В живописи немало таинственных и необычных произведений, порождающих вопросы и заставляющих задуматься. Одна из таких загадок — картина Томаса Коула «Кубок Титана». На ней изображен причудливый гористый пейзаж подсвеченный заходящим солнцем. На вдающемся в море утесе возвышается нечто невероятное — огромная, воистину титанических размеров, чаша!
Ее масштабы начинаешь понимать только внимательно рассмотрев полотно: на кольце кромки кубка стоят здания (храм и дворец), а по поверхности заполняющей ее воды скользят корабли, кажущиеся микроскопическими! Вниз низвергаются потоки воды и там где она проливается у подножия утеса тоже расцветает цивилизация, хотя и более примитивная. Создается впечатление, что обитатели чаши живут в своем отдельном мире — микрокосмосе. Недаром «Кубок Титана» называют «картиной в картине» или «пейзажем внутри пейзажа».
Но самое удивительно, что кубок как будто и не рукотворное сооружение (хотя вряд ли человеческие руки способны сотворить этот циклопический объект)! Его стенки и ножка сложены из камней и земли, а основание и край чаши покрывает пышная зелень. Как будто сама природа вылепила этот сосуд или быть может его сотворили древние гиганты...
Эта фантастическая картина была написана в 1833 году удивительным человеком, которого звали Томас Коул (1801 — 1848). Он родился в небольшом английском городке, откуда его семья эмигрировала в Соединенные Штаты. Почувствовав тягу к живописи, Томас начал изучать азы профессии у бродячего художника. Тот зарабатывал на жизнь написанием портретов, чему и учил юношу. Однако портретный жанр не давался молодому художнику и тот переключился на пейзажи, в чем и достиг большого успеха.
Прекрасные и детализированные виды гор, рек и античных руин прославили Томаса Коула. Но они не могли утолить его духовную жажду и порой из под кисти мастера выходили завораживающие и загадочные аллегорические полотна, такие как «Кубок Титана». В каталоге Метрополитен-музея, одного из крупнейших музеев мира, где хранится эта картина, она обозначена как «не поддающаяся полному объяснению».
Самое таинственное заключается в том, что Томас Коул имел обыкновение сопровождать свои полотна комментариями, но по поводу «Кубка Титана» хранил молчание. Конечно, это привело к появлению целого ряда теорий. Так по одной версии на картине изображено… мировое древо! То самое, что в скандинавской мифологии является центром Вселенной, основой девяти миров и известно как Иггдрасиль. Вроде кубок и не похож на дерево, однако если посмотреть на старинные гравюры определенное сходство прослеживается.
Другой подход к интерпретации картины Коула усматривает отсылку к знаменитому произведению Иеронима Босха — «Саду земных наслаждений» (ок. 1500 г.). Внешние створки этой, еще более загадочной, «складной» тройной картины (триптиха) тоже украшает изображение замкнутого мира. Только у Босха это сфера, а у Коула — чаша (что тоже можно рассматривать как круг или полусферу).
Символы, связанные с водой и сосудами, природой и временем, очень древние и поэтому трудно поддаются расшифровке из-за наслоения многочисленных смыслов. Ведь сам Томас Коул оставил не так уж много подсказок. Быть может город на ободе кубка это идея утопии, чьи эманации изливаясь в реальный мир искажаются и проявляются в виде несовершенной цивилизации? А как думаете Вы, что такое «Кубок Титана» на самом деле?
|Справка| Полное название картины – «Кубок Титана» (The Titan's Goblet). Автор – Томас Коул (Thomas Cole). Жанр – аллегория, символизм. Дата – 1833 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 49x 41 см.