталась мне в виде деки с тремоло и грифа с колками. Вся электроника была изготовлена заново. Каждый звукосниматель представлял шесть катушек с ферритовым сердечником и магнитом от мебельных защелок, намотанных проводом 0,05мм и соединенных последовательно:

-8

-9

Катушки помещались в специально изготовленный корпус из тонкой нержавейки и заливались эпоксидной смолой. Сопротивление каждого звукоснимателя было порядка… 27кОм))), что было хорошей ловушкой для фона при игре на перегрузе. Пришлось мастрячить сверху экран из тонкой медной фольги, для пущей эстетики отделав его декоративным целлулоидом))).

-10

Для большего удобства игры на верхнюю деку была сделана накладка из фанеры с приклеенным сверху куском гетинакса и выпилены анатомические скосы. Переключатель для звучков был позаимствован из… старой электроплитки))). Чуть позже были сделаны ретейнер для струн и металлическая пластина для колков:

-11

За этими несколькими фразам, на самом деле скрывается титанический труд – все делалось практически голыми руками, с применением минимального количества инструментов и приспособлений, совершенно не представляя, что получится в итоге.

В итоге получился инструмент, на котором я играл последующие 4 года. Тяжеловатый, с толстоватым грифом и приглушенным звуком – последовательное соединение катушек напрочь убивало ВЧ-составляющую, что, впрочем, при игре с перегрузом шло только на пользу, снижая количество ненужного «песка» в сигнале.

Сослужив мне хорошую службу в андеграундных репетициях, записях и концертах, «Тоника» в 2002-м году ненадолго уступила место «Унике»:

-12

Сделана она была по образу и подобию своей предшественницы, разве что звукосниматель был покупным заводским хамбакером от пришедшей в негодность (о – ужас))) импортной гитары))).

Весной 2003 года я купил с рук за символическую цену первый более-менее приличный инструмент: «Yamaha» а-ля Jackson Randy Rhoads:

-13

Корпус был самопальным – из толстой фанеры. Лады на грифе были достаточно жесткими, явно напрашиваясь на шлифовку, тремоло – в максимально затянутом состоянии, гриф был закреплен несколько неровно, из-за чего первая струна у его основания выходила за край ладов… Помимо этого имелись определенные трудности в транспортировке: достаточно габаритный кейс не очень вписывался в интерьер микроавтобусов и маршрутных такси))). И, тем не менее, это был прогресс! По сравнению с предшественниками инструмент звучал на голову выше! Отметившись на записи дебютного трека «Хэви в лесу» группы «Новая территория», в этом же году гитара «дашь-на-дашь» была обменяна на Jolana Strat, о которой подробно написано в статье. Параллельно с ней использовалась апгрейд-версия Jolana Tornado:

-14

Как видно из фото, родной пикгард был заменен на новый и установлены два хамбакера: один рельсовый, а другой – стандартный, оставшийся после апгрейда Jolana Strat. Инструмент использовался в качестве репетиционно-концерного и в дальнейшем, после серии очередных модернизаций, осел у второго моего Гуру Александра Дутова:

-15

Коротко о примочках: за все время начального этапа музицирования у меня было лишь две заводских: «Venta-overdrive» и флэнджер «Электроника». Причем, последний появился достаточно поздно – в начале нулевых. Все остальное – самоделки, либо купленные, либо собранные мною. Подавляющее большинство коллег-музыкантов использовало схему «чистый звук/перегруз». И, чем андеграунднее был стиль, тем "злее" должен был быть эффект, с обязательно выкрученной ручкой гейна в крайнее правое положение))). С 2003 по 2005 годы я использовал на записях и концертах процессор ZOOM-606, который впоследствии уступил место новым самоделкам))). Впрочем, это уже совсем другая история))).