Найти тему
Инна Юлусова/Мери Рич

Детская травма Кощея Бессмертного

По сути, это тень, говорит психолог Елена Журек о Кощее:

  • Он может быть альтер-эго - отражением собственного зла;
  • Он - метафора депрессии, застревание в состоянии "что воля, что неволя";
  • Он - и олицетворение низшего проявления человеческого бытия, где ценятся материальные блага, но нет духовного развития;

"Как царь Кощей над златом чахнет"...

  • Он - это экзистенциальный страх смерти и мучительное цепляние за мир материи;
  • Он - и глубинная психотравма, ведущая к ощущению бесконечной пустоты и попытка заполнить ее "златом".

В сказке о Царевне-Лягушке Кощей - это поглощающий, пожирающий, деспотичный родитель.

Василиса Премудрая обернулась белым лебедем и улетела к отцу - Кощею Бессмертному - после того как Иван Царевич сжег ее лягушачью шкуру. В жизни - ушла в себя, в депрессию, в травму.

Что на символическом уровне произошло в сказке?

Иван-Царевич - младший, несепарированный сын. Он понял, что за счет своей неординарной жены - лягушки-квакушки - выбивается в лидеры среди братьев и может заслужить одобрение, любовь и признание отца.

Потому, чтобы угодить родителю, он жестко нарушает границы Василисы, по сути предает ее, сжигая раньше времени лягушечью шкуру. Ни ума, ни мудрости царевичу не хватило, чтобы оценить масштаб личности жены - не дорос и... потерял.

Иван Царевич все же встал на путь взросления и свой фокус перенаправил с родительской фигуры на фигуру жены и на потерянное семейное счастье.

Дуб с ларцом - это архетип родового дерева Василисы с главной тайной - травмой.

Причина травмы царевны - отец Кощей Бессмертный. Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего уродилась. Он за то разгневался на нее и приказал ей лягушкою быть. Не выдержал отец преимущества дочери, узрел в этом конкуренцию. Потому и навешал на дочь проклятий-программ.

Кощей травмирован собственной матерью и от этого не вынес превосходства дочери. Девушка ухватилась за шанс вылезти из семейного болота, где ей и квакнуть опасно. А вышло, что опять двадцать пять. Муж тот же абьюзер. Иван Царевич прошелся по самому больному - указал на место...

В случае отца - где и как квакнуть, в случае Ивана, где и как блистать. Суть одна. Боль одна.

У сказки хороший финал. Теперь царевич больше не эгоист и не станет за счет жены закрывать свои потребности. Сам свои потребности закроет и Василисе даст время для прокачки самости, принимая ее полностью и безусловно. Ну и потрудиться Ивану пришлось, чтоб вернуть свое семейное счастье.

Инна Юлусова использовала материал из книге «Архетипы в русских сказках».

Читайте: