Найти в Дзене
Гикновости

God of war 2

Хмурый бог войны спартанского пантеона Кратос живет в лесной избушке с сыном Атреем, заодно являющимся, кажется, инкарнацией бога-трикстера Локи.Мальчик рвется предотвратить намечающийся Рагнарек; отец от этой идеи не в восторге — лучше, дескать, сидеть и не высовываться. Планы идут насмарку, когда в избе появляются сначала жирный Тор, а с ним и старый злобный Один, увитый руническими татуировками. За этим следуют двадцать пять (при желании — до шестидесяти) часов путешествий по скандинавской мифологии, битв с монстрами, акробатических упражнений и долгих рассуждений на тему, точно ли сбудутся древние пророчества.

God of War: Ragnarök — сиквел большого блокбастера God of War 2018 года и одновременно часть одноименной серии, в которой около десятка игр, если не считать сборников, ремейков и ре-релизов. Это столп, на котором стоит игровая библиотека PlayStation, важное явление массовой культуры и одна из главных премьер 2022 года — не только в видеоиграх. И с Ragnarök не все в порядке.

Драматургия первых часов игры — гениальная! Моменты затишья сменяются взрывами эсхатологической ярости: каждый проходной бой со стайкой слизняков превращается в Армагеддон. В пользователе реагируют не разум и органы чувств, а первобытное животное, тысячи лет тихо живущее в каждом из нас. Ragnarök будит это животное и наполняет его исходной, доразумной потребностью видеть, как от врага остаются кровавые ошметки. Сегодня нет, не существует и не предвидится игр, которые умели бы превращать каждое нажатие в такую дистиллированную ярость. Это трудно описать словами, об этом не хочется говорить в терминологии игровых рецензий — это необходимо испытать самому. Если во время испытаний услышите нечеловеческий рев, когда Кратос включает суператаку, а экран заливает кровавый туман, не оглядывайтесь по сторонам: это вы. Вы, возможно, не знали, что в вас это есть. Не переживайте, Ragnarök покажет.

Здесь есть еще одна потрясающая механика, переехавшая из предыдущей God of War. Кратос запускает топор во врагов (или, что бывает чаще, в случайные ведра и ящики, содержащие полезные светящиеся штучки). Чтобы призвать топор обратно, нужно нажать соответствующую кнопку — после этого оружие возвращается в руку с характерным сочным звуком и легкой вибрацией контроллера. Звучит, возможно, туповато, но опять же в пересказе не передать эту первобытную тактильность. Теперь, наконец, стало понятно, что ощущал марвеловский Тор, когда Мьолнир прилетал к нему сквозь разлетающиеся брызгами тела врагов. Попробуйте в этот момент не издать торжествующий рык — и мы, как говорили в школе, посмеемся, когда у вас не получится.

-2

Если к этому моменту в тексте показалось, что все сказанное звучит слишком хорошо для правды, вы не ошиблись. Словно испугавшись внутренних демонов, игра быстро сбавляет обороты и начинает… Здесь трудно сказать, что она делает. Отправляется на поиски себя? Пускается в искусственную накачку хронометража? Погружается в третьесортную поп-философию? Все одновременно? Атрей ненадолго выходит в центр повествования, пропадает из нарратива, после чего возвращается в, скажем так, ином качестве. Фрея пытается оторвать Кратосу голову, после чего неожиданно становится его верной боевой подругой. Второстепенные и остальные персонажи выдают длинные, как говорит молодежь, кринжовые монологи — и промотать нельзя, надо смотреть. Повествование путается, заплетаясь тугими косами, и в какой-то момент становится интересным только многолетним поклонникам серии (первая игра в которой вышла, на минуточку, 17 лет назад). Ну и еще, может, ультраправым экстремистам с нездоровой фиксацией на скандинавской мифологии.

Целостность игрового дизайна разваливается под собственным весом. Бесят головоломки формата «разбить кувшин — потянуть цепь — вернуться назад и нажать неприметную кнопочку». Само это разделение на очевидно искусственные зоны разит 2007 годом и придает игре ощущение сделанности: никто не пытается убедить вас, что вы находитесь в девяти мирах древнего эпоса. Это ощущение плохо сочетается с пафосом истории: да-да, Рагнарек; да-да, зловещий Один; да-да, смерть гигантов — все это очень интересно, но можно выдать нам очередную стайку врагов на разделку, очередной сундук и очередную локацию, чтобы приделать топору новую рукоятку?

-3

2022 год не готовил нас к ощущению, что игра про спартанского бога войны, разделывающего под орех «Старшую Эдду», окажется откровенно скучной. По сравнению с оригинальной (перезапущенной) God of War 2018 года, которая обладала стройным повествованием, Ragnarök сделал осознанный шаг назад. Однако такие размышления актуальны, только если вы десятилетиями играли во все, что выходило на основных платформах. Для тех, кто не избалован золотым веком, то есть для нормальных людей, Ragnarök будет, безусловно, главным игровым впечатлением последних лет. И это явно не конец: в Sony Santa Monica придумывают новые технологии, прослушивают новых цифровых актеров и улучшают и без того выдающуюся боевую систему. Несмотря на кажущуюся финальность Ragnarök, после этой God of War точно будет новая — еще дороже, красивее и масштабнее. Захотите ли вы в нее играть.