Мы продолжаем рассказывать вам о забытых дворовых играх советского прошлого. Быть может в них играли вы сами, ваши родители или бабушки и дедушки, но теперь их названий не услышишь во дворах, а правила помнят разве что этих дворов старожилы. Но мы решили, что неправильно позволить им просто уйти в прошлое и вот уже несколько недель вспоминаем самые популярные и востребованные игры, их правила и особенности. Мы уже рассказали об игре в штандер и городки, нашли длинные исторические корни у классиков и серсо, а сегодня на очереди еще одна очень популярная в советское время, но имеющая гораздо более длинную и увлекательную историю игра. Как и расшибайка, в свое время эта игра считалась азартной и преследовалась, что, однако не помешало ей попасть на страницы повести, входящей сейчас в списки школьной рекомендованной литературы.
Как же так вышло? И что это за игра такая? Сейчас все расскажем!
Итак, речь о старинной игре в пристенок. Чтобы сыграть в нее нужно немного: каменная или бетонная стена с примыкающей к ней твердой поверхностью (желательно асфальтом или камнем), ладонь руки и, конечно, деньги. Монетами. Но много. Суть игры такова: первый из играющих зажимает одну из своих монет в ладони специальным образом и ударяет этой монетой об стену, чтобы она отлетела и упала на некотором отдалении. Задача второго - также бросить монету об стену, но чтобы та приземлилась максимально близко к первой. Если расстояние между этими монетами было меньше расстояния между большим пальцем и мизинцем, то есть чтобы, поставив на вторую монету большой палец, можно было мизинцем дотянуться до первой, то второй игрок забирал монету первого себе. Если же игрок не потягивался, игра шла дальше, и третий играющий мог выиграть уже две лежащие у стены монеты. В те редкие случаи, когда монета последующего игрока попадала прямо по монете предыдущего, этот игрок получал от владельца той монеты еще одну вдобавок.
Бросать монету нужно было особым образом. Нужно было зажать ее между большим и указательным пальцами и прислонить ладонь к стене где-то на уровне плеча. Затем, не отрывая ладони от стены, нужно было резко ударить монету ребром об стену и в этот момент отпустить, чтобы она отлетела как можно дальше, параллельно земле и не кувыркалась.
Сложно сказать, что именно, кроме ловкости рук, развивала эта игра, но была она очень популярна и во многом от того, что была несправедлива по определению. Важнейшая роль здесь отводится кистям рук, их подвижности и размерам, а они от природы у всех разные. Более того у старших ребят руки больше, а расстояние между пальцами шире, так что они всегда имели преимущество перед игроками помладше. Да зачастую пристенок и был не просто игрой, а способом отъема денег у малышей, любимой игрой тех, кого взрослые, всячески эту игру пресекавшие, звали шпаной. Вот, например, как описывает игру в пристенок Николай Ващилин в книге “История СССР. Краткий курс”:
“Пристенок это любимая игра шпаны по отъему денег у младших “шнурков”. “Шнурок” первым должен был ударить своей монеткой о стену, чтобы она со звоном отскочила подальше. Крутой бил своей монетой, она отлетала и падала поблизости от монеты “шнурка”. Верзиле оставалось только дотронуться до обеих монет своими загребущими растопыренными пальцами и денежки уплывали в его карман под грустный тихий стон “шнурка.””
Но была для ребят с маленькими ладонями в игре небольшая лазейка, вернее, исключение из правил. Называлось это “крохоборы”, игра в пристенок с крохоборами. Суть крохоборов заключалась в том, что, когда игрок не может дотянуться мизинцем до монеты, но расстояние остается совсем крохотное, ему разрешается второй рукой взять мизинец первой и насильно дотянуть его, тем самым получив-таки желанную монету. Иногда такие “крохоборы” оборачивались настоящей драмой:
“И тут у них игровой момент, вновь сыгранная бита ложится вроде бы в досягаемости от одной из уже отыгранных. Догоняла, примеряется, растягивает, растягивает пятерню. Никак! С корточек, не оборачиваясь, спрашивает: “С крохоборами?” В ответ ему общее утвердительное мычание. Он тянет мизинец, теперь уже с помощью левой руки. Опять никак! Ну ещё чуть-чуть! Нас даже захватило. Нет, не натягивает. Ну ещё бы с ноготок! Нет, опять облом. Мы уже выдохнули было и не заметили, как в левой руке у него оказывается лезвие, половинка обыкновенной бритвы, и он рассекает ею складку или - как назвать? - перепонку между большим и указательными пальцами своей растянутой пятерни. Есть! Очередная монета в казну и кровь на асфальте.”
- фрагмент из воспоминаний писателя Марка Наумова.
Мы начали рассказ об игре в пристенок с фразы о том, что это старинная игра. И это действительно так. У Святослава Рериха есть картина “Дети, играющие в пристенок”. Датирована она 1918-ым годом. Однако упоминание пристенка встречается и еще раньше - в первой половине 19-ого века. Герой пьесы Островского “Свои люди - сочтемся” (написанной в 1849-ом году) мальчик на услужении Тишка жалуется на хозяина:
“Их житьё, житьё! Вот чуть свет - тут ты полы мети! А моё ли дело полы мести?! У нас всё никак у людей! У добрых-то людей для этого держат дворника, а у нас он с котятами на печке лежит либо с кухаркой прохлаждается. Вот она жизнь то, какая анафемская! А уж это чтобы урваться, когда из дому, с приятелями в три листика али в пристенок сразиться - и не думай лучше...”
Есть у пристенка и еще одно значимое упоминание в литературе. Это рассказ Валентина Распутина “Уроки французского”.
По сюжету молоденькая учительница французского решает помочь своему неуспевающему ученику из бедной семьи. От родителей из деревни он получал совсем немного денег на еду, но и те его вынуждали спускать в азартной игре одноклассники, а если тот отказывался - избивали. Учительница пытается помочь ученику не только с иностранным языком, но и, видя, что он голодает, покормить его, передать нужные продукты. Но гордый ребенок отказывается. И тогда она решает сыграть с ним. Выиграет - берет еду. Это будет уже не противная его душе подачка, а честный выигрыш. И играют они как раз в пристенок (иное название - замеряшки). К сожалению, в рассказе все кончается довольно грустно - о педагогических новациях учительницы узнает директор, произносит обличительную речь и вынуждает ее уехать из поселка. Так ученик потерял любимую, находчивую и действительно талантливую учительницу, но надолго сохранил ее в своем сердце и рассказе, который сейчас входит в список рекомендованного чтения в школьной программе.
Вот так азартная игра, зародившаяся не позднее середины 19-ого века, успевшая оставить след и в драматургии, и в живописи, и в многочисленных воспоминаниях, азартная игра, осуждавшаяся и запрещавшаяся в СССР, но тем не менее все равно популярная и любимая во всех коммунальных дворах, попала на страницы рассказа советского писателя.
А вы играли в пристенок? Помните ли такую игру из своего детства?
На этом мы заканчиваем цикл рассказов о забытых советских играх прошлого. Какие-то из них ушли в прошлое полностью и невозвратно, а какие-то еще можно встретить на современных улицах, парках и во дворах. Мы постарались рассказать о самых популярных и самых ярких из этих игр, описать их правила, особенности, процесс формирования, расцвета и угасания. Полный список выпусков ищите по канале или по ссылкам в этой статье. Надеемся, вам понравился этот цикл, а рассказы о старинных играх замотивировали вспомнить их и поиграть в них на досуге, а также рассказать своим родственникам и знакомым.
Чтобы поблагодарить автора, поставьте лайк этим статьям и подпишитесь на канал. Нам будет очень приятно! А впереди вас ждет еще больше рассказов о прошлом литературы и искусства.