Найти тему
Нижегородский Мечтатель

«Циклоп», 2008 год: Рим, древний, но убогий

Трудновато определить жанр этого фильма. Технически он должен болтаться в разряде малобюджетных хорроров, так как в наличии имеется монстр, истребляющий целые десятки глупых человеков. Но шесть миллионов долларов – какой же он малобюджетный? Впрочем, меня терзают смутные сомнения, что деньги тупо украли или, что вернее, их вовсе столько не было, какая-то здесь мутная афера.

Действие же происходит в Древнем Риме, да еще и во времена не последнего из императоров – Тиберия, и, видимо поэтому, менеджеры, составляющие сетку ТВ-каналов, специализирующих на ужасах и триллерах, прочитав аннотацию, пробегают мимо. Их же коллеги, подбирающие исторические и приключенческие фильмы, смотрят три минуты, давятся кофе от смеха и тоже идут мимо. На триллер – не тянет, насчет же фентези, циклоп, он, конечно, существо мифическое, но не дракон, да и мелкий он здесь какой-то, жалкий даже и как это ни странно, вызывающий сочувствие. Таким образом, черт знает, что такое.

Но «в защиту» этого фильма, спродюсированного Роджером Корманом, надо сказать, что он ни на что и не претендовал особо. Эрик Робертс в главной роли – это диагноз. Он и лет 20 назад уже обитал в «трущобах» Голливуда. Кстати, это человек заявлял, что он «самый популярный в России». Как бы помягче сказать об этой его популярности и узнаваемости… Поселкового сумасшедшего тоже все знают, но это не говорит о том, что им все восхищаются.

Главной же и первой ошибкой этого фильма можно считать то, что они замахнулись на сам Рим, как город. А решение, между тем, лежало на поверхности. Какой Рим, какой Тиберий с Эриком Робертсом? Сеттинг Древнего Рима (как государства) оставляем и переносим место действия в глухую провинцию, придумываем какой-нибудь городок, Робертса обзываем хоть претором, хоть эдилом, и так сойдет. Это сняло бы большинство издевательских вопросов к фильму.

-2

Вот, например, одна из отечественных обложек DVD. Потенциального зрителя объегоривают нещадным образом - циклоп вовсе не будет таким качественно прорисованным, без оружия, ну и набедренная повязка у него не настолько стильная.

Итак, полчаса ходьбы от Вечного города. По осеннему лесу бредут три мужика, они торговцы. Чем уж они торговали, одни сатиры лесные ведали, поклажи у них никакой; не то что дороги под этим Древним Римом нет, но и тропинок лесных тоже. Но смотрят – козы с овцами пасутся и решили они их стырить. С законами, чай, такая же беда, как и с дорогами. Но мелкий рогатый скот принадлежит, оказывается, циклопу. Двух воришек он порешил, а третий сбежал и в Рим доложил.

Как уж этот циклоп под самим Римом очутился, опять же только сатиры знают. Он, кстати, и небольшой вовсе – метра три максимум. При этом с цивилизацией вообще, он знаком – зачем-то же он овец держит? Да и набедренную повязку смастерить ума хватило.

В Риме тем временем, переполох – уничтожение двух затрапезных торговцев никак грозит обрушить экономику империи и поэтому о разбойном циклопе было доложено самому императору Тиберию (которого и играет Эрик Робертс). В помощниках у императора состоит его племянник Фалько. С циклопом надо что-то делать – и на его поимку отряжают войска (вот именно так - «войска», а не «отряд» или когорту), под предводительством центуриона Маркуса, чуть позднее выясняется его замечательная «фамилия» - Ромулос.

Разумеется, создателям фильма совершенно неизвестна система римских имен, обязательно включающая в себя два компонента – личное имя и родовое имя. Довольно часто к номену и преномену добавлялся и когномен - как имя/прозвище отдельной ветви рода, если имелась такая необходимость. И гораздо реже употреблялся агномен – личное прозвище. Так что не мог племянник императора зваться просто «Фалько» (сомнительное какое-то «римское» имя), вот раб – вполне.

Центурион Маркус вид имеет лихой и придурковатый, толстоморденький такой, глазки маленькие. Играет его некий Кевин Стэплтон, актер сериалов и эпизодов, это его единственная главная роль в карьере. Сначала Маркус в циклопа не верит - «Да их же еще при Августе истребили!» То есть, совсем недавно? Со своим воинством, а это ВСЯ армия Рима, числом человек в двадцать, он отправился за город и циклопа изловил. Тот, правда, успел замордовать до смерти пять-шесть легионеров.

