«Целыми днями сидит в своем телефоне!», «Это все смартфон виноват!»… Еще в 2016 году американские исследователи провели масштабные опросы и выяснили, что около 50% подростков чувствуют себя зависимыми от мобильных устройств. А в 2022 году исследователи обнаружили: около 46% подростков пользуются смартфонами «почти постоянно». В России наблюдаются схожие тенденции, поэтому многие родители всерьез обеспокоены. Но действительно ли проблема — в смартфонах?.. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров указывает на ключевые признаки зависимости от смартфонов у подростка — и объясняет, какие причины на самом деле за ней стоят. Что делать родителям?
Как понять, что у ребенка зависимость от телефона? Главные признаки
Смартфоны уже интегрированы в нашу повседневную жизнь и дают нам много пользы: полезные приложения, видео\книги для обучения, социальные сети и мессенджеры для общения и социализации. Поэтому само по себе частое использование телефона — скорее норма, чем патология.
Но есть и отдельные признаки, которые указывают на патологию. Это адаптированные критерии, которые применяются для диагностики других нехимических зависимостей (например, игромании).
Потеря контроля над поведением. Во-первых, потеря количественного контроля: ребенок проводит все больше свободного времени за телефоном, теряет интерес к другим занятиям и увлечением. Во-вторых, это утрата ситуационного контроля: ребенок «залипает в телефоне», когда ему нужно слушать учителя в школе, делать уроки и выполнять поручения старших дома, ложиться спать, идти есть, заниматься физическими упражнениями, встречаться с друзьями.
Ну еще немножко посижу в соцсетях, и потом обязательно сяду за уроки!
Глаза уже слипаются, надо лечь спать, но я продолжаю листать ленту соцсетей…
Инструмент эмоциональной регуляции. Еще один ключевой признак развития зависимости — ребенок использует смартфон как инструмент эмоциональной саморегуляции. Например, хватается за телефон во время стресса, повышенной тревожности, грусти.
Мне тревожно, а листание соцсетей помогает расслабиться и перестать думать о том, что меня беспокоит.
Мне грустно, а просмотр смешных видео поднимает настроение.
Навязчивые паттерны поведения. У ребенка формируется навязчивая потребность проверять телефон каждые несколько минут, немедленно реагировать на уведомления и отвечать на сообщения.
Где мой телефон? Ужас, кажется, я потерял свой телефон, что же делать?!.. Ага, вот он, зря паникую.
Мам, не сейчас, мне нужно срочно ответить Игорю!
Эскалация зависимого поведения. У подростка начинают проявляться соматические (физиологические) последствия зависимости: ухудшается зрение, нарушается осанка, сбивается режим сна, появляется бессонница или повышенная сонливость, чрезмерная утомляемость. Зависимость также может проявляться в социальной сфере: снижение успеваемости, отказ от хобби и увлечений, нежелание строить новые социальные контакты (при условии, что сам смартфон не выступает здоровым способом социализации и поиска новых друзей).
Мам, я устал, не хочу я никуда идти… Просто дай мне спокойно полежать с телефоном, и все будет хорошо.
Синдром отмены. Если родители ограничивают доступ к телефону на время или вовсе запрещают им пользоваться, у зависимого подростка проявляется психологическая ломка: он становится чрезмерно подавленным и безучастным или, наоборот, тревожным и суетливым, раздражительным или даже агрессивным. Синдром отмены также может влиять на физическое состояние на фоне психосоматических нарушений: бессонница, повышенный или сниженный аппетит, синдром раздраженного кишечника и т. д.
Я отобрала у него телефон, и он как будто взбесился! Истерит, кричит, огрызается, хлопает дверями…
Он наказан и уже несколько дней живет без своего телефона. И постоянно жалуется на здоровье: то у него живот болит, то диарея, то голова кружится… Наверняка на жалость давит.
«Цифровая деменция». Последние исследования также говорят о дополнительных симптомах (а заодно и последствиях) зависимости от телефона: чрезмерная сенсорная нагрузка в комбинации с особенностями контента социальных сетей может изменять объемы белого и серого вещества мозга, влиять на когнитивные функции. Прежде всего, это память, способность принимать и усваивать новую информацию (обучение), концентрация внимания.
Мой сын стал таким рассеянным! Не может надолго удерживать внимание на каком-то одном процессе или теме, постоянно на что-то отвлекается, суетится…
Настоящие причины зависимости от телефона у детей и подростков
К сожалению, многие родители «главным злом» такой ситуации считают сам смартфон и возможность его использования. Но такая концентрация на предмете зависимости мешает сместить внимание на реальные причины зависимого поведения. Ведь многие дети и взрослые продолжают пользоваться современными гаджетами, но могут контролировать свое поведение — и телефон не становится для них «центром мироздания».
Почему же другие дети «попадаются на крючок»? Причин может быть сразу несколько.
