По мнению Абрахама Маслоу, автора концепции о пирамиде потребностей, среди многочисленного населения нашей планеты всего один процент людей имеет желание к развитию и, как выразился сам автор этой теории, являются самоактуализирующимися, зрелыми личностями.
Да, 1%, это мало. Наверное. Остается еще 99%... Тем не менее, интересно познакомиться с критериями, которые американский психолог определил ключевыми в результате своих исследований. Их пятнадцать, я бы назвала их критериями осознанности.
Художник Марио Мартинес
1. Адекватное восприятие реальности. Это можно увидеть как принятие – да, реальность она такая, не всегда представляющаяся справедливой. Впрочем, не факт, возможно мы просто не видим всей картины в целом из той точки времени и пространства, где сейчас пребываем? Свобода от предрассудков и стереотипов. Да, традиции и правила – это сила и опора для системы в целом и даже для отдельных ее составляющих, но как известно правила созданы, чтобы их нарушать. А что если поступить иначе, чем принято? Горячий, неиссякаемый интерес к неизведанному и запредельному. Что там за горизонтом? А за самой далекой звездой? А во мне, в лабиринтах моего мозга?
2. Принятие себя и других такими, как есть, вместе со всеми слабостями и недостатками, светлыми и темными сторонами. Отсутствие фальши и потребности подавлять, ломать других, а также умение противостоять аналогичному давлению со стороны. Никого не переделывать, не улучшать и не спасать. Ведь каждый сам решает, каким ему быть – уважение к чужому выбору и этапу развития.
3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Да, традиции и устои достойны того, чтобы их чтить, но без фанатизма, а иногда и с чувством юмора. Все не так серьезно. Традиций за тысячелетия сложилось множество и многие из них, те что раньше вызывали трепет, теперь вызывают улыбку. Это как бы взгляд со стороны, взгляд с уважением, но… отстраненный, смеющийся взгляд. Во что мы верим сегодня?
4. И снова об отстраненности. Деловой, рациональный подход к собственному воплощению. Что можно сделать сейчас? С точки зрения того, что сегодня я здесь, но в целом мир вечен и я возможно тоже вечен. Это умение смотреть на все как философ – спокойно, с осознанием бренности данной текущей жизни и одновременно с пониманием о бесконечности вселенной и бесконечности числа собственных в ней проявлений. Сейчас и здесь я имею то что имею - как с этим всем максимально продуктивно быть?
5. А теперь конкретно об отстраненности. Спокойная созерцательность к политическим и прочим обсуждаемым событиям в мире. Понимание закономерности и необходимости сложных процессов, происходящих в обществе, невключение в них. Так надо. Так есть. Так будет. Если я могу и захочу быть полезен, то буду полезен, если нет - значит, нет. Такие люди не станут возглавлять революцию и гореть идеями из серии «мы новый мир построим», они просто наблюдают и… поэтому всегда немного одиноки. Они не загораются идеями построения светлого будущего для всех и каждого не потому что равнодушны, нет. Просто они не могут увлечься тем, что бессмысленно... Ведь будущее не может стать светлым, если оно требует здесь и сейчас жертв.
6. Автономия и независимость от окружения. Отсутствие привязанностей из разряда «я без тебя умру». Понимание, что сегодня рядом может быть кто-то один, а завтра – другой, а после завтра – я буду один. И в этом нет ничего страшного, просто все идет своим чередом, все меняется и цепляться за кого-либо нет смысла. Все проходит и все развивается, дороги сходятся и расходятся. Любой негативный фактор рассматривается, как зона роста. Чему учит меня эта ситуация? Что я получаю?
7. Свежесть восприятия. Умение видеть новое в давно уже известном. Способность посмотреть иначе на привычное и найти в нем прекрасное, неизведанное. Как я могу это увидеть? Что мир хочет сказать мне сегодня? Это постоянный, оживленный, горячий диалог с пространством.
8. Погружение в свои эмоции и полное их проживание. Не глушить, не прятать неприятные чувства, а осознавать их и позволять себе полное погружение в глубину сложных и не всегда легких процессов. Погружение столь мощное, что порой теряется даже тоненькая ниточка к собственному «Я». Это растворение в пространстве бытия. Кто я? Я есть?
9. Чувство общности с человечеством в целом. Глубокое понимание, что мы все – части целого. Что все связано со всем. Не противопоставление себя и других людей по типу «я-то хороший, а вот они плохие». Они – это я. Я – это они… Зеркала. Ничего не случайно, все встречи, события, отношения вплетены в канву одного общего замысловатого и мудрого узора, в котором нет ни одной лишней детали и все для чего-то нужно.
10.Узкий круг доверительного, близкого общения с единомышленниками. Соперничество и враждебность в межличностном общении исчезает. Тратить время на пустую болтовню неинтересно, притягивают только те, кто видит мир примерно также, как ты.
11. Демократичность в отношениях. Уважение к чужому мнению и выбору. Отсутствие давления в партнерстве. Готовность учиться у других – независимо от возраста и положения. Если человек юн, но мудр, значит, он вполне может стать твоим учителем в чем-то. Любая встреча, общение обогащает, люди интересны каждый в своем проявлении. Неприятные моменты рассматриваются с позиции - для чего мне это, что нужно понять, увидеть в себе?
Художник Марио Мартинес
12.Устойчивые внутренние моральные нормы. Эти нормы – свои. Они могут полностью или частично совпадать с общечеловеческими, а могут и не совпадать вовсе. Но они всегда есть. Это некий внутренний кодекс чести. Есть такое понятие «гнуть пространство» - это когда видишь цель и не видишь препятствий. Препятствия, конечно же, имеются. Но человек просто знает куда идет, и понимает, что все непременно к лучшему и все обязательно правильно. Обычно он доходит до цели – просто все складывается как бы само, рано или поздно. На самом деле, конечно, не само, а в следствии правильных интуитивных выводов, чувствования ситуации, мудрости, воли, основанных на верности своим ценностям.
13.Созерцательное чувство юмора. Умение посмеяться над ситуацией и над самим собой. Легкое, ироничное отношение к происходящему. В то же время – уважение к неприятностям других, исключение пренебрежительного, насмешливого взгляда.
14.Креативность, готовность к экспериментам, творчество – даже в мелочах, во всем, в каждом мгновении жизни. Сварить суп по-новому – уже творчество.
15.Свобода от власти традиций, критичное отношение к правилам, культуре, в которой существуют. Отсутствие фанатизма в вопросах веры и убеждений. Если культурные ценности соответствуют внутреннему кодексу, то они принимаются, если нет, то опять же, без фанатизма, игнорируются. Понятие родины отсутствует, человек чувствует себя частью всего мира, частью Вселенной…
Художник Марио Мартинес
Интересно, всего один процент. Один процент тех, кто видит связь всего со всем и не считает нужным кого-то менять и делать мир лучше через жертвы и революции. Один процент тех, кто принимает себя и всех – такими как есть. Один процент тех, кто не считает правильным что-либо кому-либо навязывать и «причинять добро». Есть над чем подумать. И возможно к чему стремиться? Что думаете вы?
Автор: Балашова Марина Борисовна
Психолог, Гештальт - консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru