Наверняка все видели такие ситуации, по крайней мере в крупных городах России?
Не потому ли уже не первый год Минтранс России добивается внесения поправок в Правила дорожного движения, где одной из них предлагается запретить остановку и стоянку на островках безопасности.
А разве сейчас это разрешено?
Попробуем разобраться.
Островки безопасности предназначены для обозначения мест остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги (п. 1.2 ПДД РФ). Есть еще так называемые направляющие островки, разделяющие транспортные потоки противоположных или попутных направлений. И те и другие могут быть конструктивно выделены бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначены разметкой. В случае наличия бордюрного камня вопросов, кажется, не возникает. А откуда предположение, что автомобилям можно останавливаться на островке безопасности, если он обозначен только разметкой?
Дело в том, что в разделе «Остановка и стоянка» ПДД нет прямого запрета на остановку и стоянку на островках безопасности. Зато указано, что остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии ‒ на проезжей части у ее края (п. 12.1).
Кроме того, немного путает то, что островки безопасности обозначаются разметкой 1.16.1, той самой, которая предназначена и для обозначения мест стоянки транспортных средств.
Но в случае с островками безопасности (равно как и с направляющими островками) их границы обозначаются белой сплошной линией разметки, которую пересекать не разрешается.
Но если заглянуть в ГОСТ Р 52289-2019 (Технические средства организации дорожного движения), то можно обнаружить, что это разметка 1.2. А чем отличаются разметки 1.1 от 1.2? Визуально ничем. Но 1.1 разделяет потоки движения (встречных и попутных) транспортных средств, а 1.2 обозначает границы проезжей части. И ту, и другую пересекать (и даже наезжать на нее) запрещено. Но разметку 1.2 можно пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее. Только про обочину речь.
Именно разметкой 1.2 (по ГОСТу Р 52289-2019) обозначаются ГРАНИЦЫ этих самых островков безопасности, направляющих островков и похожих мест.
Таким образом, не надо никакого особого запрета на остановку и стоянку в местах, на которые въезд запрещен. Именно по этой причине в ПДД нет запрета на стоянку на тротуарах, ведь туда просто запрещено заезжать.
А вот наказание, что вполне справедливо, существует (штраф по ч. 3 или ч. 6 ст. 12.19, ч. 2 ст. 12.15, и принудительная эвакуация по ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ). А какое наказание за остановку на островках безопасности? Штраф за нарушение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги по ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ и ч. 4 или ч. 6 ст. 12.19, и опять же задержание транспортного средства как мешающему проезду по той же ч.1 ст. 27.13 КоАП РФ.
По мнению автоэксперта, специалиста дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга Дмитрия Попова, в Санкт-Петербурге практика применения административной ответственности к тем, кто припарковался на островках как таковая отсутствует именно ввиду неоднозначности взаимоотношений между ПДД и ГОСТами. При этом само по себе действие не остается без внимания ГИБДД, и водителю вменяется совершение остановки не на краю проезжей части дороги или обочине, и с этим поспорить трудно.
«Так может, все эти предложения по внесению изменений в ПДД нужны не для новых запретов (ибо, как мы видим, они и так существуют, причем уже не одно десятилетие в действующих Правилах), а лишь для упрощения администрирования штрафов? Ведь действительно, то, что мой автомобиль мешал проезду, находясь на стоянке на островке безопасности, еще доказать надо, а просто штрафа за пересечение сплошной белой линии разметки недостаточно?», — констатирует эксперт.
Ну, а пока дорожники, не дожидаясь поправок в ПДД, занимаются своей работой и меняют разметку на бордюры, и этому уже достаточно примеров в разных городах нашей довольно большой страны (все фото из открытых источников в Интернете, если что).
Все бы и хорошо. Но знаете, почему иногда целесообразнее наносить разметку вместо бордюрного камня, отбойников и заборов? С тех пор как по указанию Дептранса Москвы разметку начали заменять на эти самые бордюры, московские водители прозвали их «клыками Ликсутова» (по имени руководителя этого самого департамента). А все почему?
В темноте, в дождь или снег малейшее отклонение от траектории правильного движения транспортного средства грозит уже не штрафом, а как минимум повреждением подвески автомобиля, а как максимум… Можно, конечно, сказать — сам себя наказал. Да, конечно.
Можно заметить, что такие препятствия (а что это, если не препятствие?) должны быть обозначены знаками 8.22.1 и 4.2.1 (по ГОСТу Р 52289-2019, кстати, обязательному для дорожников).
По мнению преподавателя и автора книг Андрея Финкеля «для того, чтобы водители не повредили свои автомобили о "клыки Ликсутова", нужно перед ними монтировать "лежачих полицейских", а чтобы водители не налетали на них, нужно перед ними устанавливать знаки ограничения скорости, а возле знаков повесить камеры видеофиксации и построить новые центры обработки данных. И так далее, до бесконечности. По московским понятиям, это называется создание новых рабочих мест», — иронизирует он.
Как это будет на практике, поживем — увидим. Хотя, можно ведь и по-другому, немного красивее и аккуратнее, а главное — безопаснее.
Да ничего, что это пока не у нас. Мы ведь только учимся как лучше, правда?
С наступающим Новым Годом!