Тиберий собирается использовать циклопа в гладиаторских боях, между прочим, Фалько докладывает, что двух львов и двух тигров, которых везли в Рим везли в некоем караване, этот же циклоп и разорвал, напав на караван. Нам этого, конечно, не показали, ибо и ежику ясно, что достать для съемок хотя бы одного живого льва, который должен идти в комплекте с хозяином-дрессировщиком и обслугой, многократно дороже и труднее, чем достать для съемок Эрика Робертса.

Маркуса за доблесть награждают чином трибуна, но он легкомысленно себе еще и землицы просит. Жадный Тиберий расстроился, земли не дал, и чин трибуна отобрал, так и побрел Маркус ни с чем восвояси. Положение мог бы спасти юмор, но это кино убийственно серьезно. Гротеск и фарс стали бы палочкой-выручалочкой, это объясняло бы и нищебродство Тиберия, и вопиющую затрапезность этого «Рима». Позаимствую у коллег, авторов канала «ТыжИсторик» мысль, которая как раз к месту:

«К примеру, сеттинг "Войны и мира" - высшее дворянское общество РИ начала XIX века. А сеттинг "Мертвых душ" - провинциальное дворянство той же РИ. Но! При этом если Андрей Болконский начнет вести себя как Собакевич (и это будет воспринято остальными персонажами нормально), у читателя возникнут, мягко говоря, сомнения по поводу профессионализма автора.»

Так что Тиберий и его так называемый племянник, ведущие себя как вольноотпущенники из римских трущоб – странные ребята. Но в комедии это было бы допустимо.

Тем времен, несчастного Циклопа держали на привязи на городской площади. Какой-то противный мальчишка стал играть в Тома Сойера и дразнить гиганта дохлой крысой на веревочке. Циклоп этого не оценил и развязался, промежуточный результат был печальным для мальчонки и пятка легионеров, счет жертв монстра уже перевалил за десяток. Маркус опять усмиряет циклопа и чудовище сажают в тюрьму. Да, именно в местную тюрягу, как преступника – в решетчатую камеру и запирают на ключ. Но, так как у циклопа, в отличии от некоторых есть признаки интеллекта, то он устраивает себе побег чисто классическим способом. Привлекает внимание охранника (этот дуролом еще и облокотился спиной на клетку с голодным циклопом), давит его нещадно, поднимает с пола ключи, отпирается и идет истреблять алкашей в этой деревне, гордо именуемой режиссером «Римом».

Параллельно развивалась линия городских рабов, строящих виллу для Фалько. Их решили скормить циклопу на арене (пока тот еще не сбежал во второй раз). Рабы под предводительством неких Гардиана и Барбары благополучно сбегают, пока легионеры опять ловят циклопа. Да, его поймали и снова посадили в ту же клетку. И теперь вся (оставшаяся) армия гордого Рима, числом всё в те же 20 рыл (видимо, набрали новых рекрутов) идет ловить десяток сбежавших рабов. Вот только во главе армии поставили не разжалованного толстоморденького Маркуса, а Фалько.

И тут я вспомнил, что именно на этом моменте и бросил смотреть это кино, когда впервые узнал о его существовании, его показывали по ТВ, году где-то в 2012-ом, что ли. Рабы гуськом идут по осеннему лесу (с утра вышли), погоня за ними вышла через полдня и не спеша, и вдруг видит вереницу этих рабов. Они что, вокруг «Рима» ходили? Кстати, рабы шли к берегу, чтобы там договориться с греками и уплыть. Не знаю, почему какие-то греки на римском побережье стали бы помогать беглым рабам. «Армия» легионеров неожиданно нападает на рабов, казалось бы, исход немного предсказуем, однако, рабы умудрились уничтожить как минимум четверть этой «армии». Даже Барбара прибила чуть ли не палкой двух-трех немощей, но в конце концов рабов кое-как повязали.