1. Навязанный паттерн поведения
Привычка «постоянно сидеть в телефоне» и регулировать им свое эмоциональное состояние часто навязывается детям извне.
И, к сожалению, в большинстве случаев эту вредную привычку детям прививают именно родители.
Смартфон-нянька. Многие родители еще в раннем возрасте начинают давать детям смартфон или планшет: чтобы отвлечь ребенка и не тратить время и силы на придумывание здорового досуга, чтобы успокоить или развеселить плачущего или капризничающего малыша. Так с самого детства смартфон становится для ребенка «еще одним членом семьи» — именно телефон успокаивает, развлекает, чему-то учит, поднимает настроение.
Пример родителей. Если мама и папа сами все свободное время тратят в социальных сетях, компьютерных играх или сериалах, не читают книг, не имеют хобби, не занимаются активным отдыхом — то и у ребенка не будет положительного примера такого поведения. И в этом случае родители могут сколько угодно ругать и стыдить ребенка, ставить ему в пример других «более активных» детей или назидательно вспоминать собственное «бурное детство» — личный пример всегда будет для ребенка более значимым, чем пустые слова, не подкрепленные практикой.
2. Борьба со стрессом
Смартфон также может выступать для ребенка «безопасным пространством» и способом регуляции эмоций, если он не видит другого выбора.
Домашние угрозы. Ребенок может постоянно «сидеть в телефоне», если не чувствует себя безопасно дома: постоянно сталкивается с насмешками, придирками, пренебрежительным отношением к своим потребностям и чувствам. И еще более серьезный фактор развития зависимости — домашнее насилие: если ребенок постоянно переживает психологическую или физическую агрессию в свой адрес, или видит ее со стороны. Например, мама и папа постоянно ругаются, папа бьет маму, мама наказывает ребенка ремнем или постоянно замахивается на него руками и предметами, кричит, угрожает. В таких условиях телефон — это просто способ успокоиться, уйти от пугающей реальности.
Выход агрессии. Телефонные игры (особенно с элементами жестокости), пугающие видео, остросюжетные фильмы и сериалы, злобные комментарии — все это может помогать ребенку «легально» выплескивать накопленную злость, гнев, раздражение. Чаще всего это происходит, когда в реальной жизни ребенок не может отстоять себя и «дать сдачи» — при том же физическом и психологическом насилии со стороны родственников, или при проблемах в общении со сверстниками, в случае школьной травли.
Чрезмерная нагрузка. Зависимость от смартфона также может формироваться на фоне завышенных требований и ожиданий родителей, излишне интенсивного обучения и плотного графика. Например, от ребенка требуют идеальных оценок, высоких достижений на кружках и секциях, блестящей сдачи экзаменов. Психологическое, умственное и физическое перенапряжение в итоге выливается в хроническую усталость, переутомление. Отсюда и желание постоянно отдыхать с телефоном в руках. Кроме того, сам факт зависимости и статус «больного» может помочь ребенку ослабить требования родителей, снять с себя часть нагрузки.
3. Борьба с одиночеством
Смартфон также может восполнять потребность в эмоциональной и доверительной близости — в ситуации, когда в реальной жизни ребенок не может ее получить.
Эмоционально холодные родители. Именно родители помогают ребенку получить безусловную любовь, поддержку и принятие. Это ключевые фигуры, которые в норме помогают ребенку восполнить свои физические и психологические потребности. Но если родители не проводят время с ребенком, не интересуются его жизнью, отмахиваются от его проблем или даже насмехаются над ними — потребность в эмоциональной близости остается незакрытой. И ребенок пытается восполнить ее при помощи смартфона. Например, «запойно» смотрит мультики и сериалы, в которых персонажи могут открыто проявлять эмоции и получать поддержку «наставников». Или ищет новых друзей в социальных сетях или онлайн-играх.
Чрезмерно строгие родители. Еще одна важная психологическая потребность — в доверительных отношениях. Ребенок, особенно подросток, каждый день переживает крайне интенсивный опыт: новые люди, новые способы общения, новые чувства и переживания. И чтобы как-то переработать и усвоить этот опыт, ребенку нужно выговориться, открыться. Но сделать это с родителями бывает нелегко — если они и без того крайне строгие и ругают за любую мелочь, угрожают «голову оторвать» за малейший проступок. В этом случае ребенок будет искать другие способы выплеснуть накопленные переживания: например, в социальных сетях.
Социальные проблемы. Уход в виртуальную жизнь также может быть попыткой ребенка социализироваться, если в реальной жизни с друзьями все плохо. А проблемы в социализации могут появляться по разным причинам: это и нарушения адаптации (смена школы, переезд в другой город и т. д.) и низкая самооценка, и недостаток навыков общения («я не знаю, как с ними подружиться и что им сказать»), и социальные страхи («а вдруг я скажу глупость, и надо мной будут смеяться, я опозорюсь»).
4. Повышение самооценки
Наконец, виртуальное пространство может стать для ребенка способом реализовать себя и повысить свою самооценку.
Например, ребенок постоянно сталкивается с оскорблениями, критикой и насмешками — дома и\или в школе. А в онлайн-играх или социальных сетях он может попытаться восстановить травмированное самовосприятие: выполнять задания и зарабатывать награды, получать похвалу и комплименты от незнакомцев.
И это очень опасная ситуация — ведь в социальных сетях могут находиться не только сверстники по интересам, но и злонамеренные взрослые.
Поэтому не стоит безоговорочно обвинять гаджет во всех бедах. Важно разобраться, какие именно потребности ребенок пытается восполнять за счет своего телефона.
Что делать, если у ребенка или подростка зависимость от телефона?
Простой запрет на телефон в подавляющем большинстве случаев лишь усугубляет ситуацию — ребенок еще сильнее отдаляется от родных и перестает им доверять. А незакрытые потребности переживаются еще более болезненно, поэтому ребенок ищет пути обхода запрета: ворует гаджеты дома или у одноклассников, покупает смартфон за «карманные» накопления, или вовсе берет в долг или начинает работать втайне от родителей.
Поэтому борьба с зависимостью от гаджетов должна быть комплексной, и успех во многом зависит от готовности родителей по-настоящему помочь своему ребенку.
1. Обеспечить безопасность дома
Важно создать дома по-настоящему безопасную терапевтическую среду: отказаться от ехидных насмешек, высмеивания потребностей и эмоций ребенка, угроз, криков, физического насилия в качестве наказания. Не только по отношению к ребенку, но и между другими взрослыми в доме. Поэтому, если такая проблема есть, стоит разработать план восстановления семейных отношений и общие правила поведения в доме.
2. Снизить уровень нагрузки на ребенка
Если ребенок постоянно выглядит подавленным, уставшим, раздражительным и тревожным, стоит пересмотреть его привычный график: например, отказаться от каких-то секций, дополнительных занятий, кружков и репетиторов. Ментальное здоровье ребенка гораздо важнее сиюминутных успехов и достижений. И дело тут не только в смартфоне: даже без него ребенок с нервным перенапряжением просто не сможет эффективно учиться.
3. Показывать личный пример
Родителям также важно пересмотреть свое собственное поведение. Дети не воспринимают всерьез аргументы «Маме\папе можно, потому что мы — взрослые».
Поэтому, чтобы бороться с зависимостью от смартфона у ребенка, стоит начать с себя. Снизить время использования телефона, переключиться на книги и хобби, приучиться проводить больше свободного времени на активном отдыхе — гулять в парке,посещать новые места, открывать для себя разные виды активностей.
И даже если подросток поначалу наотрез отказывается «отправиться в поход с родителями», самым ценным результатом для него будет увидеть, что мама и папа проводят время весело и с удовольствием, делают что-то интересное. А может, ему тоже стоит попробовать?..
4. Больше общаться с ребенком
Следующий важный шаг — улучшить качество общения с ребенком. Больше времени проводить вместе, придумывать интересный досуг: походы, поездки и т. д.
При этом не стоит бросаться «выпытывать» у ребенка подробности его личной жизни и интересов. Начать стоит как минимум с того, чтобы «не вредить» общению: не отмахиваться от проблем и жалоб, выслушивать то, чем ребенок уже готов делиться. Давать нужную поддержку и показывать, что в сложных ситуациях вы — союзники, а не враги.
5. Предлагать альтернативу
Если смартфон для ребенка — это инструмент борьбы со скукой или сложными эмоциями, стоит помочь ему найти более подходящий инструмент.
Попробуйте найти то, что действительно увлекает ребенка. Можно сделать это в игровом формате: попросить ребенка выписать занятия, которые его больше всего интересуют, и предложить каждую неделю\месяц пробовать что-то новое.
6. Ограничить время использования гаджетов
И только при наличии всех остальных пунктов можно переходить к излюбленной родительской тактике — ограничениям.
При этом не стоит полностью отбирать смартфон. Лучше ограничить время его использования, и сделать это в игровом формате — при помощи поощрений. Отказ от смартфона должен быть личным выбором ребенка, а не строгим приказом.
7. Обратиться за помощью
Более быстро и эффективно проработать зависимость от телефона у подростка поможет психолог или психотерапевт. Специалист поможет выявить ключевые причины зависимости и разработает программу коррекции мышления, убеждений и поведенческих реакций ребенка, поможет ему повысить стрессоустойчивость, получить эффективные навыки общения со сверстниками.
Друзья! Если вы чувствуете, что вашему ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, или испытываете трудности во взаимоотношениях с ним — обращайтесь в наш центр.
Мы предоставляем полный спектр услуг:
- Консультации детских и взрослых психологов, психотерапевтов и психиатров — в клинике и на дому;
- Индивидуальная, детская и семейная психотерапия;
- Медикаментозная терапия;
- Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка.
Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.
И будьте здоровы!