К 1915 году британские конструкторы наконец-то осознали, что проходимость их боевых машин напрямую зависит от выбранного движителя, после чего решили сделать ставку на гусеничные шасси от тракторов. Однако мало было придумать теорию их использования, надо было реализовать эту идею на практике.
На пути к танку
В феврале 1915 года был организован Комитет по сухопутным кораблям под руководством Уинстона Черчилля, который и должен был разрабатывать первые танки по проектам Кромптона, Суинтона и прочих. Кромптону было поручено разрабатывать не только боевые машины, но и альтернативные схемы различных движителей для них, в том числе и гусеничных. И так как в Британии на тот момент не было предприятий, способных производить прочные и надёжные гусеницы для будущих боевых машин, Кромптона направили в США для поиска оптимальных шасси и технологий в целом.
Примерно в марте-апреле 1915 года на Адмиралтейство «выходит» представитель американской компании Killen-Strait Manufacturing Company, сообщивший, что в компании знают о том, что Адмиралтейство ищет возможности купить за границей гусеничный движитель. Но компания готова пойти навстречу ведомству Его Величества Короля и предлагает принять участие в прокате-демонстрации новой модели гусеничного шасси от компании Killen-Strait Manufacturing Company, тем более, что в Великобританию прибыл инженер компании, вместе со своим детищем.
27 апреля 1915 испытательный полигон завода Клеман-Талбот прибыл Уильям Стрейт с новым шасси трактора (тут же купленное Кромптоном, для справки). Демонстрацию его возможностей решили провести через месяц, как только сборка шасси будет закончена, а само собранное шасси – отлажено. 30 июня 1915 года, в присутствии первого лода Адмиралтейства Уинстона Черчилля, министра по боеприпасам Дэвида Ллойда Джорджа, лорда Гросвенора, директора по снабжению боеприпасами сэр Фредерика Блэка, генерал-майоров Филлипса и Монкрифта, полковника Холдена и начальника отдела окопной войны в министерстве боеприпасов Луиса Джексона. Эти господа несколько часов наблюдали за работой гусеничного шасси, которым управлял Томас Джерард Хетерингтон (тот самый, что разработал самый одиозный проект «танка» и корпус для бронеавтомобиля Роллс-Ройс). Шасси это показало превосходную проходимость по искусственно созданному полигону (без устроительства траншей и окопов), хоть и запуталось в колючей проволоке, вызвало интерес у представителей военных министерств.
Через некоторое время после демонстрации возможностей шасси, лейтенант Кеннет Саймс установил на это шасси несколько изменённый кузов от бронеавтомобиля Delaunay-Belleville, предварительно сняв с него башню. Машинка испытания откатала на отлично, планировалось даже включить её в состав Королевских военно-морских авиационных сил, установив на неё вооружение. Но у военного руководства были совсем иные планы – машинку просто отправили на аэродром Уолни, где она служила в качестве тягача до окончания своего срока, а после – разобрана и утилизирована.
Конструкция
Шасси состояло из трёх гусениц малого размера, закреплённых на Т-образной стальной раме. В движение оно приводилось при помощи бензинового двигателя карбюраторного типа мощностью в 30 лошадиных сил. Крутящий момент передавался при помощи металлической цепи на задний мост, и уже оттуда на ведущие колёса. Коробка передач трактора – простейшая, двухпозиционная (вперёд и назад), а скорость движения регулировалась только нажатием педали. Никаких планетарных передач, позволяющих управлять гусеницами по отдельности, на тракторе не было, да и незачем – для поворотов использовалась передняя гусеница (или колесо, в зависимости от модификации), закреплённая по образу и подобию велосипеда.
В целом, шасси хоть и показавшееся военным интересным решением, на деле принято к вооружению не было – по их мнению, такая комбинация не позволит танку преодолевать препятствия на полях сражений – траншеи, воронки от снарядов и так далее. Поэтому использование трактора на тот момент в качестве танкового шасси было исключено указанием сверху. Но это только пока – Кромптон построит-таки свою машину на базе трактора, но иного.
Заключение
Несмотря на свою «ущербность» тракторное шасси Киллен-Страйт стало важной вехой, фактически начавшей отсчёт времени английского танкостроения. Да и танкостроения остальных стран тоже – ведь именно после испытаний тракторного шасси, британцы поняли, что гусеничный привод в будущих боевых машинах нужен. Нет, колёсные машины никуда не уйдут, их будут строить и в межвоенное время, и во время Второй Мировой Войны, и даже после. Но это будут совсем другие машины.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!