Фалько приказал казнить Гардиана, но того спасает Маркус, признавший в местном «Спартаке» своего бывшего раба, которого когда-то отпустил на волю. Хм, а зачем этот обалдуй просил у императора участок земли, если он рабов раньше отпускал, неужто сам собрался эту землю мотыжить? Вместо Гардиана казнили рыжего беднягу, а Маркуса Фалько арестовал за неподчинение. А когда того привели в Рим, злобный и мелкий император поставил перед своим единственным на всю империю центурионом выбор: или тот становится гладиатором или… весь остаток «армии» Маркуса рассчитывается на «первый-второй» и каждый первый казнит каждого второго.

Ого, режиссер слышал о децимации. Вот только таким образом казнили каждого десятого, а не половину всех легионеров армии, состоящих из пятнадцати калек. Так и стал Маркус гладиатором. Кстати, в немецкой версии кино так и называется - «Маркус - гладиатор Рима». На очень нищей арене, выпущенный циклоп истребил первую партию несчастных рабов. Тут еще и хлеб раздают, из пары мелких корзинок, особо отличившимся гражданам, вот честно, это был бы отличный комедийный момент, но, увы.

Теперь, сидя в казарме гладиаторов, Маркус строит заговор против малахольного императора и Фалько. Вот что мешало ему крикнуть своим солдатам, когда его поставили перед выбором - «Парни, режем их к фалькиной матери!» Барбара становится возлюбленной Маркуса. Ему же предстоит сражаться с Гардианом в последний день игр. То ли с переводом какая ерунда, то ли с монтажом, но вот только распорядитель объявлял второй день и тут же без перехода - последний. Или они только два дня и дрались? Ни черта ни ясно - Маркус побеждает Гардиана и мелкий Тиберий нехотя дарует беглому рабу жизнь. Распорядитель опять о последнем дне - три пары будут биться насмерть, и император дарует победителям свободу. Толпа начинает скандировать - «Свободу Маркусу!» - авансом что ли, ее ему дать?

Маркус пытается подружиться с циклопом и вроде бы достигает некоторого успеха, монстр даже научился чуть-чуть разговаривать. Центурион попытался донести до циклопа, что тому никогда не обрести свободу. В сюжете еще мелькает некая блондинка Флавия, и тут начинается «высокая» политика. Эта Флавия через Барбару передает Маркусу «привет» - дескать, популярность бывшего центуриона растет, а Тиберий его боится, Фалько же желает стать преемником. Барбара убеждает Маркуса - ты поймал циклопа, и ты, герой Арены, можешь возглавить восстание. Честно сказать, это восстание против ущербного императора кто угодно мог возглавить и победить.

Какая-то ерунда в этом кино. Фалько беседует с цезарем - «ходят слухи, что гладиатор Маркус, это центурион, поймавший циклопа». Да это же и так должно быть всем ясно? Он с открытым забралом этого циклопа вез по городу, да и на арене также открыто выступал, или публика за два дня успела его забыть? Судя по всему, какой-то корявый и глупый косплей «Гладиатора» Ридли Скотта. Потом какие-то легионы откуда-то взялись, в Паннонии и в Германии, которые теперь в Тиберия не верят.

Начинаются финальные бои. Первая пара сражалась, победителя освободили; второй бой выиграл Гардиан и его тоже отпустили. И вот третий бой, Маркус против циклопа. Народ внезапно возмутился и стал требовать отмены этого неравного поединка. И тут, надо сказать, режиссер удивил. Тут уместно будет вспомнить новейший сериал «Обреченные на славу» - там все ходы режиссера просчитываются за две секунды, тогда как порой в самых плохоньких фильмах стараются, напротив, выдумать что-нибудь позаковыристей, чтобы зритель ни в жизнь не догадался. Ага, значит один гладиатор против циклопа - это нечестно? Что же, говорит Эрик-Тиберик, пусть будет два гладиатора против монстра, сравняем шансы. Но кто же второй?

-9

Сюрприз - на арену в помощь Маркусу выкидывают Барбару. И это еще не последний поворот. Циклоп хоть и побеждает Маркуса, но не убивает его поверженного. На арену врывается Гардин с внезапно обретенными товарищами из легионеров, а Маркус разрубает цепь удерживающую циклопа и тот залезает на трибуны, прорываясь к императору-доходяге. Так он до него и добрался, императору конец. Увы, но этого положительного героя прикончил противный Фалько, которого тут же порешил Маркус. В финале Маркус кричи «Римляне - вы свободны!» и объявляет республику. Да, уж, точно эдакий «Гладиатор» на мини-мини-минималках.

*****

Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017