Так получается, что многие события Великой Отечественной войны большинство привыкло воспринимать через их художественное воплощение — книги, фильмы, даже оперы и оперетты.
Хотя любое художественное произведение ставит перед собой задачи довольно далёкие от воссоздание исторической действительности, автор ведь имеет право на художественный домысел или вымысел. А это всё накладывается на советскую суровую действительность, когда история войны была крайне сильно искажена, поэтому писатели и сценаристы просто далеко не всегда знали, как оно было на самом деле.
В числе таких событий, конечно, ставшие в последние годы весьма известными бои на Ильинском рубеже, которые неразрывно связывают с Подольскими курсантами. Если собрать воедино всё, что о них рассказывают, то в целом картина выглядит так. Подольские курсанты — вчерашние школьники, которым в большинстве только стукнуло по 18 лет, ещё не обученные и плохо вооружённые, не получившие даже шинелей, в течении нескольких дней сдерживали атаки огромного числа немецких танков. Сначала они сражались на шоссе между Юхновым и Медынью, затем отошли на Ильинский рубеж. И уже на Ильинском рубеже они стояли насмерть, уничтожив множество фашистов и их танков. Немцы не прошли, но и курсанты все погибли в окружении. Вроде бы я в целом правильно изложил официальную версию. Просто разные авторы рассказывают и показывают эти события немного по-разному.
Давайте же мы попробуем кратко восстановить картину боевых действий на этом участке фронта.
Сводный отряд курсантов Подольского пехотного и артиллерийского училищ действительно был первоначально отправлен на Варшавское шоссе, чтобы не дать немцам прорваться сходу к Малоярославцу. Курсанты были хорошо вооружены и снаряжение всё имелось положенное. А главное, в большинстве это были далеко не мальчишки-школьники, а люди, отслужившие срочную, у некоторых даже боевой опыт имелся. Так что курсанты, как и на других участках фронта — это скорее ударная, наиболее хорошо подготовленная и вооружённая часть. На шоссе они держали оборону не в одиночку, войск там хватало, хотя в основном, кроме танковой бригады, это были сводные отряды из аэродромных и тыловых частей, подразделений ПВО, местных истребительных отрядов.
Ещё один важный момент — дивизия СС «Райх», которая захватила Юхнов, на Малоярославец не пошла, а повернула на Гжатск. Это дало нам возможность укрепить оборону в районе Малоярославца и Боровска. Но и кроме того, войска сводного отряда, куда входили и Подольские курсанты, первой задачей имели не оборонять шоссе, а отбить Юхнов обратно. Однако сделать этого не смогли.
С кем вели бои на Варшавском шоссе в эти дни наши войска не совсем понятно. Видимо, с разведкой дивизии СС «Райх», потому что других немецких войск там не было. Лишь с 9 октября в бой вступила уже разведка 57-го корпуса немцев, который начал наступление на Медынь. После того, как немцы взяли Медынь, наши войска на Варшавском шоссе отступили в Малоярославецкий укрепрайон.
Тут надо обязательно сказать немного про сам укрепрайон, который путают с Ильинским рубежом. На самом же деле Ильинский сектор (так он именовался), был лишь частью Малоярославецкого УРа, который прикрывал и направление на Боровск, и на сам Малоярославец. Оборону в укрепрайоне занимала 43-я армия, и в процентном отношении сводный полк Подольского пехотного училища и сводный дивизион Подольского артиллерийского училища составляли весьма незначительную часть. Что не скажешь в качественном отношении — большинство войск 43-й армии было слабо обучено, либо уже сильно потрёпаны в предыдущих боях. Именно курсанты занимали центральную часть УРа в Ильинском секторе. Кроме них там находился пулемётный батальон, два артиллерийских дивизиона, батарея «катюш» и огнемётная рота.
Надо сказать, что немцы не стали наступать основными силами по Варшавскому шоссе на наиболее сильный Ильинский сектор. До 13 октября против Ильинского сектора действовали лишь некоторые части 478-го пехотного полка.
12 октября немцы взяли Боровск, а 14-го Калугу, обходя центральную часть Малоярославецкого УРа.
14 октября немецкая танковая дивизия начинает наступление чуть южнее Ильинского сектора, 15-го оборону прорывает. Попытки наших войск контратаковать (в бою принял участие и батальон курсантов) успеха не принесли, 15-го немцы прорывают оборону и 16-го выходят на Варшавское шоссе позади наших позиций. При этом случился один важный эпизод, который тоже часто приписывают курсантам. Немцы попытались ударить в тыл войскам в Ильинском секторе, колонна из 15 танков двинулась по Варшавскому шоссе. Где и попала в засаду нашего противотанкового резерва. Пушки 222-го полка ПТО подбили 9 танков, остальные проскочили и вступили в бой с курсантами. Потерь у немцев не было, но они всё-таки отступили обратно, где их опять встретили те же наши пушки. Словом, прорвался только один немецкий танк.
Однако, этот танковый погром никак не помешал немцам 18 октября захватить Малоярославец. И в этот же день войскам Малоярославецкого УРа был дан приказ оставить позиции и отступать. Что было крайне трудно сделать, поскольку все они уже были связаны боями и реально отступление началось лишь 20-го. Большинство частей и соединений 43-й армии понесли огромные потери в этих боях и либо были расформированы, либо выведены на восстановление.
А вот точных данных о потерях курсантов почему-то нет, никто не пытался их установить. Утверждение о том, что они все погибли — выдумка, равно как и то, что их осталось не более пятисот человек, едва ли стоит воспринимать всерьёз. С учётом того, что общее количество курсантов обоих училищ в составе сводных отрядов не превышало двух тысяч, а потери, по косвенным данным не превысили и половины. Тем более, что далее сводный отряд отступил и занимал позиции на реке Нара. После чего уже остатки курсантов были выведены в Ивановскую область, где было создано новое Шуйское пехотное училище. Подольское артиллерийское училище же было эвакуировано в Узбекистан.
Почему никто из пишущих про подольских курсантов не поинтересовался о том, какие же потери они понесли в боях, совершенно непонятно. Такое пренебрежительное отношение трудно объяснить. Конечно, поднимать архивы обоих училищ, дело трудоёмкое — это не фантазировать на свободную тему.
Если резюмировать всё вышеизложенное, то я бы сформулировал так. Наши действия на этом участке фронта в целом были неудачные. То, что описывалось как успешное сдерживание немцев, на самом деле было отсутствием немецкого наступления, тогда как там, где части Вермахта наносили удары, наши войска действовали крайне неудачно. Причины тому и слабая подготовка спешно сформированных или кое-как восстановленных соединений и частей, что также ухудшалось плохой организацией управления войсками, ненадёжной связью и отсутствием качественных разведанных. В целом сдержать немцев в наступлении на Боровск и Малоярославец не удалось, нанести им существенные потери — тоже.
Подольские курсанты на фоне остальных войск сражались гораздо лучше, но они в результате оказались на участке, который немцы не стали штурмовать в лоб, и это направление из главного превратилось во второстепенное. Потому полностью себя проявить и не смогли.
Поскольку в советское время реальной картины боёв в этом районе никто не описывал, то попытки домыслить то немногое, что было известно, привели к очень существенному искажению этих событий в художественном воплощении.
Можно лишь добавить, что если писать роман или снимать кино по реальным событиям, то могло бы получиться гораздо интереснее.
Об одном из упомянутых выше событий рекомендую почитать подробнее: