Началась уборочная пора и он на машине отвозил зерно на элеватор. Работал допоздна, потому что по прогнозу скоро должны били пойти дожди, а не весь урожай еще был вывезен с полей.
Когда Иван ночью возвращался домой, то задремал за рулем от усталости. Машина съехала в кювет, перевернулась и Иван не смог из нее выбраться, оказался зажатым в кабине. Обнаружили его только утром, но было уже поздно.
На похоронах Валентина не плакала, она словно замерла, не понимая, что происходит. А свекровь рыдала, во всем обвиняя невестку. Мол, именно она довела ее сына до могилы.
- Валька то тут при чем?- удивлялись соседи,- Не она же за рулем была.
- Ей все денег было мало,- всхлипывала Нина Петровна,- Вот и заставляла моего сыночка работать до устали. Ведь чего удумала- на курорт ей захотелось. Говорила, мол, что председателева жена каждый год ездит на море, а она, Валька, чем хуже? Сдалось ей это море. Людку только жалко, сиротинушкой осталась. Как без отца теперь жить будет?- Нина Петровна вытерла слезы уголком платка.
- Что ты говоришь такое,- возмущались те, кто сидел за столом на поминках,- У Людмилки мать есть, а ты ее «сиротой» называешь.
- Мать?- усмехнулась Нина Петровна,- Помяните мое слово, не пройдет и года, как Валька снова замуж выскочит, позабыв про моего Ванечку.
Отчасти Нина Петровна оказалась права. Прошло чуть больше года, после
смерти Ивана, а односельчане стали замечать, сто Валька, как будто немного поправилась.
А как то она зашла в магазин и повернулась боком, так бабы и вовсе «ахнули».
- Валька то беременна,- зашептались они,- И от кого только забрюхатила?
- Говорят, что ее несколько раз с шофером из соседнего села замечали,- тихо сказала бабка Вера,- Ну с тем, которого нам в помощь на уборку присылали. Эх-хо-хо,- покачала она головой,- Только шофер тот отработал и уехал, а Валька с пузом теперь ходит.
В положенный срок Валентина родила девочку, которую назвала Надей. Нина Петровна укоризненно выговаривала Валентине, когда случайно встречалась с невесткой:
- Быстро же ты забыла своего мужа,- она со злостью смотрела на Валентину,- Только и другой на тебе жениться не торопится. Где он? А?- подбоченилась Нина Петровна,- Кто тебе с ребенком помогать станет? На меня не рассчитывай, у меня только одна внучка есть- Людмилка, а остальных мне не надо.
- Так Людка и поможет,- дерзко ответила Валя,- Она уже взрослая, вот и приглядит за Надькой.
- Люде учиться надо, а не за твоим ребенком приглядывать,- Нина Петровна покачала головой,- Тоже мне, нашла няньку.
- Сама разберусь,- толкнув свекровь плечом, Валентина пошла дальше.
Через два года она снова забеременела и на свет появилась Олька, как две капли воды похожая на своего отца — Мишку Севастьянова, строителя, который все лето с бригадой строил для колхоза новый свинарник.
- Только и научилась, что рожать. А чем ты всех кормить будешь, не подумала?- снова возмущалась Нина Петровна,- Еще одно дитя хочешь на Людкины плечи переложить. Девчонка и так света вольного не видит, в школе отличница, а приходит домой, так за тебя всю домашнюю работу выполняет.
- Я тоже работаю,- огрызнулась Валя,- Поэтому не надо меня упрекать, мне детей кормить надо. А Людка уже большая, пусть учится хозяйство вести, в жизни пригодится.
- Что же ты ее детства то лишаешь?- повысила голос Нина Петровна,- Рожаешь, неизвестно от кого ты, а Люда должна с твоими ребятишками нянчиться? Не дам в обиду свою единственную внучку,- женщина решительно посмотрела на невестку,- Сегодня же предложу Людмилке, чтобы она переходила жить ко мне. Уж я то о ней позабочусь.
Но Люда отказалась жить с бабушкой Ниной.
- Мама без меня не справится,- решительно заявила она,- Уроки я в школе часто успеваю сделать, а за сестренками следить для меня одно удовольствие. Они такие забавные.
- Ну, как знаешь,- Нина Петровна поджала губы,- Надумаешь- приходи и помни, что мои двери для тебя всегда открыты,- она намеренно подчеркнула «для тебя», давая понять, что Надя и Оленька для нее совершенно чужие.
Время шло, Надя ходила в садик, а маленькую Оленьку определили в ясли, так что у Люды появилось свободное время и она могла даже задержаться в школе или просто пройтись с подружками вдоль реки после уроков.
- Люд, а ты кем мечтаешь стать, когда закончишь школу?- как то спросила ее Маша, с которой они сидели за одной партой,- Я вот, например, в медицинский планирую поступать. Хочу стать хирургом или терапевтом. Буду людей лечить и от смерти спасать. По моему, это очень благородная профессия.
- А я мечтаю стать учителем, учить маленьких деток писать и читать,- тихо ответила Люда,- Я уже научила Надюшку читать по слогам и она умеет считать до двадцати. Так что педагогический опыт у меня уже есть.
- Тебя мама то отпустит учиться в город?- поинтересовалась Маша,- А то так и будешь за младшими сестренками ухаживать?
- Не знаю, -мотнула головой Люда,- Надеюсь, что отпустит. Должна же она понять, что у меня своя жизнь, а у нее своя.
