Рад приветствовать вас на моем канале. В этой статье я впервые в истории своего канала обращаюсь к теме военной техники, созданной в Китае. Китайский ВПК начинал с лицензионных и не очень копий, постепенно переходил уже к своим разработкам на основе иностранных образцов, а сейчас уже производит и созданные с нуля изделия, как минимум не уступающие конкурентам.
Рассказывать про точные копии не особо интересно, про наиболее современные разработки говорить сложно, поскольку не так много информации. Поэтому я решил подготовить материал про творения китайского ВПК, созданные на основе советской военной техники.
Надеюсь, что вам будет интересно.
Дальний бомбардировщик H-6
В конце 1950-х Китай получил от СССР лицензию на производство реактивного дальнего бомбардировщика Ту-16. В 1957-м КНР получил комплекты для сборки двух эталонных самолетов, в том же году первый из них совершил полет.
Вскоре отношения между странами ухудшились, и дальнейшее военно-техническое сотрудничество стало невозможным, но ВВС НОАК все равно хотели получить свой дальний бомбардировщик. Тогда начались работы по созданию собственной версии Ту-16 исключительно из китайских комплектующих. Первый полет такая машина под индексом H-6A совершила в 1968-м году.
В дальнейшем H-6 постоянно модернизировался, появлялись новые модификации: ракетоносцы, самолет РЭБ, заправщик и так далее. Если в России последние Ту-16 вывели из эксплуатации еще в 1993-м, то в китайские H-6 летают до сих пор.
Более того, с 2010-х годов запущены в производство новые модификации.
H-6K — дальний бомбардировщик-ракетоносец для ВВС. Самолет получил РЛС с пассивной ФАР, двигатели Д-30КП-2 (как на Ил-76М), увеличенные воздухозаборники, обновленную кабину экипажа и ряд других изменений.
H-6K имеет шесть внешних точек подвески для различных крылатых ракет, но при этом сохранен и отсек вооружения. Максимальная бомбовая нагрузка составляет 12 000 кг.
При этом у китайцев есть еще две современные модификации потомка Ту-16.
H-6J состоит на вооружении ВМС НОАК и несет до четырех тяжелых крылатых ракет YJ-12 на внешних точках подвески. Имеется и внутренний отсек для вооружения.
Ну и нельзя не упомянуть H-6N — носителя аэробаллистической ракеты CH-AS-X-13 с отделяющимся гиперзвуковым планирующим блоком. Согласно имеющейся в сети информации, дальность полета ракеты составляет до 3 000 км.
Самолет несет всего одну AS-X-13, размещенную под фюзеляжем вместо демонтированного бомбоотсека. Для увеличения дальности полета H-6N оснащен системой дозаправки в воздухе.
Таким образом, китайский самолет, в основе которого машина, в первый раз взлетевшая еще в 1953 году, продолжает выпускаться в 21-м веке и является носителем гиперзвукового оружия.
Легкий танк «Тип 62»
Если не присматриваться,«Тип 62» довольно легко спутать советским Т-54. Однако различия довольно весомые.
«Тип 62» создан на базе танка «Тип 59» — лицензионной копии советского Т-54А, чем и объясняется внешнее сходство. При этом 62-й является не средним, а легким танком: его масса на целых 15 тонн меньше, чем у «Тип 59» и Т-54А. Достигнут такой результат во многом за счет ослабления бронирования: всего 25 мм вместо 100 мм во лбу корпуса и 30 мм вместо 200 мм во лбу башни.
Также «Тип 62» получил вместо 100-мм пушки 85-мм орудие, более компактный корпус для повышения мобильности (ширина меньше на 30 см), а также более широкие гусеницы для лучшей проходимости.
Зачем китайцам понадобился такой «похудевший» Т-54 («Тип 59»)? Он предназначался для действия в труднодоступных горных районах, где требуется более легкая и проходимая по сравнению со средними танками машина.
Производство продолжалось с 1963-го по 1978-й год, за это время выпущено около 1500 танков. В НОАК модернизированные «Тип 62» прослужили до 2013 года, когда был заменены на ZTQ-15. Кроме того, машина поставлялась на экспорт в 14 стран и в некоторых из них остается на вооружении до сих пор.
Кстати, обозначение «Тип ...» не является официальным наименованием, а присваивается новым образцам китайской техники, обнаруженной западными разведками. Цифра зависит от года, когда та или иная машина впервые «засветилась».
РСЗО «Тип 89» (PHZ-89)
В свое время именно военнослужащие НОАК впервые ощутили на себе эффект от массированного применения «Града» во время пограничного конфликта на острове Даманский. Впоследствии китайцы стали активно создавать свои всевозможные копии советского РСЗО. Помимо установок на автомобильном шасси, была и интересная машина на гусеничной базе. Речь о реактивной системе залпового огня «Тип 89» (PHZ-89).
Пакет направляющих для 122-мм реактивных снарядов разместили на шасси от «китайской Акации» — САУ «Тип 83» (PLZ-83). Последняя хоть и не является точной копией советской самоходки, но при взгляде на шасси сразу ясно, откуда черпали вдохновение китайские конструкторы.
Помимо пакета направляющих, на машину поместили еще и второй комплект боезапаса в легкобронированном кожухе. Он позволяет перезарядить установку всего за три минуты и отстреляться еще раз. Не уверен, что в современных конфликтах кто-то будет этим пользоваться, но 30 с лишним лет назад это было более чем актуально.
Кстати, вот эта массивная коробка слева от пакета направляющих — это бронированная рубка наводчика.
«Тип 89» была разработана в конце 1980-х, начала массово поступать в НОАК в конце 1990-х. Сколько точно их выпущено, нам никто, конечно, не скажет. Китайцы не очень любят делиться такой информацией.
Штурмовик Q-5
Теперь небольшая загадка. Посмотрите на самолет на фото ниже и определите, развитием какого советского истребителя он является. Ответ будет под иллюстрацией.
Правильный ответ следующий: Q-5 создан на базе истребителя J-6, который, в свою очередь, был лицензионной копией советского МиГ-19.
Больше всего при сравнении этих самолетов сбивает конструкция носовой части. Создатели Q-5 разместили воздухозаборники по бокам, а в носу расположили радиолокационный прицел.
Интересно, что в довольно небольшом самолете нашли место для бомбоотсека. Правда, позднее от него отказались. В основном же вооружения размещались на внешних точках подвески, которых было до 10 штук в зависимости от модификации. Максимальная бомбовая нагрузка составляла до 2 000 кг, в номенклатуру вооружения в том числе входили тактические ядерные боеприпасы.
Самолет получился удачный. Q-5 и его модификации находятся в эксплуатации с 1970 года. Как минимум до 2016 года штурмовик все еще использовался в ВВС НОАК. Также штурмовик поставлялся на экспорт в Пакистан, КНДР, Бангладеш, Мьянму и Судан. В Пакистане Q-5 вывели из эксплуатации в 2011 году, в других странах он вполне может летать и сейчас.
Самолет ДРЛО KJ-1
Закончить статью хочу действительно фееричным примером. Как вам такое: китайский самолет дальнего радиолокационного обнаружения на базе советской копии американского тяжелого бомбардировщика. Да, и такое было. Знакомьтесь: KJ-1.
Ту-4 появились в КНР в 1953 году, когда СССР поставил союзнику 25 машин. В конце 1960-х именно Ту-4 китайцы выбрали в качестве базы для самолета ДРЛО собственной разработки.
Создание такой сложной системы сопровождалось немалыми трудностями. И заключались они не только в необходимости разработки сложного радиоэлектронного оборудования, которое нужно впихнуть уместить в ограниченное внутреннее пространство бомбардировщика.
Например, из-за «гриба» с РЛС на 30% выросло аэродинамическое сопротивление и вдобавок к этому самолет потяжелел на пять тонн. Стоявшие на Ту-4 поршневые моторы АШ-73 уже не тянули такую махину, поэтому пришлось менять их на что-то более мощное. Выбор пал на турбовинтовые АИ-20М.
Новые моторы выдавали вдвое большую мощность, но вызывали новую проблему: в имевшиеся мотогондолы они не помещались, поэтому пришлось выдвигать их вперед, что нарушило центровку. Из-за этого пришлось увеличить площадь и размах горизонтального оперения. «Гриб» с РЛС, в свою очередь, не только повышал сопротивление, но и вызывал возмущение воздушного потока. Оно приводило к вибрации, которая не только влияла на самочувствие экипажа (который и так сидел под мощным облучением от РЛС), но и могла вызвать разрушение конструкции.
Первый полет KJ-1 совершил в 1971 году. Программа испытаний продолжалась вплоть до 1979-го, после чего проект закрыли. Создателям KJ-1 так и не удалось решить главную проблему с устойчивым обнаружением целей на фоне земли.
Кроме того, китайский ВПК в те годы не обладал производительными ЭВМ для селекции целей, поэтому радиотехнический комплекс самолета со своими задачами (особенно с селекцией целей) в полной мере не справлялся. При этом конструкторам удалось добиться некоторых успехов: крупные воздушные цели KJ-1 на испытаниях обнаруживал на дистанции до 350 км, крупные надводные — на расстоянии в 300 км.
Единственный KJ-1 был разобран. Самолет, демонстрируемый в музее в его роли является реконструированной копией. К вопросу создания ДРЛО Китай вернулся уже в 1990-х и эти работы уже были более успешными.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Другие мои статьи вы можете найти, перейдя в канал, а также по ссылкам ниже.