Коллеги, расслабьтесь! Я прекрасно понимаю, что действительный «показ ягодиц» вывел бы все происходящее за рамки игры и педагогической допустимости. Все должно закончиться на этапе «готовности». То есть, когда за ширмой испытуемый возьмется за ремень или за пояс, прозвучит команда: «Достаточно!» Но для каждого играющего вплоть до этой самой секунды все должно восприниматься в состоянии полной игровой «реальности».
Самым сложным оказалось определиться с «осматривающими». Теми членами или членом «медицинской комиссии», который и поведет испытуемого за ширму и в последний момент даст отбой.
Сыграть его самому?.. Допустим, я «осматриваю» мальчиков, а Даниловну попросить «осматривать» девочек?.. Гм, гм…. Все равно остается какой-то нехороший оттенок, какое-то подозрение в «педофилии». Нет, педагогам играть докторов нельзя.
Может, уже в который раз попросить своих ветеранов?.. Гм, гм…. Нет, тоже не лучший вариант. Все-таки ребята есть ребята. Они могут захотеть «поприкалываться» и не выполнить установки на «остановку». А здесь очень важно все вовремя приостановить игровое действо. Так кто же тогда?..
Озарение пришло почти накануне игры. А что если наш школьный доктор? Ну, конечно, ей ведь и положено по работе осматривать детей, и все будет выглядеть вполне естественно, и снимаются все «нехорошие» подозрения. Да и играть-то ей ничего не надо – все по своей должности, и атрибутика – белый халат, колпак – все при ней.
В общем, так все и было, наконец, благополучно разрешено и игровой экспозицией. Накануне я договорился с нашей докторшей, а утром затащил с мальчишками в класс ширму.
Тут, правда, не обошлось без происшествий. Протаскивая над партами ширму, мы задели один из светильных плафонов и разбили его. Вот незадача! А ведь просили же «следить за имуществом». Да, так всегда бывает, когда чем-то слишком увлечешься. Знак – не суетись чрезмерно. В общем, с утра еще пришлось побегать с поиском завхоза, поиском подходящего плафона и заменой его.
Но, вот, кажется все готово. Детушки толпятся на лестнице за дверью. Рядом со мной сидит наша докторша, по моей просьбе, надвинув на нос ватно-марлевую повязку, – представитель «инфекционной службы». Можно начинать игру. Я попросил, чтобы первыми заходили старички, а первочки в конце, чтобы у старичков было больше возможностей для наблюдений.
И вот первым заходит Мурат. Он серьезен и, похоже, хорошо настроился на игру. Говорю ему первую заготовку о невозможности обучения вместе с любимым человеком. Слежу за реакцией. Но Мурат мало проницаем. Трудно понять, что происходит в его душе. Только взгляд становится как бы более «стекленящим». Я делаю еще один нажим: академия или любимый человек? И… Мурат принимает решение об учебе в одиночку. Я даже не успеваю качнуть его в противоположную сторону. Он, не колеблясь, подписывает «Акт об отречении от партнера».
Вторая вводная – с инфекцией и ширмой. Мурат, может, только на секунду опешил, но достаточно уверенно отправился за ширму вслед за доктором. Несколько секунд и звучит команда «Достаточно!». Мурат выходит, заправляя ремень. Интересуюсь у доктора, все ли в порядке. Она утвердительно кивает, и я поздравляю Мурата с успешным поступлением в «Космическую академию» и началом учебы в ней.
Теперь он становится наблюдателем и сразу же должен сделать «засветку чувств». Ну, что же Муратик? Ты выбрал мечту, а не любовь. В общем, это можно было предположить заранее. Но вообще, каково оно, быть первому?
«Я поступил. Я заработаю деньги и помогу моему любимому человеку. Иначе, если я не устроюсь на работу, как я смогу помочь любимой?»
Вот такая «рационализация». Но забегу немного вперед и открою еще что-то. Ниже у Мурата следующая приписка:
«Конечно, мечта не стоит и волоска любимой. Меня теперь грызет совесть».
Она, скорее всего, появилась тогда, когда Мурат уже насмотрелся на выборы других, и я по завершении игры предложил всем сделать последние приписки. И как все сразу изменилось у Мурата! Наш «самый благородный» с легкостью отверг призвание, оценив его не выше «волоска любимой».
Но такая непредсказуемость и смена «ориентации», пожалуй, говорит только в пользу самой игры. Значит, в ней есть необходимый потенциал спонтанности.
Вторым заходит Дима. И он в отличие от Мурата после предложенной альтернативы – мечта или любовь – начинает колебаться. Бедняжка, все его мучения, что называется, налицо. Он трет подбородок, крутится на стуле, смотрит по сторонам…
- Ну, нет, и все-таки я, наверное, выбираю остаться с любимым человеком… - все так же неуверенно, но, наконец, более менее определенно высказывается он.
