Найти тему

ЗАМКОМПОМОРДЕЛ ОБНАРУЖИЛ КАПЛЕПАДЕНИЕ ПРИ ДВИЖЕНИИ В УШИРЕНИИ ЗАЕЗДНОГО КАРМАНА, или возвращение новояза

графический моностих  Адама Сарояна
графический моностих Адама Сарояна

Чайнело… Мильные бокры
Юлись и дрырлись к поросе,
И глокой куздры развихры
Курдячились по белесе.
Л. Кэрролл. Алиса в зазеркалье.
«Джаббервокки» («Бармаглот»).
Перевод Е. Клюева

Сегодня мы начинаем цикл статей, посвящённых обсуждению неточностей, ошибок, непоняток, в общем, несуразностей, присутствующих в действующей редакции Правил дорожного движения и сопутствующих им документов, таких как ГОСТы, положения и приказы различных ведомств. еtc.

Ну вы же поняли, о чём речь в четверостишии? Если ваш родной язык (или вы его знаете, как родной) русский — то без проблем. Классический пример, известный всем филологам, фраза «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка» может быть объяснена как «какая-то кто-то как-то что-то сделала с кем-то и продолжает что-то делать с детёнышем этого кого то». И это несмотря на то, что все использованные слова, кроме предлога, в русском языке попросту отсутствуют.

А что в заголовке, тоже понятно? Наверное, да, хотя это и так называемый «новояз». Замкомпомордел — это аббревиатура, так в годы Великой Отечественной войны называли заместителя командующего военным округом по морским делам. А вот все остальные слова — они из ПДД. Хотя в русском языке, если верить словарям, их нет. Расширение есть, а уширения нет. Подтекание есть, а каплепадения нет. Заездных карманов тоже нет. Но в ПДД есть! Не поспевают словари за новоязом.

Изучая поправки, вносимые в Правила с упорной регулярностью, иногда складывается впечатление, что их авторы получают зарплату не за смысл внесённого, а за количество слов (или знаков). Судите сами.

В качестве примера: описание термина регулировщик в п. 1.2 ПДД долгие годы умещалось в одно, максимум два предложения («регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами...). Сейчас формулировка занимает пол страницы. Кроме того, практически дублирование содержится в п. 2.4 ПДД, где перечислены различные должностные лица (указаниям которых должен подчиняться водитель), хотя сами они подпадают под определение регулировщика (п. 1.2). Но всех всё равно не перечислить (могут быть дежурные по ледовой переправе, сотрудники силовых ведомств, и другие). Логично и вполне достаточно, как кажется, ограничиться изначальной формулировкой.

-2

И подобных примеров можно привести немало. В приложении 1 к ПДД (знаки) зачем-то для многих знаков приводится их словесное описание, несмотря на наличие изображений в ГОСТах, на которые есть ссылка в Правилах.

В целом у меня не так много претензий к Правилам дорожного движения и к их составителям, в последние годы многое делается для исправления недочётов, согласования между ПДД и ГОСТами, но почему-то появляются всё новые и новые нестыковки. Нумерация, названия знаков и цвета разметки в ГОСТах и Правилах не соответствуют друг другу, некоторые формулировки требований не соответствуют названиям знаков, их обозначающим (крупногабаритный груз и крупногабаритное транспортное средство, например), а другие и вовсе не сформулированы (пересечение проезжих частей), из-за чего преподавателям в автошколах приходится додумывать их самостоятельно, порой просто фантазируя на ходу. Всё это создаёт определённые сложности и для судов, которым приходится доформулировать то, что должно быть сформулировано (причём чётко и однозначно) в нормативно-правовых документах (НПА), таких, как ПДД, законы и постановления.

Но это всё темы для отдельного обсуждения. Сейчас же хочется пожелать составителям Правил большей лаконичности в изложении и контроля за согласованием с другими документами, напрямую относящимся к безопасности дорожного движения.

И поменьше новых непонятных слов. Ведь всегда можно изложить мысль проще и понятнее, по-русски, так ведь? Иначе будем читать рассказы о том, как по дороге в региструпр водитель обнаружил каплепадение из двигателя, и в связи с отсутствием смотровой канавы остановился в уширении заездного кармана, чтобы заодно убедиться в необходимой величине почвозацепов, а также в том, что зеркала не являются треснутыми (региструпр — аббревиатура от регистрационного управления, курсивом — слова и выражения из Правил дорожного движения и Основных положений по допуску к эксплуатации …).

Продолжение следует.

РАНЕЕ ПО ТЕМЕ:

КОЕКАКЕРЫ ПРИ ВЛАСТИ

МОЖЕТ, ГОСТы ОТМЕНИТЬ, ЕСЛИ ИХ КОЕКАКЕРЫ ПИСАЛИ?

ПЕШЕХОД? ДЛЯ ТЕБЯ РЕФЮЖ И ДИВЕРТОР

Ездить нельзя, парковаться можно?

ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ЗАПРЕЩАЮЩИЙ. И БЕСПОЛЕЗНЫЙ

НЕ ВОДИТЕЛЬ, А ВЕЛОСИПЕДИСТ?

ОДИН ЗНАК — ТРИ КАРТИНКИ. ОДНА КАРТИНКА — ДВА ЗНАКА

Больше интересного в нашей группе ФОРМУЛА ДОРОГ и в одноимённом
дзен-канале.

Александр Удалов