Желание разобрать исторические основы военного фильма-драмы “Подольские курсанты” и осветить его малоизвестные моменты возникло у меня давно. А знакомство с очерком о фактах и домыслах этого кино раскрученного блоггера Кирилла Шишкина только подтолкнуло к реализации идеи. На мой взгляд (публициста-историка), критик с небрежным видом знатока военной истории производит ряд нелепых суждений как относительно фильма Вадима Шмелева, так и подвига подольских курсантов. Оговорюсь сразу, что с моей точки зрения, фильм “Подольские курсанты” является одним из лучших военных фильмов последнего десятилетия (й), а потому подобные выпады следует парировать, отделяя полезные моменты от шелухи неосведомленности и хайпа блоггеров.
Начнем с конечного вывода Шишкина. Автор пишет: “Поскольку в советское время реальной картины боёв в этом районе никто не описывал, то попытки домыслить то немногое, что было известно, привели к очень существенному искажению этих событий в художественном воплощении” (то есть в фильме “Подольские курсанты”). Вот уж как говорится, выстрел не в бровь, а в глаз. Хочу сообщить всем интересующимся темой, что сценарий фильма Шмелева писался на основе документальной повести “На Варшавском шоссе”, изданной в СССР в 1979г. и доступной, между прочим, в интернете. Её автором является Иван Семенович Стрельбицкий, начальник Подольского артиллерийского училища в 1941г.
Иван Семенович подробным образом излагает историю боевого подвига курсантов и командиров. Надо полагать, что сценаристы фильма добросовестно прочитали книгу советского времени и прилагающиеся к ней воспоминания участников боев. При наличии обильного фактического материала творческая фантазия с её вольностями позволила реконструировать события октября 1941 года в довольно близком к реальности виде. В этом историческом соответствии и кроется главный секрет успеха фильма. Художественная и историческая правда заходит в сердца и вызывает благодарные чувства. Другой секрет картины относится уже, увы, больше к мирской кухне кинематографа – тонких граней авторства. Сценаристы иногда предпочитают скрывать главный (письменный) первоисточник своего вдохновения. Как и в сериале “Адъютант его Превосходительства”, фильме “Праведник” в фильме “Подольские курсанты” отсутствуют отсылки на книгу-первооснову.
Однако практически все имена командиров, включая того же Стрельбицкого, в фильме режиссера Шмелева подлинные, более того, в персонажах курсантов угадываются конкретные люди. Прежде всего, это касается образа курсанта-артиллериста Саши Лаврова. Прототипом для него выступает курсант Поздняк Геннадий Иванович (1924 г.р.).
Так, начальный эпизод фильма с учебным поражением 3 целей на полигоне взят, без сомнений, из повести Стрельбицкого. Эпизод с отличником стрельбы Г.Поздняком, впрочем, в кино творчески переработан.
Также переработан и рассказ самого Поздняка о том, как он в одиночку вел по танкам огонь из дота-землянки, будучи готовым взорвать себя вместе с дотом. Позже к нему пришел на помощь ст.сержант Носов. В фильме курсант Лавров приходит на помощь в доте лейтенанту Алешкину и гибнет вместе с ним. Мы не знаем, какими были последние минуты настоящего лейтенанта Алешкина. Известно, что он погиб в бою в доте вместе с расчетом, только один человек остался жив.
Теперь обратите внимание на год рождения Поздняка – 1924-й, значит, ему было в 41-м 17 лет. Юный возраст имеет отношение к другому важному “тезису” Шишкина по курсантам – “в большинстве это были далеко не мальчишки-школьники, а люди, отслужившие срочную, у некоторых даже боевой опыт имелся”. Кажется, что блоггер здесь даже прав. Действительно, финальная фраза (надпись) в фильме “Большинству из них не было и 20 лет” при всём её эмоциональном накале может вызывать сомнения. Однако есть важные нюансы, позволяющие взглянуть на ситуацию с другой стороны, - смысловой, а не статистической. В 1937г. в СССР были созданы специальные артиллерийские школы (17 штук), ориентированные на подготовку юношей для поступления в военные училища. Обучение в них начиналось с 8-го класса, выпускники могли после 10-го класса поступать в любое военное училище.
Геннадий Поздняк, выпускник московской артшколы 41 года, поступил как раз накануне войны вместе со своими товарищами в Подольское артиллерийское училище (ПАУ). С учетом предварительной подготовки в артшколах, а также отправки в ПАУ военкоматами обычных выпускников 10 класса (по заявлениям ребят) курсанты 1921/22-24 годов рождения могли составлять в октябре 1941 года 40-50% и больше учащихся ПАУ. Стрельбицкий вспоминает в повести даже о курсанте, которому не было и 17 лет в октябре 1941г. Этот курсант появляется в фильме в образе сына доктора.
Другое дело, что в Подольском стрелково-пулеметном (пехотном) училище (ППУ) демографическая ситуация была несколько иной. Контингент курсантов здесь был постарше. Так, в 4-м батальоне ППУ большинство были в возрасте 25-30 лет и 60% служили уже в Красной армии. Тем не менее сценарии писался на основе книги начальника Артиллерийского училища, в котором момент юности ребят буквально сквозит и отражается в финальной надписи фильма “Подольские курсанты”.
Большая часть очерка Шишкина посвящена попытке нарисовать широкую картину боевых действий в октябре 1941г., через которую он развивает мысль, что Варшавское шоссе было далеко не основным направлением наступления немцев на Москву. А следовательно, читается по смыслу, практическое значение подвига подольских курсантов в общественном пространстве преувеличено. Вдобавок, в военно-историческом плане очень спорно звучит такое утверждение – “То, что описывалось как успешное сдерживание немцев, на самом деле было отсутствием немецкого наступления, тогда как там, где части Вермахта наносили удары, наши войска действовали крайне неудачно.” Автор в качестве подтверждения своей мысли указывает на то, что дивизия СС «Райх», которая захватила Юхнов, на Малоярославец (прямое направление на Москву, которое прикрывали курсанты – О.Д.) не пошла, а повернула на Гжатск. Насколько я знаю из сводок группы армии Центр, Юхнов брала вовсе не дивизия СС "Райх", а 10 танковая дивизия 40 армейского корпуса. Дивизия "Райх" не шла впереди наступающих частей, её берегли.
Да, курсанты сражались с “обычными” дивизиями Вермахта, остатки подольского отряда от Ильинского рубежа отступили, Малоярославец пришлось отдать. И что? Кино этого и не скрывает, какие-то моменты боя в нем не показываются, это верно. Но преуменьшать немецкое давление в районе Варшавского шоссе вовсе не стоит, хотя бы потому что это была наиболее удобная трасса на Москву. Это понимало и советское командование, и немецкое. Поставьте себя на место немцев. Раз Варшавское шоссе самое удобное, следовательно надо незамедлительно бросить на него лучшие силы? Пусть они идут вперед в отрыв от остальных частей, лишь бы скорее пересечь границу Москвы? А что, если Красная армия сосредоточит все резервы по этой дороге и передовые части попадут в ловушку? Немцы, что, так хорошо информированы обо всех действиях Красной армии? Конечно, Нет. Скорее поэтому фашисты предпочитали действовать методичнее даже после сокрушительного прорыва нашего фронта Гудерианом 2 октября. В период подтягивания сил к наиболее обороноспособному направлению на Малоярославец они сначала предпринимают разведывательные действия сильными группами.
Теперь поставьте себя на место советского командования. Для того, чтобы сосредоточить силы на наиболее танкоопасном направлении, нам нужно время. Под рукой из надежных частей только личный состав двух Подольских училищ. Их то и направляют оседлать Варшавское шоссе, оторвав все же один батальон курсантов (4-й) и 3 орудийную батарею на прикрытие Киевского шоссе. Начальник Подольского пехотного училища генерал-майора В.Смирнов назначается начальником центрального сектора Малоярославецкого укрепрайона. По мере возможности Смирнову придадут другие стрелковые части, артиллерию, подводится 17 танковая бригада, дивизион катюш 12 гв. минометного полка, но ядро живой силы на центральном участке – это всё же курсанты. А не некая плеяда частей, как утверждает Шишкин.
Итак, с 5 октября оба подольских училища – выдвигаются на фронт. Предвидя возможное нападение вражеских самолетов, начальник артиллерийского училища Стрельбицкий (в своей повести он себя именует Костин) приказал увеличить дистанции между машинами. “Может быть, эти растянутые колонны автомобилей, идущих с зажженными фарами, и создали у немецкой авиаразведки впечатление о движении ночью из Москвы крупных войсковых соединений. Об этом несколькими днями позже рассказал пленный фашистский офицер. Он сообщил также, что командир его дивизии очень нервничал, получив такие сведения. Во всяком случае, нервозность противника была нам на руку. Еще не вступив с курсантами в бой, он уже опасался их.”
Обзоры по военным фильмам и Отечественной войне в блоге Друг Истории
Теперь ещё одно сногсшибательное утверждение историка-блоггера, которое он, похоже, хотел бы увидеть воплощенным в кино. - “Войска сводного отряда, куда входили и Подольские курсанты, первой задачей имели не оборонять шоссе, а отбить Юхнов обратно. Однако сделать этого не смогли”. Хоть стой, хоть падай. Разумеется, командование армии и фронта хотело бы отбить Юхнов обратно. Но для этого нужны были соответствующие силы. В частности, предполагались возможные действия в направлении Юхнова в случае выхода из окружения в целости бывшей 5 дивизии Народного ополчения, такая мысль в штабах возникла к 7 октября. А пока 5 октября передовой отряд Подольского училища в срочном порядке выезжает для прикрытия подходов к Ильинскому рубежу с тем, чтобы выиграть время для его укрепления, задержать противника всеми училищами согласно приказу на 5-7 дней.
Продолжение разбора истории курсантов следует
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №288, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории