В прошлой статье упомянул тот факт, что приличное число вполне себе зрелых возрастом граждан нет-нет, да и осчастливит какого-нибудь жулика своим имуществом. Вкладами, кредитными деньгами, а иногда и чем поценнее. Тем самым, которое ни в коем разе нельзя доверять «непутевым» детям и уж тем более – находящимся в браке с такими же «непутевыми» мужьями/женами.
И свеженькая, буквально с прошлой недели история.
Клиента по сфере банкротства привели по сарафанному радио. 37-летний Николай в интересах своей 63-летней мамы. Все по классике жанра: долги, много долгов. Все звонят, пишут, мама на нервах. Гасить-платить женщина не может, сын бы мог помочь, но зачем ему такая радость, когда есть банкротство?
Мать Николая проживает в районном центре на 35 тысяч человек, сам Николай – в областном центре. Контактируем по видеосвязи.
Мама… эх, мама!
Муж Марии Петровны (так будем звать клиентку) умер 7 лет назад в возрасте 62 лет. От оставшегося наследства сын отказался в пользу матери.
- А зачем отказ-то? – интересуюсь я. Достаточно агрессивная тема.
- Да… а зачем оно? Ну как говорят – если мать или отец умерли, то надо отказаться в пользу выжившего родителя… - пожимает плечами Николай. – У меня все есть, пусть матери. Как я думал.
Ох, как же я хочу тем, кто это говорит, сказать пару ласковых. На том самом могучем и для страниц данного ресурса не подходящем. На полном серьезе есть целая группа таких убежденных граждан, которым "не сметь наследовать за родителем, пока второй родитель жив". Понятия такие.
Еще хуже вот этого:
Но вернемся.
Мария Петровна машину продала, 2-комнатную квартиру оставила под сдачу. Сама проживала в 3-комнатной квартире. Доли в ней у сына не было, он ее добровольно на мать переписал еще лет в 25 свои в обмен на денежку небольшую. И ту, со слов, брать не хотел.
Мама на горестях после решила забить потерю любимого (без шуток) мужа какой-нибудь активной деятельностью. И затянули ее деловые подруги в любимую всеми слоями населения сетевую муть с косметикой и товарами для дома. Бренд уточняю, нечего сорта этого… кхм… непотребства пиарить.
Свежеиспеченная «бизнесвумен» спустила 600 тысяч живых денег и умудрилась заложить 2-комнатную квартиру под кредит. Когда бизнес не пошел, а из всех прибылей осталось распиханного невостребованного товара почти на полмульта по квартирам, да гаражам и сараям знакомых, вмешался сын.
Пристроил все "активы редкостные", да нашел покупателя на квартиру, чтобы за нормальные деньги продать, закрыть кредит и еще осталось бы.
Мама о квартирке погрустила, но ошибку признала. Нравоучения выслушала.
А весной 2024 года другая напасть. Жулики...
Все как по нотам. Звонок «следователя», на вас берут кредит, у вас продают квартиру. Звонок по видео – аж целый майор в форме. Выгребли все кредитные лимиты, накопления и принялись за квартиру.
Всю процедуру обмана не вижу смысла расписывать. Деталей кто куда ходил-звонил я не выяснял, общий анамнез банальный и уже неоднократно разобранный.
Можете вот эту историю прочитать – на 80% алгоритм действий совпадает почти железно.
Итогом Мария Петровна лишается 450 тысяч накоплений, набирает 500 тысяч кредитов в двух банках, спускает кредитную карту на 200 тысяч. Все это радостно отдает жулью на «безопасно-секретные счета».
Говорю же, классическое наваждение…
Следующим этапом становится «Вашу квартиру продают, продайте ее первой».
И от последующего паломничества к сыну на жилищное содержание с побитым и грустным видом спасает то самое Величество "Случай" и особый флёр провинциальной жизни.
Писал о ярких его особенностях тут:
Только по месту жительства Марии Петровны населения еще меньше, чем у меня в описанных примерах, а значит плотность «тебя знающих» лиц гораздо выше.
Так совпало, что уже на стадии оформления сделки в МФЦ специалист заподозрила неладное. Явно под мошенниками дама. На вопросы отвечает нервно. Что-то скрывает.
И взяла паузу.
Ей показалась знакомой фамилия, которая очень была похожа на фамилию… друга мужа ее подруги. Это не шутка сейчас, даже не анонимизирую связи, оглашаю реальные.
В память запало, так как редкая фамилия и, так скажем, слегка забавная. Она часто ее слышала в общей компании.
- Звонок подруге: так и так, женщина у меня, с такой фамилией. Жулье ее обрабатывает явно! Муж твой не с ее сыном дружит?
- Та – мужу. Муж все подтвердил – она, да! Звонит Николаю. С ним он дружил с детства.
- Николай до мамы не дозвонится, она трубки не берет. Она же под «подпиской о неразглашении». «страшный следователь из Центра Банка» не велел ни с кем общаться.
Специалист в МФЦ начинает тянуть время. Мария Петровна нервничает, еще сильнее нервничает покупатель.
В итоге в МФЦ буквально ворвался тот самый друг Николая с телефоном наперевес, где с экрана по видеосвязи недобрым матом Николай крыл и маму, и покупателя, и мошенников, и весь белый свет.
Покупателя сдуло сразу же. Мама в плач, что «вы важную операцию сорвали, я теперь без денег!». Всем МФЦ ей поясняли, что она и так без денег. А так хотя бы квартиру сохранила. И то радость.
Итог: пустые счета, 700 тыс. кредитов, чуть было не спущенная в тишину квартира и истраченные нервы. Совокупный платеж по кредитам около 27 тысяч, больше пенсии прилично.
- Мог бы платить, но не буду, - заявил Николай. - Во-первых, банкам нечего доходы делать на этом, пусть смотря как и что выдают. Во-вторых… Я от наследства отказывался, чтобы мать нормально пожила, а от наследства осталось… да ничего не осталось. Очень большой вопрос, сохранится ли квартира. Да, ма?
«Ма» в кадре смутилась, что-то пробурчала про «я тебе ½ отпишу»…
На том интересные повествования завершаются, дальше были сугубо деловые вопросы.
С банкротством, кстати, пока повременить решили. У меня есть «заказ» от одного грамотного юриста на клиентов из нашего региона, которые готовы втянуться в оспаривание кредитов, выданных таким образом. Практика появилась и стабилизировалась уже немного, суды становятся на сторону клиентов, которые заключили договор под влиянием обмана и заблуждения. Им нужно изучить материалы уголовного дела, так как на них будет все завязано.
В заключение
Читатель, помня начало статьи, наверняка ждет что-нибудь с огоньком и с провокацией. Что я сейчас приму пафосную позу, взмахну полАми белого польтА и изреку что-нибудь умно-важное, а-ля «Вот видите, как пенсионеры все сливают! А вы детям доверять боитесь!»
А я не буду. Величина «попаданцев» условно одинакова. Все там могут быть с равной долей вероятности.
Хотя как мне тут уже после верстки статьи "пояснили" в комментариях, вот пенсионерка МОЖЕТ свое имущество куда угодно деть - даже мошенникам раздать, сам отвечает. Оно же ее... А вот подаренную квартиру дитятко не вправе куда-то девать. Она не его.
Эх. "Понятия" они такие =)))