А вот после предложения пройти за ширму, похоже, не просто в легком шоке, но даже в испуге. «За ширмой Дима немного испугался, но все равно справился с заданием», - согласна со мной «скрытая камера» Маша. А это его «засветка» после того, как он, пройдя все «испытания», сел в круг наблюдателей:
«Я отчисляюсь из «Академии». Я долго думал об этом выборе и сейчас я даже сильно сомневаюсь в этом. Хотя, если бы человек был бы мне очень близким, то я бы все-таки отказался от Академии».
Я тоже так думаю. В Диме при всей его религиозности есть какая-то «домашность», которая нуждается в сильной личностной привязанности. Это чувствует он сам, и я начинаю чувствовать это же все убедительнее и убедительнее.
Заходит Люда. Так. Что же окажется важнее для нее? Мне трудно по ходу игры и во всей погруженности в нее делать предположения. Предоставляю это право вам, коллеги.
«Люся так же как и Дима отказалась учиться без любимого человека», - подводит итог нашей с ней беседы Маша, а меня несколько удивляет ее довольно уверенный отказ от Академии. Значит, для нее так важна личная любовь?
Но не успел я в этом укрепиться, как снова приходится удивляться. Люда отказывается пройти за ширму. Она не поддается на все мои уговоры и даже угрозы о ее собственном аресте, и тогда я все-таки заставляю ее подписать «Акт о принудительном лечении партнера». Вот так. Значит, не готова была пойти на такую «жертву» ради любимого человека и, в конце концов «предала» его, дав согласие на его арест?.. Но, подожди, подожди! Рано еще делать однозначные выводы. Во-первых, она – девочка, и ей согласиться на «показ ягодиц» в любом случае посложнее, чем мальчикам. Во-вторых, надо посмотреть на то, как будут себя вести другие девочки. А пока – вот ее «засветка»:
«Конечно, неожиданно, но, возможно, я бы пошла на обследование в настоящем поступлении».
Так вот оно что! Люда недостаточно включилась в игровую ситуацию. Весь игровой «реализм» не так и не сумел «включить» ее. Но с другой стороны, в педагогическом плане и такой результат вполне приемлем. Если человек начинает понимать, что в игре я действую так, а вот в такой же неигровой ситуации – по-другому, это еще один уровень ценностного самоопределения, возможно даже, более глубокий, чем в самой игровой ситуации.
Кстати, по итогам игры Люда сделала такую приписку:
«Моего любимого человека проверили и у него не обнаружили вируса, и меня не арестуют. Мы с ним будем жить и учиться вместе».
Видимо, она действительно взяла на «прототип» любимого человека кого-то из мальчиков и, понаблюдав за его «обследованием», сделала такой вывод. А все-таки и у нее душа не была спокойна – включилась уже по ходу в игровую ситуацию. Этому способствовало, видимо, еще и следующее: не пройдя реально «ширму» и не зная о том, что «ягодицы» на самом деле условные, она думала, что «обследование» происходит на самом деле.
Вика. Ну, вот – еще одна девочка. Можем сравнить девчоночьи «паттерны» самоопределения.
Вика хоть и колеблется, но недолго. И отказывается от партнера ради продолжения учебы в академии. Мало того, она еще и подписывает «Акт о принудительном лечении партнера» и после этого все-таки по моему предложению идет за ширму, чтобы исключить всякие подозрения в своем здоровье. Ай да Вика! Не мог я предположить этого заранее. Так решительно предпочесть мечту и призвание любимому человеку. Кто бы мог подумать? Но что же она сама об этом думает:
«Я поступила, но мой любимый не попал туда. Сейчас я думаю, что наделала, как я могла променять свою любовь на мечту? Я поступила подло, ведь я поступила, а его отправила на принудительное лечение. Теперь я поняла, что если я его любила, я не должна была этого делать. Меня грызет чувство вины и совести».
Ну, вот! А я только хотел порадоваться проявленной решительности. Все-таки Вика еще слегка «конвенциональна». «Посторонние» воздействия в виде выбора других ценностей оказывают на нее сильное влияние. Не хватает ей уверенности, базирующейся на хорошо продуманных ценностях и приоритетах. Ладно, Викусик, не переживай. Все будет хорошо! Это только игра.
А вот и Танюха. Интересно, как они там за дверями договариваются об очередности? Уже третья девочка подряд. И что же?
Таня проявляет просто удивительную уверенность в полном приоритете любимого человека. И в первом самоопределении, и во втором. Не колеблясь, идет за ширму. Все-таки Людин отказ здесь, похоже, нетипичен.
