Всем привет! Здесь будет отзыв на книгу «Любимчик Эпохи» российской писательницы Кати Качур. Сначала в нем не будет спойлеров, но ближе к концу уже буду приводить конкретные сюжетные подробности, включая концовку — но об этом я предупрежу заранее и жирным шрифтом.
Итак, рассказываю, почему обласканный читателями популярнейший роман сначала влюбил меня в себя до кончиков пальцев, а потом так же сильно расстроил.
«Любимчик Эпохи» посвящен интеллигентной семье Гринвичей. Старший сын Родион — умница, красавец, спортсмен и просто везунчик. А вот младший, Илья — хрупкий болезненный ребенок, которого жизнь на каждом шагу одаривает тумаками; но зато с ангельской внешностью, пред которой падают ниц все женщины. С самого детства отношения братьев — поле брани, где соперничество борется с восхищением, а обоюдная ненависть — с глубокой привязанностью.
Но есть еще Эпоха — безумная старуха, живущая в одном доме с мальчиками и проявляющая к одному из них странный интерес. А еще — деревенская семья в составе трех женщин-горемык, каждой из которых на роду написано стать жертвой насилия. Причем здесь они, читателю и предстоит узнать. А заодно понаблюдать, как развиваются отношения так непохожих друг на друга юношей, каждый из которых, казалось, с радостью бы избавился от другого навсегда.
Предупрежу сразу, что это достаточно взрослый роман с точки зрения чувствительных тем. Здесь много секса, присутствует насилие, трагедии, смерти, увечья. Если хотите чего-то легкого и расслабляющего, лучше выбрать другую книгу.
В начале роман выглядит как драма, но с бодрым комедийным повествованием. Качур попросту покорила меня едкой иронией, в которую заворачивала даже острые темы, вплоть до изнасилования. Книга была яркой, эмоциональной, бьющей прямо по больным местам, но не манипулятивно-слезовыжимательным манером, а с задором и ухмылочкой. Мол, как тебе такое, а, читатель? Не расслабляйся слишком, у меня для тебя еще кое-что припасено!
Отношения Родиона и Ильи — главная и прекраснейшая линия в романе, за которую снимаю перед автором шляпу. С огромным наслаждением я бросалась в этот котел из противоречий. Возможно, там есть доля приукрашивания, но это тот случай, когда история слишком по душе, чтобы упрекать ее за небольшие преувеличения. К слову, я и сама младшая сестра, так что эта тема оказалась мне очень любопытна — пусть до таких страстей, как в романе, дело у нас не доходило (и слава богу).
В общем, я наслаждалась, дрейфуя по страницам «Любимчика», и уже успела заявить: возможно, это будет лучшая книга лета… Но радоваться было рано.
Ироничное бескомпромиссное драмеди где-то с середины начало неуклонно приобретать очертания бразильского «мыла» со всеми типичными составляющими. И тщетна была моя надежда, что в финале Качур все-таки оправится и вернется к своему изначальному тону. Увы.
Вот у меня вопрос: как можно было испортить такую книгу? Зачем было превращать удачный, оригинальный задел в бульварный роман? В угоду массовому читателю? Я не понимаю. Все, за что произведение мне сначала так полюбилось, в итоге было принесено в жертву до обиды избитому мелодраматизму.
На самом деле, хотя я тут так распинаюсь и возмущаюсь… Первая половина книги была так хороша, что я бы, скрепя сердце, поставила произведению 4 из 5. Держу пальцы, чтобы в следующий раз Качур меня только порадовала. А вообще, даже забавно, что так вышло: эмоции от произведения у меня примерно такие же неоднозначные, как отношения Ильи и Родиона.
Внимание, дальше буду подробно описывать вопросы к произведению – ВПЕРЕДИ СЕРЬЕЗНЫЕ СПОЙЛЕРЫ!
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Конкретный список того, что меня разочаровало в книге:
1. Крышесносные совпадения. Может, я что-то пропустила, но как логически можно объяснить, что Эпоху (Злату), мать Ильи, поселили в одном доме с ним? Ладно один район, одна улица, но дом… Слишком уж нереалистично. Другой момент: Зольда Коринкина, которую Илья и чиновница Ольга поначалу ошибочно принимают за его биологическую мать. Опять-таки, по невероятному совпадению, у нее тоже тяжелые увечья — не такие же, как у Эпохи, но сам факт.
2. Не знаю, к какой категории отнести следующий момент: совпадениям, дешевому драматизму или еще чему-то. Илья попадает на работу к собственному биологическому отцу. Казалось бы, еще один притянутый за уши случай иронии судьбы. Однако в конце меж строк проскальзывает, что устроила эту встречу не кто иная, как сама Эпоха, причем уже из потустороннего мира. На этом месте должен был заиграть заунывный саундтрек из какого-нибудь сериала на «России-1» с названием типа «Любовь и судьба».
3. Вся концовка: а именно, смерть Ильи, его встреча с Эпохой, которая в загробном мире внезапно преображается в красавицу, торжественное воссоединение всей семьи. Здесь я, кстати, немного не поняла: они действительно стали святыми или это лишь предположение?
Как бы то ни было, это, на мой взгляд, настолько слабый прием, что его сегодня даже не в каждом плохом сериале встретишь. Сама идея загробного мира в книге мне очень понравилась: в целом, она была написана весело, свежо и не уныло. Если бы Качур удержала это настроение и к финалу — фиг с ним, Илья бы даже попал в потусторонний мир, но не было бы этой гипертрофированной сентиментальщины — это был бы уже другой разговор.
И дело тут даже не в моем отношении к вере (а оно скорее позитивное), просто от финала так и тянет халтурой. По ощущениям, на мой взгляд, это идентично романам, где герой попадает в непонятный странный мир, а потом выясняется, что все ему снилось (или он был в коме).
Слабо, очень слабо. Не говоря уже о том, какую лютую слезовыжималку автор устроила в финале – откровенный вызов читателя на эмоции, слишком нарочитый и оттого безвкусный.
Пожалуй, это главные причины, по которым книга не станет моим фаворитом. Повторюсь, я бы так не бесилась, если б роман был совсем проходным, но здесь-то был такой хороший потенциал!
Обновл: Уже после того, как выложила отзыв, полезла читать рецензии на книгу на LiveLib и нашла очень занимательный разбор несостыковок в романе, на которые я (как обычно) даже не обратила внимания. Ссылка вот тут.
А закончить хочется все же на позитивном, так что приведу любимую цитату из романа:
— Не любили его?
— Л-любил, ненав-видел, восхищался, зав-видовал…
— Это жизнь, Илюша, настоящая жизнь…
Читали ли вы «Любимчика Эпохи»? Как вам книга? Будет интересно узнать, согласны вы с моим мнением или нет.