Вопрос:
«Почему трудно встать на молитву?»
Ответ священника:
Когда человек взрослеет, ему становится труднее, ему поручают все новые и новые задачи, это такое развитие. Когда человеку легче всего живется? В младенчестве, когда он лежит в пеленочках и под себя ходит, абсолютно не напрягается, и все при этом радуются, что у него работает кишечник.
Но если младенчик немножко подрос, ему уже 3-4 года, и он под себя ходит, это уже никого не радует. Ему уже поручают более сложные задачи. Ему не хочется, ему, может быть, хотелось бы всю жизнь вот так в пеленочках лежать, под себя ходить, чтобы ему носили кушать, и все вокруг бегали, восхищались им.
Но его вытаскивают из этих пеленок, его сажают на горшок. Я еще застал те времена, когда горшки были холодные, металлические. Я маленький мало что помню, но помню, что на горшок жутко не хотел садиться, потому что он холодный был.
То есть родители начинают потихоньку, но неотступно кошмарить человека уже с начала жизни. Через некоторое время уже и горшочка им недостаточно, ты должен уже в туалет ходить самостоятельно. Тебя уже никто за это не хвалит. Раньше умилялись, говорили какой ты молодец, а сейчас, если ты не сходил в туалет, тебя еще побить могут, если ты не туда сходил, например.
У тебя усложняются задачи по жизни все время. Потом тебя заставляют дважды два выучить, ты выучил с трудом, c горем пополам, но через три года это тоже уже никого не радует, c тебя требуют еще, еще и еще каких-то знаний. И всю жизнь идет развитие, все время у тебя усложняются требования и вызовы.
Точно так же и в духовной жизни. Когда мы пришли в церковь, происходит брачный пир. Возвращение блудного сына. Невероятная радость, у тебя падают с глаз металлические шторы, ты понимаешь суть жизни, обретаешь ответы на вопросы, становится легко и радостно, все здорово, все понятно. Тебе так классно молиться, в храм ходить, читать по 10 акафистов в день, и это даже мало, еще бы больше читал.
Такая сила, потому что ты еще младенец. Происходит брачный пир, поэтому тебе дана так называемая неофитская благодать. Через некоторое время становится чуть-чуть сложнее, а потом уже что происходит?
До этого моменты мы были так оберегаемы, как младенцы в пеленочках. У нас почти нет искушений, мы нападаем на сектантов, что-то им там пытаемся доказывать, еще что-то такое.
А потом через некоторое время усложняются задачи, начинают приходить какие-то искушения, испытания, вызовы. Основные вызовы и испытания – это некие гонения. Как мы проходим путь развития от горшка до высшей математики, точно так же и гонения от того, что в церкви бабушка какое-то замечание сделала до каторги или до того, как разрывают заживо, как великомученика Георгия Победоносца.
Причем как в школе учат?
Не можешь ты выучить дважды два – тебе палец никто не отрежет за это, будут снова тебе рассказывать, оставят на второй год, пока ты не выучишь. Точно так же и в нашей жизни. Мы быстро научились исповедоваться, причащаться, ходить в храм, молиться, но дальше работа над душой через испытания, через искушения, которые попускает нам Господь.
Есть заповедь «просящему у тебя дай», и вот приходит просящий. Есть заповедь «благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» - приходят люди, которые творят нам напасти.
Причем часто появляется в жизни такой ангел-хранитель, который тебя постоянно долбит, годами. Если такой человек у кого-то есть, то это вам благодать Божия. Особенно если он начальник, имеет какую-то власть над тобой. Не просто прохожие на улице, а такой, чтобы тебя трамбовал постоянно.
То есть задачи приходят все более сложные. А пока мы, допустим, простую обиду не просили, мы дальше не идем. Если научились прощать, Господь дает более серьезные искушения. Лука Крымский проходил тюрьмы и все прочее, но уже до этого уже многое прошел и стяжал незлобие.
Наши задачи усложняются, в том числе и молитвенные. Почему тяжело молиться? Потому что приходят помыслы всякие. Какие помыслы? Например, лености, желание спать, себялюбие, еще чего-то. И надо эти помыслы побеждать.
Хочу вам сказать о том, что помыслы и страсти могут быть разной силы. Есть такой грех, который называется гнев. Человек может испытывать на кого-то легкую досаду – это низшая форма гнева. Или человек может впасть в такой гнев, что бросится этого человека убивать. А может быть средний гнев между легкой досадой и смертоубийством. Средний гнев, когда человека трясет, он оскорбляет, но держит себя в руках.
Страсть может быть разной силы, какую Господь может попустить нам от врага по силам нашим.
Когда я был мирянином, у меня были какие-то искушения. А когда я стал священником, эти искушения усилились многократно. Не потому, что я стал сильнее сам по себе, а потому что принимается благодать Святого Духа, которая дает силы и уравновешивает.
Точно так же и в жизни христианина, рано или поздно, если он развивается, то искушения усиливаются. Они становятся тоньше. Об этом святые отцы единодушно говорят.
Если тебя лень борола вчера еще немножко, или позавчера, или год назад, и ты собирал силы на молитву, то сейчас леность будет бороться сильнее. А уж если она тебя поборет, и ты пропустишь 2-3 раза вечерние правила, то потом в 5 раз ты уже собраться вряд ли сможешь.
Это как война. Враг занял твою территорию, пока ты находишься на своей территории, в своем окопе, тебе еще легко, ты отбиваешься. Но если ты отступил немножко, и враг занял твой окоп, ты надеешься, что потом вернешься в этот окоп, но тебе надо будет положить уже в четыре раза больше солдат.
Когда один стоит в обороне, а другие наступают, то тот, кто наступает, теряет в 4 раза больше солдат. Ему тяжелее. И в 4 раза больше, значит, боеприпасов тратит в наступлении.
Поэтому если ты отдал одну из линий обороны, окоп свой отдал, вечернее правило отдал, то потом, чтобы его обратно захватить, вернуть себе, надо будет напрячься немало, себя заставлять и биться.
Поэтому правила держите, утренние, вечерние молитвы и так далее. И усилий надо больше принимать, чтобы себя заставлять молиться, потому что мы взрослеем, проходим более серьезные вызовы, более серьезные страсти и искушения.
Текст основан на видео с канала "Священник Игорь Сильченков". Читайте еще: