Продолжение, начало по ссылке.
"перевороты были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой".
В.И.Ленин Полн. собр. соч. Т.37, с. 443
Царь и первый российский император Петр I Алексеевич Романов скончался 8 февраля 1725 года.
Правовая сторона престолонаследия со времен первого царя Ивана III составляла неписанное: "обычай"-от отца к старшему сыну и "традиция"- духовное завещание (указ или объявление).
Казнив в 1718 году цесаревича Алексея Петровича за измену, единственного прямого наследника (старшего сына от царицы Лопухиной Евдокии Федоровны), Петр I объявил в 1722 году "новый устав", по которому наделил себя правом завещать престол по своему усмотрению.
Однако, в горячке скончавшийся император так и не назначил себе преемника. Этот факт принят большинством историков, как основополагающий.
Некоторые исследователи петровской эпохи по вопросу завещания Петра I имеют свое мнение. Они доказывают, что на смертном одре царь, все-таки, назвал имя преемника, не угодного Меншикову. Духовная воля Петра была скрыта, ради возведения на престол Екатерины Алексеевны Михайловой (имя дано после крещения в православие).
Версия строится на том основании, что в последние годы жизни Петр уличил Екатерину в супружеской неверности с личным секретарем царицы Вилли Монсом. В конце 1724 года Петр казнил любовника Екатерины, а саму ее отдалил, но окончательно решить судьбу неверной супруги не успел.
Еще не остыло тело "в бозе почившего" Петра Великого, как в открытой борьбе за власть в империи активизировались противоборствующие группировки элит.
Вельможи из старинных боярских родов-князья Долгоруковы, князь Дмитрий Голицын, Салтыковы, фельдмаршал Аникита Репнин стояли за передачу трона малолетнему Петру, которому к тому времени было около десяти лет.
Петр Алексеевич Романов, сын казненного цесаревича Алексея Петровича Романова и Софьи Брауншвейгской, родной внук Петра I Алексеевича Романова, родился в 1715 году.
Новая элита из подвижников и выдвиженцев царя Петра, возглавляемая князем А. Меншиковым, интриговала за царицу Екатерину Алексеевну Михайлову.
Победили сторонники Светлейшего князя Меншикова и кандидатуры Екатерины.
В будущем сами царедворцы признались, что возведение на российский престол Екатерины I было "незаконным", то есть без соблюдения обычаев и традиций, без установления духовной воли Петра Великого и его "нового устава" о престолонаследии.
Фактически это было признание государственного переворота с узурпацией престола иностранкой Мартой Скавронской.
Партии элит, схлестнувшиеся вокруг освободившегося трона, как водится в их среде, были озабочены личными, а не национальными интересами.
Сторонники малолетнего Петра Алексеевича рассчитывали своим опекунством отвернуть Россию от петровских реформ, устранив безродных выскочек меншиковской партии.
Партия Меншикова делала ставку на Екатерину, ради сохранение своих привилегий и даже жизней.
Потому, ни одна партия из придворных элит не приняла во внимание других кандидатов с правами на русский престол:
-царицу Евдокию Федоровну Лопухину (1669-1731) и
-царевну Елизавету Петровну Романову (1709-1762).
О Елизавете Петровне будет отдельная статья, а сегодня разговор о двух царицах и женах Петра Великого: Евдокии Лопухиной и Марте Скавронской или Екатерине Михайловой.
Судьба первой жены Петра Алексеевича Романова трагична. Своей наглядностью доказывает, что абсолют любой власти всегда стоит над традициями, обычаями и законами.
Петр Алексеевич Романов и Евдокия Федоровна Лопухина венчались в 1689 году.
В 1690 у супругов родился первенец-Алексей Петрович.
В 1698 году царь Петр охладел к царице Евдокии и насильно постриг ее в монахини под именем Елена.
Венчание брака означает, что христиане увенчивают свой союз благословением Бога и таинство брака благословляется и освещается во образ союза Христа с его Церковью.
В российской династической традиции венчание несло и политические последствия: только после церковного освящения брачных уз, рожденные дети приобретали статус наследных царевичей и царевен.
Само пострижение царицы Евдокии Федоровны в монахини не влекло за собой такие для нее последствия, как освобождение от брачных уз с Петром Алексеевичем, а, следовательно, она не лишилась и статуса царицы.
Исследователям истории царствования Петра Великого не удалось найти документа, который бы подтверждал, что Церковь расторгла брак царя Петра с Евдокией.
Евдокия Федоровна Лопухина уже через полгода самовольно покинула монастырь и с 1699 года стала жить мирской жизнью, то есть под своим именем.
Заметим, что до 1718 года, до начала следствия по делу цесаревича Алексея Петровича, про Евдокию Лопухину никто не вспоминал и препятствий ей не чинил.
Евдокия Федоровна посещала церковь, которая в службах по-прежнему ее чтила царицей.
В 1718 году в связи с делом цесаревича в Суздаль, где проживала Лопухина, с поручением Петра прибыл капитан-поручик Скорняков-Писарев.
Скорняков установил, во-первых, что Евдокия Федоровна "жила в блуде" с майором Степаном Глебовым; во-вторых, обнаружил церковные записки, в которых ее поминали не монахиней Еленой, а "Благочестивейшей великой государыней нашей царицей и Великой Княгиней Евдокией Федоровной".
Поскольку не удалось доказать связь матери с сыном в государственной измене, всех причастных к Евдокии Федоровне схватили, пытали и казнили "за сочувствие": майора Глебова, монахов и монахинь Суздальских монастырей, даже Крутицкого митрополита Игнатия.
Саму Евдокию вновь отослали под монастырский надзор.
Императрица Екатерина I Марта Скавронская понимала шаткость своего положения при живой царице Евдокии Федоровне, и держала ту как государственную преступницу в Шлиссельбургской крепости.
Петр II Алексеевич Романов, став императором, в 1727 году перевел свою родную бабку в Москву.
Верховный Тайны Совет издал указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих ее документов, и отменил свое же решение 1722 года "О назначении императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол" (о Екатерине I Марте Скавронской, автор).
Царице Лопухиной Евдокии Федоровне было дано соответствующее статусу содержание и особый двор.
Император Петр II Алексеевич Романов умер в 1730 году. Не известно, оставил ли он завещание, но придворные разговоры утверждали, что духовная покойного государя, среди наследников числила имя его бабки-царицы Евдокии Федоровны.
Императрица Анна Иоанновна (1730-1740) почитала Евдокию Федоровну как царицу и даже присутствовала на ее похоронах.
Судьба царицы Лопухиной Евдокии Федоровны не только открывает иную страницу в династической истории дома Романовых, но и ставит под сомнение законность прав на престол Елизаветы Петровны Романовой.
Об этом в следующей статье.
С уважением к подписчикам и читателя, автор.