Та или иная книга вызывает в нас интерес. Автор влюбляет в себя, и мы возвращаемся к нему вновь. Почему нас привлекают одни книги/авторы и совершенно не интересуют другие? Я попыталась найти несколько критериев, чем нас цепляет литературное произведение.
1. МЫСЛИ
Я в книгах в первую очередь ищу пищи для ума, поэтому для меня важно получить информацию, интересно услышать анализ исторических событий, социальных явлений. Кладезь мудрости можно отыскать не только в научных книгах, но и в художественной литературе. И это не только классика, но и современная литература, где в разговорах героев. в лирических отступлениях автора можно найти что-то очень важное для себя.
2. СЛОГ
Это редкая удача, если мы попадаем на Мастера, мастера метафор и аллегорий, мастера стиля и слога! Про такие книги я говорю (хоть не всем нравится этот эпитет) "ВКУСНЫЕ" книги. В таких книгах следишь больше не развитием событий, а за тем, какое метко слово подобрано автором. Имен здесь много, из современных авторов таким Мастером для меня является прежде всего Дина Рубина.
3. СЮЖЕТ
Ставлю этот критерий всё же на третье место. Сюжет, бесспорно, важен, но не всегда он главная ценность книги. Да и сюжетов в общем-то в мировой литературе немного. Сюжет диктует жанр. Детектив, приключения, любовный роман и тд. Но все ли стали Агатой Кристи в детективах или Акуниным в приключениях? Тут главное не скатиться в повтор и обязательно найти что-то новое, что увлечёт читателя. На это работает порой пункт 4.
4. КОМПОЗИЦИЯ
Мастером интриги, или композиции, в русской классике, конечно, является Пушкин. Он умело интригует читателя и в "Дубровском", и в "Метели", а маски сбрасываются только в финале. Недавно читала книгу, где о том, кто преступник, мы знаем уже вначале, и это сильно снизило мой интерес. Вы скажете, что у Достоевского мы тоже знаем, кто убил старуху-процентщицу, но там и жанр другой, не просто детектив.
5. ГЕРОЙ
В театре я сразу нахожу героя/актера, выхода на сцену которого жду. Благодаря своей игре он меня интересует в большей степени. Даже сам спектакль может не оставить сильных чувств, но игру актера не забудешь! Так и с книгами. Помню, читала цикл романов "Конгрегация". Средневековый детектив меня не так волновал, как притягивал чем-то главный герой. А Фандорин? Тут каждый дополнит сам.
6. АКТУАЛЬНОСТЬ
В последнее время этот пункт все больше становится важен. Хочется находить в книгах мысли, связанные с событиями текущего времени. Зачем? Может, помочь найти опору, может, убедиться, что автор с тобой на одной волне. Тогда ты открываешь для себя белоруса Сашу Филипенко или читаешь "Мобилизованную Германию" и ахаешь: сколько параллелей! Такие книги ко времени и попадают в нерв. Правда, не понятно, будут ли читать книги Филипенко через 20-30- лет, но нам сейчас они нужны.
Кажется, всё перечислила, за что мы симпатизируем авторам. Есть ли у вас дополнения?
Спасибо за внимание.