«Я бы не оставила своего любимого человека. Не понимаю, причем здесь ягодицы???» Таня.
Танюха, ты оригинальна как всегда! Но, согласись, и «ягодицы» тоже могут претендовать на некоторую оригинальность.
Заходит Леша. Ну, вот, и к мальчикам вернемся. Леша, как и Таня, демонстрирует полную приверженность любимому человеку. И остался с ней на земле, и не отправил ее лечиться:
«Я отказался от своей мечты, потому что мне нечего будет делать без любимого человека». Леша.
Ну, так, прям, и нечего? Твои музыкальные способности никуда не денутся, а тема несостоявшейся любви всегда была очень благодатной в творческом плане… Ладно, шучу. Леша, несмотря на всю свою внешнюю сухость, внутри, похоже, способен к глубоким чувствам. И это для меня является своего рода открытием.
А вот и Кирилл. Странно, он почему-то последний из старичков. После всех моих пояснений он после нескольких секунд размышлений говорит длинную речь:
- Вы знаете, но я в одиночку, скорее всего, не смогу продолжить обучение в Космической академии. Я понимаю, конечно, что это было мечтой всей моей жизни, но без любимого человека обучение там не будет мне в радость, поэтому я принимаю решение отказаться от обучения…
Кирилл несколько удивляет меня столь видимо легким отказом от мечты. В ответ на мое предложение пройти за ширму с «космическим вирусологом» и снять там для осмотра нижнее белье, уточняет:
- А чье нижнее белье мне нужно будет снять?..
Чем, разумеется, вызывает взрыв хохота у наблюдателей. Да, чувство юмора хорошая компенсация всем неудобствам окружающей жизни. И за ширмой ведет себя соответственно, так что я по сузившимся глазам вижу улыбку доктора даже за «противовирусной» повязкой.
А что в «засветке»? Кирилл и здесь оригинален. Все засветки он почему-то пишет корявым простым карандашом, так что его каракули весьма непросто разобрать:
«Прикол, когда медсестра таращится на твой голый зад! А если серьезно. Если без любимого человека учиться мне неприятно. Не было бы чувства удовлетворения, и мне не в радость. А когда мне не в радость, мне очень плохо. Я готов пожертвовать ради нее: идти на край света или бросить учебу. Любовь – это сила!!!»
Ну, как вам Кирилл? А все-таки слегка противоречивое впечатление остается от предложенных им мотивов своего выбора. Так что главное? Ему будет плохо или ей? Это жертва ради нее или ради себя любимого? Гм, гм?.. Нет, есть все-таки в Кирилле черточка «гедонистического» эгоизма. То «чувство удовлетворения», о котором он упоминает в своей засветке. Но, с другой стороны, а кто от него свободен полностью?
Следующим на испытание прибыл Сергей, и с ним происходят интересные метаморфозы по ходу нашей беседы. Сначала он не без колебаний, но принимает решение продолжить обучение в одиночку. Но когда я предложил ему подписать «Акт об отречении от партнера», отказался это сделать, полностью поменял свое решение и в результате подписал «Акт об отчислении из академии». Это тот случай, когда игровой антураж сыграл решающую роль.
Далее у нас пошли первочки. В какой-то момент я оговорился и вместо вируса птичьего гриппа назвал вирус СПИДа, но оказалась, что эта «устрашающая» оговорка оказалась кстати. Это стало причиной непоступления в академию «любимого человека», а о «птичьем гриппе» я стал упоминать, перед тем как предложить пройти обследование за ширмой.
Но, мы уже чуть затянули с игрой, поэтому дальше пойдем обзорно по материалам скрытой камеры с добавлением важных засветок самих испытуемых первочков.
«Настя пожертвовала мечтой и осталась с любимым человеком»
«Любимый человек – это главнее, чем образование в космосе. Можно получить хорошее образование и на земле. Было страшно». Настя.
«Рита быстро отказалась от любимого и решила реализовать мечту».
«Мне немного обидно, что мой любимый человек болен. Но я попытаюсь и буду учиться без него. И мне его жалко, что он может умереть от птичьего гриппа. Мне будет плохо без него и чуть-чуть скучно.
А когда я только зашла сюда, мне было немного страшно, и я волновалась и я очень рада, что прошла сюда!!!» Рита.
«Света не согласилась расставаться с любимым и осталась на Земле».
«У меня ощущение ужасное, потому что у моего партнера нашли СПИД, и его не зачисляют. И я отказалась от космического эколога, потому что я не могу без своего партнера. Лучше меня уберут, а его оставят. И мы вместе будем». Света.
«Оля без особых эмоций прошла все упражнения и улетела в космос».
«Поначалу за дверью мне было страшно, но потом оказалось, что это совсем не страшно. Мне задали несколько вопросов, я подписала бумагу и меня еще раз проверили, нет ли у меня «птичьего гриппа». И это было совсем не страшно. Хоть я и бросила своего любимого человека, но у него обнаружили СПИД. Теперь я одна. Я поступила предательски и теперь ощущаю чувство вины». Оля.
Оле мы обещали уделять особое внимание, поэтому добавим несколько слов. Основная эмоция «до» - страх, «после» - вина. Кстати, это характерно для многих первочков. И это, по всей видимости, закономерно. Осознанному выбору ценностей первочкам мешает волнение, и это можно понять.
«Ваня очень хочет учиться в академии на факультете для инженеров. Ваня решил променять любовь на карьеру».
«Мне кажется, это глупо, но прикольно». Ваня.
«Марина осуществила мечту и отправилась в космическую академию одна».
«Я ужас как волновалась, но все обошлось. Я думаю, что ради своего счастья можно пойти на все. И даже в космосе можно найти там любимого человека». Марина.
«Максим отказался от жизни с любимым человеком и полетел в космос».
«Ну, если она заражена СПИДом…. Я не хочу остаться один. Мой человек прошел». Максим.
Максим, кстати, оживил привычный ход игры, задав мне вопрос, откуда мне известно, кто у него любимый человек. Он тоже был личностно мотивирован в игре, но видимо, «любовь» оказалась не слишком сильной.
«Лена оставила свой нравственный выбор на карьере».
«Я очень хотела поступить в космическую академию, и я поступила. Конечно, ради любимого человека я поступила плохо. Но я очень хотела поступить». Лена.
Тася отнеслась серьезно к проблеме любимого человека, но все же решилась оставить его и осуществить мечту.
В завершении игры мы выслушали врача. Врач сказала, что мальчики были более увереннее. Каждый сделал свой выбор. Но после, например, Вика решила переменить мнение. Так же и Мурат после сделанного выбора захотел остаться на земле и выбрать между карьерой и любовью все же любовь».
Давайте и мы, коллеги, подведем итог этой игры.
Как всегда некоторые полезные вещи, которые желательно было бы понимать заранее, осознаешь только «постфактум». Вообще в этой игре в ее педагогическом целеполагании между мечтой и любовью можно выстроить тройной уровень самоопределения.
Первый – это когда просто спрашиваешь, готов ли абитуриент продолжить обучение в одиночку. По существу здесь и осуществляется главный выбор ценностей. Второй уровень – подписание одного из листов – «Акта об отречении от партнера» или «Акта об отчислении из академии». Это психологическое усиление как бы письменно-символическое закрепление сделанного выбора. Мы видели значимость этого этапа, когда несколько человек под давлением этого «антуража» меняли свой первоначальный выбор. И третий уровень – обследование за ширмой. Недостатком моего варианта игры, который я осознал слишком поздно, была как вы внушающая «принудительность» обследования за ширмой. Разумеется, я никого не принуждал. Но само приглашение выглядело столь безапелляционно и безальтернативно, что только Люда и решилась мне возразить и не отправилась за ширму. Остальные воспринимали это как необходимый игровой антураж.
Здесь тоже можно было увеличить степень самоопределения, предложив «свободный выбор» - или мы, мол, обследуем вас, и тогда не будем трогать вашего партнера, или в случае вашего отказа – вынуждены арестовать для принудительного обследования вашего любимого человека. Тогда здесь тоже реальное самоопределения и борьба мотивов: пойти на унизительное обследование самому и уберечь от этого партнера или избавиться от этого ценой принудительного ареста любимого человека. Правда, тут тоже не без подводных камней: мало кому захочется выглядеть подобной «сволочью» второго варианта…
В общем, коллеги, если будете когда-нибудь проводить эту игру сами – учтите подобные варианты акцентировок.
А мы давайте вернемся к нашим детушкам. Знаете, что получилось в итоге?
Вот те, кто предпочел мечту любимому человеку: Мурат, Вика, Рита, Ваня, Оля, Марина, Максим, Лена, Тася.
А это те, кто решил остаться с любимым человеком, отказавшись от мечты: Дима, Люда (но отправила на арест), Таня, Леша, Кирилл, Сережа, Настя, Света.
Будем считать, что игра достигла своей цели, а нравственные колебания и чувство вины у многих участников – показатель того, что игра проникла в глубокие душевные структуры, где любая однозначность оказывается «неоднозначной», ибо стать однозначной и принятой за короткий промежуток игрового времени не может просто физически.
(продолжение следует... здесь)
начало - здесь