Когда Люда узнала, что мать снова беременна, то она не выдержала и закричала на нее:
- Ты что делаешь то?- Люда со злостью посмотрела на Валентину,- Люди над тобой уже смеются.
- Смеются- не плачут,- дерзко ответила та,- И вообще, как ты смеешь так с матерью разговаривать? Сейчас возьму ремень и выпорю тебя, как сидорову козу. Это моя жизнь и мне решать- рожать или нет.
- Да?- лицо Люды раскраснелось,- Только за всеми твоими детьми присматриваю я ,а ты по ночам на свиданки бегаешь. Я хочу после школы в институт поступать, а ты меня снова заставишь с младенцем нянчиться?
- Если я рожу сына, то Василий обещал на мне жениться,- Валя гордо вскинула голову,- Я еще молодая и хочу быть счастлива.
- Я тоже хочу быть счастливой , создать семью и родить своих детей. Понимаешь,СВОИХ!- закричала Люда,- Ты хоть бы раз обо мне подумала, а не только о себе.
- Так я о тебе и думаю,- Валентина тоже повысила голос,- У Васьки в городе квартира есть. Говорит, что большая, так что места нам всем хватит.
Ты в институт поступишь, Надька скоро в школу пойдет, Ольку в садик устроим. А когда наш с Василием малыш подрастет, то и его в детский сад определим. Хорошо заживем. По кино станем ходить хоть каждый день, а не то что сейчас, в деревне, когда кино в клубе показывают только по субботам, да и то, если киномеханик дядя Саша не пьяный.
Я на работу устроюсь, Васька обещал мне на автобазе местечко присмотреть. Со временем может машину купим и на курорт все вместе отправимся отдыхать.
А ты, глядишь, себе в городе жениха присмотришь, умного и образованного, не то что наши деревенские парни, которые только и знают, что самогонку пить, да девчонок лапать своими грязными руками.
- Размечталась!- скривила лицо Люда,- Отцы Надюшки и Оленьки тебе, небось, тоже многого наобещали. А как узнавали про твою беременность, то исчезали, не оставив адреса где их искать.
- Ты как смеешь так со мной разговаривать?- разозлилась Валя,- Знаю, кто тебя таким словам учит, бабка твоя. Сама ты до такого не додумаешься.
Люда ничего не ответила, достала из портфеля учебник истории и стала листать его.
Валентина заходила по комнате, напевая какую то мелодию и вдруг остановилась напротив фотографии Ивана, которая висела на стене в деревянной рамке.
- Эх, Ванька, Ванька,- тяжело вздохнула она,- Если бы не та авария, жили бы мы с тобой, поживали и горя бы не знали. Сам знаешь, тяжело бабе без мужика, особенно молодой. Вот я надеюсь, что найду еще свое счастье, не век же мне вдовой ходить.
Но, не везет мне пока в личной жизни, сбегают мужики, испугавшись ответственности. Зато, вон каких девчонок я родила, всем на загляденье. Ну и пусть вся деревня меня осуждает, считая беспутной. Не понимают они, что я любви ищу и тепла, надоело спать одной в холодной постели.
Люда сидела за столом, прислушиваясь к словам матери. Она помнила отца и до сих пор по нему скучала. Вместе с бабой Ниной она часто ходила к нему на могилу, рассказывала о своих успехах в школе и была уверена, что папа ее слышит.
Люда иногда вспоминала, как отец учил кататься ее на велосипеде, как они вместе ходили на рыбалку рано утром, а куклу, которую он подарил ей на день рождения, берегла, спрятав ее на шкафу.
Когда Нина Петровна узнала, что Валентина беременна уже четвертым ребенком, то она заявила Люде:
- Вот что,девонька! Как закончишь школу и получишь аттестат, поезжай сразу в город и поступай в институт, иначе так и останешься навсегда нянькой у своей матери. Ишь как хорошо она устроилась! Рожает незнамо от кого и спихивает всех детей на старшую дочь.
О деньгах не беспокойся, я с пенсии откладывала понемногу, так что на первое время тебе хватит. Говорят, что в институтах стипендию выплачивают тем студентам, которые учатся хорошо. Так что ты, Людмила, уж не подведи. А я тебе с оказией буду отправлять картошку со своего огорода, соленья. Ничего, проживешь, как нибудь. Главное- получишь образование, устроишься на работу и заживешь своей, самостоятельной жизнью.
- А как же мама?- Люда растерянно посмотрела на бабу Нину,- Ей с тремя маленькими детьми будет тяжело. Да еще хозяйство: корова, куры и огород.
- Сказала бы я про твою мать,- Нина Петровна поджала губы,- Да грех ругаться,- она посмотрела в сторону икон, которые висели в углу,- Кому она этих детей рожала, тебе или себе?
Люда промолчала.
- То то же!- Нина Петровна подняла вверх указательный палец,- Вот пусть теперь сама их всех и воспитывает, а не по мужикам бегает. Постыдилась бы хоть людей, вся деревня только о ней и судачит. Замужние бабы твою мать уже ненавидят, боятся, что и до их мужей у Валентины руки дойдут.
- Мама просто свое счастье ищет,- тихо сказала Люда, опустив глаза,- Она сама так говорит.
- Счастье?- усмехнулась Нина Петровна,- Да твоя мать...,- договорить она не успела, потому что на крыльце раздались шаги и в комнату вошла соседка и Люда, быстро попрощавшись с бабушкой, пошла домой.