...использующих воздействие на рефлексы, а не на сознание.
Рефлексы сидят глубоко в мозгу, в его древних слоях. Мышлением занят неокортекс — самая молодая часть мозга, которая и делает человека человеком в интеллектуальном отношении. По крайней мере, может сделать.
Мне интересно, что происходит именно в неокортексе. Мои заметки, а тем более книги — о том, как люди работают с информацией, до чего додумываются, и куда может привести работа мысли.
Большинство более успешных авторов идут другим путём. Они, попросту говоря, бьют публику не по соображалке, а по переживалке.
Этот фокус в 1969 году продемонстрировал ирландский драматург Сэмюэл Беккет в пьесе, которую называют самой короткой за всю историю театра. И действительно, для того, чтобы потеребить рефлексы, много не надо:
1. Слабый свет на сцене, усыпанной всяким хламом (удерживать пять секунд).
2. Слабый короткий Крик и сразу вслед за ним Вдох (одновременно с постепенным усилением света — доведение до максимума примерно через десять секунд).
3. Молчание (удерживать около пяти секунд).
4. Выдох (одновременно с медленным ослабеванием света, доведённым до минимума).
5. Крик (примерно через десять секунд).
6. Молчание (удерживать около пяти секунд).
Вот и весь фокус, позволяющий манипулировать рефлексами массовой аудитории. А что там себе придумает зритель — и станет ли придумывать, или вместо мыслей ограничится чувствами, — какая разница?
"Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении", — не без пафоса заметил один умелый манипулятор в программной работе "Материализм и эмпириокритицизм", написанной задолго до пьесы Беккета, в 1909 году.
Для большинства вполне достаточно ощущений. Мысли — это лишнее.
Комментариев в соцсетях сказанное тоже касается.