Об учителях уже столько всего сказано и продолжает говориться, что, кажется, уже и добавить-то нечего. Учителя бывают очень хорошими. Про таких говорят - от Бога. Бывают просто хорошими. И разными бывают. Как все.
Жизнь скоротечна. Наступает время учителю уходить. Кто-то уходит с облегчением, даже не оглянувшись. Кто-то - с сожалением, которое, впрочем, быстро проходит. Конечно, они в душе не перестали быть учителями. И ошибки в речи замечают и поправляют так же, как раньше. Просто реже...А то и вообще - про себя. Молча.
И рваные джинсы на себя не наденут. И перед остервенелой кассиршей в супермаркете робеют, как перед главным специалистом из министерства, приехавшим его, учителя, аттестовать.
Но есть совершенно особая когорта учителей, которые уж точно "бывшими" не бывают даже во сне. Ну прямо нимб над ними! Причем нимб этот виден только им. А они свято уверены, что их ученики никогда ИХ учениками быть не перестанут, независимо от их, учеников, мнения и желания на то.
...Есть по соседству семья моих бывших учителей. Оба - пожилые люди. Он так даже очень пожилой. Учил когда-то меня английскому языку в младших классах. Но не ему я обязана выбором дела своей жизни!
Его ненавидела вся школа, и кличка у него была "Фашист". Он недолго был нашим учителем, уйдя в партийные функционеры. Она преподавала физику, но при этом была прежде всего женой начальника, с соответствующими манерами и выражением лица.
Партия (она тогда одна была) благополучно развалилась, и он снова вернулся учить детей тому, что уже основательно подзабыл, а может, не очень-то хорошо и знал. Работали оба "до последнего патрона". Но возраст взял своё. Ушли. Ученики вздохнули, кто с сожалением (физичкой она была хорошей), кто - облегчённо. Но это те, кто ещё учился! А бывшие ученики еще не подозревали, что их ждёт...
Давным-давно затеяли мы дома капитальный ремонт. Купили-то, почитай, только стены. И ремонт этот делал добрый знакомый моего мужа, Алик. Скромный, немногословный, очень аккуратный. На все руки мастер и, что уж вообще таким мастерам несвойственно, непьющий. Ремонт, хоть и долгий, сделал он на славу. До сих пор всё в порядке. Уже, наверное, надо вновь думать..
А тут заходит наша соседка с таким вопросом : "Не дашь ли номер телефона Алика? Хочу, чтоб посмотрел батарею в спальне. Подтекает что-то. Пока сезон не начался, надо бы подремонтировать." Я удивилась. "А вы его знаете?" Ответ: "Конечно! Он же ученик нашей школы!"
Рассказала об этом "ученику". Ученику - 50+, а он, стало быть, всё в учениках ходит... Он даже заикаться начал: "Пожалуйста, не давайте ей мой номер. Я в школе её терпеть не мог и доброго слова от неё никогда не слышал. Ей же (что ей, что ему) вечно все обязаны, всегда что-то должны!"
Ну нет так нет.. Я и правда потом вспомнила, что она и улыбаться-то только в последние годы стала, а в школе - ни-ни!
Стою как-то в очереди в кассу в магазине. Впереди - она. А перед ней, смотрю, Сашка Денисов. Опять же из "бывших"! Только он, по-моему, 2-3-мя классами меня помладше, а сейчас в той самой школе технологию ведёт, или как там это называется, что труд заменяет? По дереву мастер. И не хватает Сашке какой-то мелочи расплатиться. Наличкой платил, не картой. И бывшая учительница его ссужает. Сашка смущённо бормочет дежурное в таких случаях: "Ну спасибо. Буду должен.." А в ответ на "должен" получает: "Зайдёшь как-то, дверь обобьёшь. У нас не пластиковая, деревянная." Сашка чуть не роняет свои покупки, и по лицу его видно, что лучше б он вообще в тот день в магазин не пошёл. Только и сказал шёпотом: "Вот это попал я.." Что делать, Сашка, бывшие мы...
А супруг соседкин частенько утро свое начинал со звонка своему бывшему ученику Глебу. Он, Глеб, директор градообразующего предприятия. Солидный высокий мужчина солидного же возраста. "Глеб, надо бы фонарь на улице установить. И неплохо бы бордюрчик вдоль забора - Ольга Павловна там бы цветочки развела..." И вздыхает Глеб (он так и ходит в Глебах - ученик же!), и посылает туда стройбригаду и выполняет, выполняет "домашние задания", соображая при этом, как правильно закрыть наряд.
...Я в данном случае не сторонний наблюдатель. Я педагог. Пока ещё действующий, а не бывший. Работаю давно и, конечно, у меня есть бывшие студенты. Но ни сейчас, ни тогда, когда я стану "бывшей", не приходит мне в голову делать что-либо подобное. Ибо я понимаю, что они, бывшие студенты, не питаются нектаром и амброзией. И я не Бог, способный их накормить пятью хлебами.
Мы получали своё образование бесплатно. А они зачастую - за деньги. Нас обязывали работать после вуза. Гарантированная работа была у нас. А им подчас свои знания и умения применить негде.
А им ещё и детей своих надо как-то учить, растить и прочее...Я просто рада с ними встречаться на улице, и иногда у меня язык устаёт отвечать на их приветствия. Так их много. И я вижу, что и они мне рады. Как хорошо, что это взаимно. А ещё я рада, что они в жизни состоялись, что всё у них хорошо. И что я к этому "хорошо" имею хоть какое-то отношение...
А как вы ощущаете себя, перейдя в статус "бывших"? Учеников бывших?