Вот такая вода вчера была в реке. Наплавалась вволю. Температура воды +14, воздуха +19.
Тем временем читатели мне пишут про видео Е.В. Теплякова, которое я ее не смотрела. Ну что ж. Пошла смотреть. А оно о методике. Кто-кто хотел о методике узнать?
1. Начинать с начала
Вспомнилось знакомое с детства "Лыко и мочало - начинай сначала". Или вот еще: "На колу мочало, начинай сначала."
Но это так, вспомнилось. К видео Теплякова это отношения не имеет.
Е. В. Тепляков:
"Обвиняют нас в том, что мы мало рассказываем о методике. На самом деле, о методике мы рассказывали довольно много, но давайте вернемся к началу. Во-первых, очевидно, что есть только основные принципы, которые вы можете использовать на любой стадии получения образования и обучения. Во-вторых, есть очевидное понимание того, что учить ребенка, который начинает изучать буквы или просто как-то в пространстве ориентируется, цвета учит, кубики зелёные, синие, круглые, квадратные, формы. И учить условно ту же Алису, которая заканчивает уже несколько высших образований или закончила, неважно, это не одно и то же. Но, в принципе, методики одни и те же, и, значит, мы попытаемся на них остановиться. Как всегда, мы пытаемся начинать сначала. Наши хейтеры все время пытаются уходить в конец. Мы пытаемся начинать сначала. Конец — это когда: «Ой, а что? Зачем? А почему? А ведь это плохо! Вот, а куда? Кто? А где? А как?» Начало — это обучение.
Запутано, да?
Ну да, у многих претензии к каналу. Ну не нравится канал- проходите мимо и все.
2. Игровая деятельность
Е. В. Тепляков:
"Значит, ребенок, в принципе, имеет свойство изучать новое. Да, изучает он новое не так, как изучают его за партой. Он изучает его в игровой деятельности, во взаимодействии с значимым другим, с родителем, с мамой в первую очередь. Но ребенок всегда учится, и это нормально совершенно. То есть любое освоение новых навыков можно назвать учебой. Понятно, что в нашей психологической науке учебная деятельность выделена в отдельный вид деятельности, который, по умолчанию, не предполагает игровые компоненты, по крайней мере, существенные, но никто не мешает включать в игровую деятельность учебную и в учебную деятельность игровую. И вообще говоря, никто не мешает не делать такое жесткое разделение между ними. Так вот, вы учите ребенка. Учите ребенка вы всему, что он потом научится. Ну, кто-то учит ребенка ходить, например, кто-то говорит, сам пойдет. Ну, в общем, всему. Хватать, фигуркам, погремушкам, словам. Это нормальная часть жизни и жизнедеятельности матери, жизнедеятельности взрослого, когда те или иные навыки в той или иной форме передаются ребенку. То есть говорить о том, что обучение ребёнка это такая вещь, которая вредна, нельзя."
3. Простраивание
Е. В. Тепляков:
"Другое дело, что взрослые как правило систематически не простраивают деятельность по передаче знаний, умений, навыков ребёнку, если они не являются педагогами. За редким исключением. Мы простраиваем. Но это опять же не потому, что это вредно или не вредно, а потому что это требует очень много ресурсов.Это ежедневный труд, потому что школа работает, как вы понимаете, 5 дней в неделю по 8 уроков. Плюс еще сверху домашнее задание. Если есть какие-то кружки дополнительной активности, то это тоже сверху".
О высоком уровне Алисы и скорости чтения здесь:
4. Классно-урочная система
Е. В. Тепляков:
"Суть фундаментальной того, что мы делаем, в том, что мы действительно отходим от идеи классно-урочной системы и привязки образования к номеру класса, то есть к большой группе, когда мы не можем идти со скоростью, которая не предусмотрена учебным планом. "
5. Начало
Е. В. Тепляков:
"Итак, начинаете вы его учить. Начинаете вы его учить по чуть-чуть. Есть много способов, есть много методик, методик обучения буквам. Есть выстроенные по принципу иероглифического запоминания. Ну, букву, в любом случае, отдельную букву он так или иначе запоминает как знак. Это машинка, это буква А, это шарик, это буква В. Нормально. Но в разных написаниях он ее узнает. Но сначала вы, естественно, работаете с печатным текстом, правильно? Да. Есть способ, есть много способов, есть много методик, когда дети начинают читать очень рано. Но вопрос в том, что, во-первых, не во всех этих методиках можно сказать «читать». Потому что когда ребенку показывают карточку, на которой написано «мама», например, условно, да, он знает, что там написано «мама». Но это не потому, что он может прочесть слово «мама», потому что он вот этот конкретный набор черточек воспринимает иероглифически как слово «мама».Есть методики, которые обучают не цельным словам, а слогам. Например, кубики Зайцева. Много разных методик существует обучения чтению. Мы не можем сказать, какая из них лучше, какая из них хуже. Кубики Зайцева тоже в общем-то использовали, нет в них ничего плохого, но когда-то используем, когда-то не используем, по-разному".
6. Звуки и буквы
Е. В. Тепляков:
"Мы всё равно идём от букв, которые изучаются как звуки, то есть не "ре", а "р", например. Потому что именно так они будут встречаться в слогах. "Ра", "ро", а не "эр-а", "эр-о". То есть это ребёнок учит буквы, учится соединять слоги. Какие-то слоги соединяет легче, какие-то сложнее, открытые, закрытые. Не суть важно. Опять же, это много времени занимает, потому что обучать ребёнка - это долго и тяжело. Чем больше вы находитесь в зоне ближайшего развития, тем больше ребёнок не может это сделать сам. А ЗБР, это когда он не может это сделать сам, он может это сделать с вами. Тем больше усилий вам нужно прилагать. Тем более продуктивным является путь обучения, но тем больше он завязан на действия педагога, на деятельность педагога, и соответственно, тем больше требует он с вашей стороны. "
Некоторые думают, что маленького ребенка можно заставить учиться. А психологи-то и не знают:))))) Если кому невдомек, то это сарказм, про психологов.
Вот тут психологи рассказывает о том, можно ли так учить ребенка:
А вишенка сегодня от Бороды Профессора Сильвера:
О чем я писала год назад:
ВСЕ СКРИНЫ, КОЛЛАЖИ АВТОРА
Мой канал на Ютубе https://www.youtube.com/channel/UCS4gxD_zhtG08ij381aRq2g
Мой новый канал на Ютубе
https://www.youtube.com/channel/UCx6GvGooYQar0f2pkxYNYQg
Еще статьи, посты и видео о ТЕПЛЯКОВЫХ на канале Ученик+учитель: