Считается, что ежегодно на Землю падают тысячи метеоритов. Но лишь единицы получают звучное имя и мировую известность. Бородинский метеорит – один из них. Этот космический болид упал на артиллерийскую позицию российской армии как раз накануне знаменитого сражения, в честь которого и был назван. Вот только в России камень хранится не целиком. Один из его фрагментов был продан и предположительно попал в Америку, где след ценного артефакта затерялся.
Бородинский хондрит Н5
Метеорит, упавший в расположение русской армии накануне Бородинского сражения, относится к классу хондритов. По словами руководителя лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН Дмитрия Бадюкова, именно такой тип метеоритов обычно и достигает поверхности Земли. За год общая масса упавших хондритов составляет примерно 50 тонн. Для наглядности — это один ж/д вагон. По словам эксперта, это очень мало. К тому же большинство упавших метеоритов – небольшие камни. Одним из самых крупных в группе хондритов считается Челябинский метеорит, вес которого составил порядка 700 кг.
Бородинский метеорит упал 5 сентября 1812 года вблизи деревни Горки, отсюда через несколько дней Кутузов наблюдал за решающим сражением. Часовой заметил падающий с небес камень, подобрал его и передал командиру – майору Христиану Ивановичу Дитерихсу. Первый хозяин метеорита через несколько дней был ранен. Его отправили домой в курляндское имение Кассупене. В звании генерал-майора офицер вышел в отставку.
После смерти отца метеорит как часть наследства получил сын Дитерихса – Иван Христианович. Точная дата смерти второго владельца Бородинского метеорита неизвестна. По одним данным, в 40-е годы XIX века, по другим – в 60-е, камень оказался у приказчика имения Дитерихсов – господина Герке. Он получил метеорит в качестве предсмертного подарка от своего хозяина.
Доподлинно известно, когда Герке решил передать метеорит властям. О том, что это случилось в 1891 году, имеется архивная запись. Сегодня документ о поступлении метеорита выставляется рядом с легендарным камнем в зале Космогонии постоянной экспозиции метеоритов Горного музея. Именно там хранится большая часть метеорита весом 325 граммов. Вторая часть камня – осколок массой 114 грамм – экспонируется в Музее неземного вещества ГЕОХИ (Института геохимии им. Вернадского) при Российской Академии наук. А вот судьба третьего фрагмента вполне подходит для сюжета приключенческо-детективного романа.
Охотник за метеоритами
Точной информации, когда и кем камень был разделен на три части, нет. Скорее всего, первый раз расколол камень Герке, чтобы продать крошечный осколок частному коллекционеру. Музейщики поделили камень во второй раз, чтобы экспонировать фрагменты уникальной находки в разных музеях.
Из статьи сотрудников Горного музея Э. Облонской и Е. Поповой выясняется, что третий осколок вполне мог приобрести у Герке энтомолог Юлиан Иванович Симашко. Он был страстным коллекционером и исследователем метеоритов. Искал и скупал уникальные экземпляры по всей стране, а также обменивался с зарубежными коллекционерами. Его коллекция считалась самой богатой в дореволюционной России. В ней насчитывалось 373 наименования. О том, что бородинский осколок был в их числе, свидетельствует письмо, в котором Ю. Симашко подробно излагает историю падения и обнаружения метеорита. Такими деталями один из первых «охотников за метеоритами» располагал лишь в отношении тех камней, которые сам исследовал.
Письмо Ю. Симашко в Британский музей с доказательствами подлинности бородинского метеорита советским музейщикам предоставил один из потомков брата первого хозяина метеорита. В письме исследователь рассказывает про обстоятельства обнаружения камня, прослеживает путь метеорита в семье Дитерихсов. И упоминает, что от господина Герке «получен мой образец «Бородино». Коллекционер пишет, что не сомневается в подлинности осколка, называет его «редкостным» и «очень ценным».
В пользу версии, что третий осколок бородинского метеорита действительно оказался у Юлиана Симашко, свидетельствует его статья «Падение двух метеоритов в исторические эпохи: 1704 год близ Дерпта и 1812 год близ Бородино», опубликованная в 1892 году. В ней коллекционер пишет, что в 1891 году (тогда же, когда Герке передал метеорит Горному музею) он получил ¼ золотника (порядка 1 грамма) бородинского камня.
Сравнив его с другими экземплярами того же периода, Ю.Симашко приходит к выводу, что полученный осколок уникален и «до сих пор неизвестный в науке». Но главная цель публикации статьи – не рассказать о метеорите, а призвать связаться с автором тех, кто располагает любыми данными о бородинском камне. И заранее поблагодарить историографов, бытописателей, этнографов, владельцев фамильных хроник и церковных записей за помощь в изучении «упавшего с неба камня».
Потерянный след
Все три осколка бородинского метеорита могли бы остаться в России, если бы после смерти Ю. Симашко его вдова не продала коллекцию за рубеж. Не исключено, что обладателем почти 400 экземпляров русского коллекционера стал американский натуралист и геолог Генри Август Уорд. Известен он был тем, что по всему миру собирал образцы минералов, ископаемых животных, метеоритов, оформлял их и продавал в музеи и колледжи, в том числе за пределами США.
О том, что Уорд приобрел коллекцию Симашко, свидетельствует то, как американец распорядился одним из ценных экземпляров русского исследователя – фрагментами метеорита Джодзи. Его части разошлись по Музеям естественной истории Соединенных штатов и Европы. Два осколка остались в Чикаго и Вашингтоне, один фрагмент оказался в Лондоне, по осколку получили музеи Парижа, Вены, Берлина. Судьба других фрагментов метеорита Джодзи неизвестна.
Возможно, нечто подобное произошло и с третьим осколком Бородинского метеорита. Поделить его на столько частей, конечно, было невозможно из-за малых размеров. Но если Генри Уорд действительно приобрел у семьи Симашко уникальный фрагмент, то не исключено, что он с выгодой перепродал его. И вероятней всего, в частную коллекцию, потому что открытых данных нахождения третьего осколка метеорита «Бородино» в музеях или исследовательских институтах за пределами России нет.