Актриса Екатерина Васильева (род.в 1945) ныне носит имя матушки Василисы и несёт послушание в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре. Это ее сознательный выбор и осмысленное решение. Обсуждать – не наше дело.
Хотя в памяти Екатерина Васильева осталась как актриса нерядовая и очень экстравагантная.
Что вспоминается?
- Конечно, Эмилия из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» (1978).
- А ещё волшебница и директор НУИНУ Кира Шемаханская из новогоднего любимого фильма «Чародеи»(1982).
- Взбаламошная атаманша банды Софья в «Бумбараше» (1971) – ломкая и страшная.
- Инопланетянка Зет, которая хотела всех «шлепнуть», а потом оказалась нежной и воздушной в фильме «Эта веселая планета» (1973).
- Неверная жена, из-за которой все случилось в «Соломенной шляпке» (1974).
- Мама-лиса в сказке «Рыжий, честный, влюблённый» (1984).
- Екатерина Медичи в «Графине де Монсоро» (1997) и «Королеве Марго» (1976).
Это то, что я сразу вспоминаю. А вообще, снималась она много и у очень хороших режиссёров, надо сказать.
Внешность у Васильевой была самая неординарная, хотя кто-то, возможно, и считал ее сильно некрасивой. Мне кажется, что такое лицо только способствовало ее жизни в кино.
И в театре Екатерина Васильева много работала. И не просто в театре, а во МХАТЕ, «Современнике» и в Театре имени Ермоловой. И там интересные режиссёры не обходили ее вниманием. Тут и Эфрос, и Гинкас, и Додин, и Штайн. Я тоже имела счастье наблюдать Васильеву в «Перламутровой Зинаиде» во МХАТЕ и так хохотала, что, как сейчас помню, чуть с балкона не свалилась. Это правда!
Родом актриса из семьи известного советского поэта Сергея Васильева (1911-1975). Он прожил долгую жизнь, прошёл войну, на его стихи писали песни Шостакович и Дунаевский. В своё время песни были популярные, хотя почти теперь все забыты. Я честно прослушала песни и поняла, что в моей голове задержалась только одна песня на стихи Васильева.
Это «Девичья колхозная»: «Приходите свататься, я не стану прятаться…»
Поэт Васильев был в ряду тех, кто воспевал советскую жизнь, родную землю, поэтому по праву похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ну и, сами понимаете, его дочь была той самой советской «золотой московской молодёжью». Компании, шумные гулянья, алкоголь. И она – высокая, рыжая, яркая, с неизменной папироской.
Смена мужей присутствовала тоже. Двоих надо отметить особо. Когда Екатерине Васильевой было 20 лет, она вышла замуж за своего однокурсника Сергея Соловьева. Прожили они восемь лет во времена, когда Соловьев ещё не был известным режиссёром. Жили материально непросто, но весело.
Например, продавали в букинистическом магазине номер за номером – и так всю подшивку – редчайшего журнала Мейерхольда «Любовь к трём апельсинам». И весело пропивали вместе с Эдуардом Володарским. Он тоже тогда был ещё юным и даже в перспективе не знаменитым.
Соловьев назвал этот отрезок впоследствии «периодом полного маразма».
Увеличив семейные долги, они, например, купили печатную машинку и Соловьев «настучал» на ней и «Сто дней после детства» и «Станционного смотрителя».
А потом Васильева вышла замуж за Михаила Рощина и уже во МХАТ пришла как «жена драматурга». Получила сразу все и даже прозвище «Книппер-Рощина». Рощин – фигура влиятельная, в нашем искусстве – знаковая. Его очень Олег Ефремов уважал. Ну и жена Рощина много работала…
Все это в прошлом. Ушли из жизни и Ефремов, и Рощин, и Соловьев.
В 1987 году Екатерина Васильева на пике славы ушла из театра в церковь.
Как известно, Ефремов был категорически против, отговаривал ее.
Многие смеялись и злорадствовали: «пила и гуляла, а теперь молится», «грехи замаливает». Вообще, история эта тогда наделала шуму в светских «околотеатральных кругах». Васильева, может, и «грехи замаливает» и, как говорится, у всех разрешения забыла спросить.
Нет, иногда актриса снималась.
Хорошие фильмы были с ее участием. Люблю сериал «Участок» (2003) и «Приходи на меня посмотреть» (2000).
Но места служения она не оставила. Сейчас Васильева вообще избегает всяческой публичности и не наше дело ее обсуждать за это.
Неисповедимы пути господни. Каждый выбирает свою дорогу. Иногда они получаются вот такими – необычными. Выбор-то в душе. А душу чужую разве постигнуть?
Эта заметка, часть большого проекта Ирины Биккуловой "Красавицы нашего кино". Мы будем рады вниманию к публикации наших дорогих читателей и новым подписчикам.
Еще из проекта: