Ссылка на предыдущую статью:
Давайте во второй статье, которая является продолжением серии статей, посвященных отдельным моим мыслям, изложенным в книге "Элементарная философия", поговорим о времени.
Непосредственно название статьи в определённой мере заимствует выражение, которое упоминается ещё в древнегреческой мифологии и обозначает оно там действительно некую реку времени с названием "Лета". Формально - это река забвения. Отсюда и существует такое выражение, как "кануть в Лету", то есть быть забытым. Но с другой стороны в том же мифе говорится, что всё течёт, всё изменяется, что как нельзя лучше согласуется именно с потоком реки.
Так же есть замечательное высказывание в Библии (книга "Екклесиаст"): "Вот говорят - это новое - но всё это уже было в веках бывших прежде нас...", "... и ни о чём не останется памяти...". В этом утверждении, с одной стороны, говорится, что нет ничего нового под Луной, а, с другой стороны, что всё канет в "Лету". Весьма пессимистично. Однако этому есть оправдание, так как вопрос времени всегда был и остаётся поныне очень сложным в его понимании.
Современная наука поступила со временем достаточно цинично. Она просто определила его как четвёртую размерность единого пространства-времени. Это своего рода элегантная подмена одного понятия другим в ситуации, когда нет иной возможности дать внятное его толкование. Хотя формально наука здесь права, так как использование времени обычно осуществляется ею только в качестве некой измеряемой величины. Философия, конечно же, такого себе позволить не может. Отсюда и возникают различного рода аллегорические образы понятия времени, с которыми вполне можно согласиться.
Для того, чтобы исключить довольно трудно воспринимаемые объяснения того, что же следует понимать под текущим временем с позиции процессов становления форм энергии, которые как раз и раскрыты в книге, просто примем, что время есть результат проявления движения этих форм. Это, в свою очередь, означает, что не материя существует в пространстве и времени, а наоборот, пространство и время есть проявление существования материи, которая существует только в движении.
Если именно движение порождает время, то время становится зависимым от движения. Последнее само определяется количеством энергии, что есть проявление такой её разновидности, как измеримая или кинетическая энергия. В целом следует отметить, что существует интересная взаимосвязь того, как различие между видами энергии проявляется в различии образуемого ими пространственно-временного континуума. К примеру, потенциальная энергия, проявляющая себя посредством форм энергии, определяемых как потенциалы и образующих в последствии элементарные частицы, ответственно за формирование многомерного пространства. Кинетическая же энергия формирует одномерное время. Как то, так и другое есть некая интегрированная лишь на уровне макромира гладкая геометрия, происходящая из первичного хаоса. Изначально как нет строгой системы координат и размерности пространства, так не существует и никакой единой линии времени. В своём исходном состоянии всё распадается на бесконечное множество взаимно сосуществующих форм энергии произвольной размерности, которые, к тому же, находятся в непрерывном процессе становления и, тем самым, образующих лоскутное поле текущего времени.
В таком понимании текущего времени, а так же опираясь на основополагающие идеи философии процесса, уже не столь аллегорическим выглядит прежнее наше представление о понятии времени в виде реки времени. Кванты текущего времени, как капли воды вначале образуют маленькие и тонкие ручейки - нити времени, которые далее, по мере усложнения форм материи, сливаются во всё более крупную речку. В её потоке оказываются объекты, которые представляют собой самые разнообразные формы материи. Как и в обычной реке, временная река тоже образует в своём течении области с тихой или быстрой "водой", где интервалы времени могут отличаться друг от друга. Но чем крупнее плывущий в ней объект, тем он менее критичен к таким отличиям. Представление о реке времени позволяет, в свою очередь, сделать следующие умозаключения.
Во-первых, они состоят в том, что время не есть размерность. Оно - соединение в нити квантов времени, которые образуют в дальнейшем линии времени, порождаемые и привязанные лишь к своим и только своим процессам. Именно такая привязка и определяет присущий такой линии интервал времени.
Во-вторых, существует взаимосвязь этих интервалов с интервалами пространства, что в итоге проявляется как масса и гравитационное взаимодействие. Об этом, возможно, будет отдельная статья.
В-третьих, фундаментальное свойство энергии, состоящее в непрерывном её движении, приводит к тому, что горизонт настоящего тоже всегда находится в движении. Однако парадокс в данном случае состоит в том, что у каждого процесса этот горизонт свой.
Суть сказанного в итоге заключается в том, что не существует никакой единой мировой линии времени, а существует бесконечное множество нитей, привязанных к своим процессам, которые и образуют ткань текущего времени. Не существует и единого понятия настоящего, как это могло бы показаться с учётом того, что каждый из нас синхронизирует свою жизнь строго по часам, на которых установлено некое единое для всех время. Даже каждый из нас, как отдельный индивидуум, живет своим настоящим, никак не связанным с другим настоящим другого индивидуума. Лишь в соприкосновении, взаимодействуя мы неким образом синхронизируем свои интервалы времени и перемещаемся в нём с более-менее одинаковой скоростью. Но всё, что с нами непосредственно не связано живёт по своим интервалам и в своём настоящем.
Понятие настоящего таким образом оказывается размытым и зависящим от множества сопутствующих обстоятельств. Но тогда, если не существует единого понятия мировой линии времени и, соответственно, отсутствует ещё и единая точка настоящего на ней, то оказываются под вопросом очень многие уже устоявшиеся представления. Например, становится сложно рассуждать о перемещении во времени так, как это представляется в привычном на данный момент понимании. Обычно предполагается наличие временной размерности, в которой некие герои не только существуют, но и в которой они могут совершать скачки как в прошлое, так и в будущее. При этом сам переход может изображаться в виде некой петли в обратном направлении. Такое перемещение в прошлое с воздействием на происходящие в нём события неизбежно влечёт за собой образование новой линии времени, а по сути к изменению будущего.
Идея сама по себе интересна как в литературном плане, так и в развитии сюжетной линии, наполненной массой приключений и парадоксальных событий. Однако в ней присутствует большое количество нестыковок, которые никак не могут нам позволить совершать подобные перемещения. В частности, как бы мы не хотели, но совершая обратный путь к некой точке в прошлом нам предстоит преодолеть абсолютно такое же расстояние на линии времени, какое от этой точки сейчас до нас. Возвращаясь в прошлое на двадцать лет соответственно предстоит преодолеть эти же самые двадцать лет, двигаясь по линии обратного времени. Значит необходим некий механизм, который позволить сжимать таким образом наш интервал времени, что он будет кратно короче того, в котором мы сейчас находимся. Либо, как наиболее часто предлагается в фантазиях на эту тему, следует искривить временную ось, что позволит формировать кротовую нору на ней.
Однако, даже если теоретически кажется возможным реализация подобных манипуляций с размерностью времени, в реальности оказывается совершенно всё не так, как хотелось бы, так как текущее время, о чём и было сказано, не есть размерность. Его правильнее сопоставлять с потоком воды в реке. А в одну и ту же реку, как известно, нельзя войти дважды. Это утверждение приписывают древнегреческому философу Гераклиту Эфесскому. Если быть более точным, то полностью фраза звучит следующим образом:
В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое.
Она как нельзя лучше позволяет понять суть проблемы, которую мы рассматриваем в связи с перемещением во времени. Так как нити текущего времени привязаны к процессам, то все те события, что происходят с течением времени, уникальны и неповторимы. Такое как раз хорошо можно себе представить через образ с текущей водой. Ведь входя в реку в одном и том же месте, но через какой-то промежуток времени, мы не попадём в ту же воду, которая находится в движении и просто утекает. Значит и сама река уже другая.
Поэтому идея с возвратом в прошлое, даже в случае решения возникающих при этом всех проблем, неизбежно окажется попыткой войти дважды в одну и ту же реку. Но реально мы попадём уже в совершенно иную реальность.
Продолжая аналогию с рекой, можно ещё обратить внимание на то что, находясь на её берегу в одном месте, мимо нас будут проходить и проходить потоки воды, сменяя друг друга. В понимании потока времени такое видение будет несколько странным, так как себя мы обычно ассоциируем лишь с одним настоящим, которое есть наше настоящее и оно существует в единственном числе. Ни до, ни после нас ничего не должно быть. Соответственно возникает естественный интерес к подобного рода различию в понимании потока в одном и другом случае. Насколько приемлемой следует считать такую аналогию?
Если же принять реальность существования двух векторов направленности для текущего времени и, следовательно, наличия множественности такого понятия, как настоящее, следует принять и тот факт, что настоящее может принадлежать и множеству процессов, происходящих последовательно друг за другом в одном векторе времени. При этом вполне реально возникновений ситуаций, когда тот процесс, что следует за предыдущим, в силу неких обстоятельств, приобретая более короткий интервал времени, способен неким образом соединяться с этим предыдущим. Точно так же существует вероятность и обратной ситуации, то есть предыдущий процесс в силу своего замедления сталкивается с последующим.
Таким образом, сделанное умозаключение приводит к весьма интересным для нашего представления о Вселенной последствиям. Особенно если его ещё дополнить идеей о существовании множества срезов меньшей размерности для пространства с большей размерностью, что позволяет предполагать, например, существования множества версий солнечной системы. Соединив обе идеи, вырисовывается достаточно невероятная картина, которая раскрывается в виде действительно настоящего потока сменяющих друг друга Миров, которые проплывают перед глазами некоего стороннего наблюдателя. Причем она может быть дополнена ещё и встречным потоком таких же антимиров, которые в итоге как два прозрачных слайда создают невероятное зрелище пересекающихся, но не взаимодействующих бесконечных рядов событий.
В следующей статье планирую рассказать о философии процесса.
Ссылка на статью: