Найти тему
Изумрудная волна

Что в имени тебе моем? т/х "Дунай"

Все суда, как люди при своем рождении получают имя. Об этой процедуре мы уже немножко говорили ранее. Иногда жизнь складывается так, что суда меняют имя, данное при рождении. Причин для переименования может быть много, но чаще всего коньюктурные соображения. Бывает, это воля владельца, бывает, сам экипаж выступает с инициативой о переименовании, а бывает, что новое имя дается, чтобы зачеркнуть не совсем хорошую репутацию в прошлом. Но, каждый теплоход все равно хранит свое самое первое имя. Оно выгравировано на судовом колоколе – рынде. Например, рында теплохода «М.В.Ломоносов» - на ней осталось самое первое название этого теплохода – «Олекма».

Судовой колокол т/х "М.В.Ломоносов"
Судовой колокол т/х "М.В.Ломоносов"

Вот об этом я и хотел сегодня рассказать: какое имя получил теплоход «при рождении» и какое носит сейчас. Начну с двухпалубных теплоходов проекта 305.

Эти теплоходы строились в Венгрии на верфи Обуда в Будапеште. Теплоходы получились весьма универсальными – могли ходить по магистральным рекам и крупным водохранилищам: Волге, Каме, Дону и вместе с тем, благодаря малой осадке могли проходить и по малым рекам: Москве, Оке, Белой, Суре и др. За свои обтекаемые формы, обилие дерева, а также большую площадь парусности при малой осадке, эти теплоходы получили несколько прозвищ: «мыльница», «шифоньер», «пузырь». В разных бассейнах прижилось какое-то свое – на Волге – «пузырь», на Каме – «шифоньер», на Дону – «мыльница». По первоначальному проекту они могли взять на борт 311 пассажиров и 80 тонн груза. Для экипажа было предусмотрено 55 мест (сам экипаж, работники судового ресторана, турбригада). Безусловным достоинством этих теплоходов является наличие просто огромной по ширине прогулочной средней палубы. Всего для Советского Союза было построено 47 таких теплоходов. Свои имена они получали по именам рек, протекающих на территории бывшего СССР.

«Дунай»

т/х "Дунай"
т/х "Дунай"

Головной теплоход этой серии судов. Он был построен в 1959 году и направлен для работы в Волго-Донское пароходство. Порт приписки – Ростов-на-Дону. До конца 1973 года теплоход работал на туристических маршрутах из Ростова-на-Дону до Астрахани, Волгограда, Горького (Нижнего Новгорода), Москвы. А в 1974 году теплоход почти на всю навигацию встал на стоянку у хутора Мело-Логовский Волгоградской области. В качестве плавучей гостиницы теплоход был зафрахтован крупнейшей киностудией страны «Мосфильм». Здесь должны были проживать актеры, принимающие участие в съемках фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» по одноименному роману Михаила Шолохова. Одним из условий Шолохова было, чтобы съемки происходили в тех местах, которые описываются в романе. На борту разместились: Василий Шукшин, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, сам Сергей Бондарчук, который был не только режиссером картины, но и одним из актеров, и многие другие.

Юрий Никулин и Василий Шукшин в читальном салоне теплохода «Дунай». 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
Юрий Никулин и Василий Шукшин в читальном салоне теплохода «Дунай». 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
Сергей Бондарчук и исполнитель роли Лопахина Василий Шукшин на съемочной площадке фильма «Они сражались за Родину». 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
Сергей Бондарчук и исполнитель роли Лопахина Василий Шукшин на съемочной площадке фильма «Они сражались за Родину». 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.

В ночь с 3 на 4 октября 1974 года на 46-м году жизни Василий Шукшин скоропостижно умирает в каюте теплохода «Дунай», где он жил. Мёртвым его обнаружил близкий друг Георгий Бурков. Причиной смерти назовут инфаркт миокарда.

Тело Василия Шукшина в каюте. 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.
Тело Василия Шукшина в каюте. 1974 год. Фото Анатолия Ковтуна.

Из-за этого события в середине октября 1974 года съемки на Дону пришлось завершить, а недостающие эпизоды доснимать уже в Москве в павильонах киностудии с помощью актёра Юрия Соловьёва, а на озвучание роли Шукшина пригласили известного мастера дубляжа Игоря Ефимова. На экраны фильм вышел в 1975 году и его посмотрело более 40 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран», проведенному в 1976 году, «Они сражались за Родину» был признан лучшим фильмом, а Шукшин — лучшим актёром года. А в 1977 году Союз кинематографистов СССР обратился к Министерству речного флота РСФСР с просьбой переименовать теплоход «Дунай» и дать ему новое имя «Василий Шукшин». Примерно в это время, многие теплоходы стали получать имена в честь героев Великой отечественной войны, писателей, актеров и др. Так, в 1972 году т/х «Аму-Дарья» получил имя «Николай Островский», а т/х «Сыр-Дарья» в 1977 году стал «Юрием Завадским». Можно привести и другие примеры, но Министерство по какой-то причине отказало в присвоении теплоходу имени Василия Шукшина.

С 1975 года теплоход «Дунай» вновь вышел на туристические маршруты. Но, в начале 90-х в связи с процессами в стране, Волго-Донское пароходство столкнулось с существенным сокращением пассажиропотока. В работе осталось всего два теплохода 305 проекта «Дунай» и «Михаил Назаров» (экс «Днепр»). Другие теплоходы этого проекта, принадлежащие ВДРП, были проданы, в том числе и за границу для использования в качестве плавучих гостиниц. В 1995 году такая же судьба настигла и т/х «Дунай» - он был продан в г.Воронеж

Т/х "Дунай" в г.Воронеже.
Т/х "Дунай" в г.Воронеже.

Надо сказать, не самый лучший вариант использования теплоходов. В 1999 году теплоход заканчивает свою работу в качестве плавучей гостиницы и переводится в город Кимры Тверской области, где просто стоит в «заботливых руках коррозии», пока в 2007 году его не переводят в Белый городок (там же в Тверской области) для проведения модернизации. А в конце навигации 2007-го теплоход переводят на судоремонтный завод в город Калач-на-Дону, где начинаются работы по переоборудованию судна в плавучий ресторан. Но, до 2011 года успели только срезать всю надстройку до главной палубы и дальше работы остановились.

Перегон «Дуная» на «Чкаловскую судоверфь» в Нижегородскую область. 22.06.2011 года. Фото: Дмитрий Козлов
Перегон «Дуная» на «Чкаловскую судоверфь» в Нижегородскую область. 22.06.2011 года. Фото: Дмитрий Козлов

А вот в 2011 году теплоход в очередной раз буксируют на очередное судоремонтное предприятие – «Чкаловскую судоверфь», где до июня 2012 года строится новая надстройка и уже после этого через Волгу, Оку и Москву его буксируют в Московский южный порт, где происходит окончательная достройка теплохода и чистовая отделка.

т/х "Дунай" в процессе буксировка на р.Москве в район шлюза Трудкоммуна
т/х "Дунай" в процессе буксировка на р.Москве в район шлюза Трудкоммуна

В 2013 году своим ходом с новым именем на борту «Александр Блок», теплоход занимает место на Краснопресненской набережной. То самое, где стоял «Александр Блок» австрийской постройки проекта Q-065 (о нем я рассказывал вот в этой статье). На борту теплохода начинает свою работу ресторан «Чайка».

Ресторан "Чайка" на борту т/х "Александр Блок (экс "Дунай")
Ресторан "Чайка" на борту т/х "Александр Блок (экс "Дунай")

Теплоход может принять на борт 100 пассажиров. На борту: три больших зала (в том числе зал с открытой кухней и зал с мягкой диванной зоной), один зал на 30-40 человек и две VIP-комнаты, рассчитанных на количество до 10 человек. Экипаж теплохода — 22 человека, включая персонал ресторана. В теплое время года залы могут трансформироваться в полностью открытую летнюю веранду на воде. При этом, судно может совершать и самостоятельные рейсы, но таковых за все время его работы в новом качестве проводилось немного и проходили они в основном по центру Москвы.

P.S. Лайки и подписки приветствуются. Вам все равно, а мне приятно. Хотя и знаю, что эту приписку все равно никто не читает.