Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Почему татары приравнивали чаепитие к алкоголизму?

Продолжаем наш экскурс в историю употребления напитков татарами. Итак, в петровские времена кофе и чай нашли наконец своё широкое распространение.
Автор статьи – Р.А. Бушков Нашёл отражение чай и в татарской поэзии. Современник Державина уроженец Казанской губернии татарский поэт-богослов Габдрахим Утыз-Имяни своим стихотворением «Нәзмы дәр мәдхе чәй-каймак» («Хвалебный стих чаю со сливками») заложил в ней основы его прославления: Гостем пришёл – чай со сливками выпей, Не откажись ты уважить меня, Хотя бы настолько, как уважают Добрые люди корову, осла, – (Перевод Л. Киваевой) потчевал он чаем своих друзей и знакомых по принятому у татар обычаю гостеприимства. В здешней школе-медресе, где обучался Утыз Имяни, чаепитие вошло в привычку многих каргалинских купцов и духовенства, включая ахуна при Оренбургской экспедиции Мухаммаджана Хусаинова.
Тот после учебы в местном медресе получил образование в Бухаре и Кабуле. Не изменил он своего отношения к чаям и после своего назначения в 178

Продолжаем наш экскурс в историю употребления напитков татарами. Итак, в петровские времена кофе и чай нашли наконец своё широкое распространение.


Автор статьи – Р.А. Бушков

От любви до ненависти - один шаг

Нашёл отражение чай и в татарской поэзии. Современник Державина уроженец Казанской губернии татарский поэт-богослов Габдрахим Утыз-Имяни своим стихотворением «Нәзмы дәр мәдхе чәй-каймак» («Хвалебный стих чаю со сливками») заложил в ней основы его прославления:

Гостем пришёл – чай со сливками выпей,
Не откажись ты уважить меня,
Хотя бы настолько, как уважают
Добрые люди корову, осла, –
(Перевод Л. Киваевой)

потчевал он чаем своих друзей и знакомых по принятому у татар обычаю гостеприимства.

Габдрахим Утыз Имяни (1754 - 1834)
Габдрахим Утыз Имяни (1754 - 1834)

В здешней школе-медресе, где обучался Утыз Имяни, чаепитие вошло в привычку многих каргалинских купцов и духовенства, включая ахуна при Оренбургской экспедиции Мухаммаджана Хусаинова.

Тот после учебы в местном медресе получил образование в Бухаре и Кабуле. Не изменил он своего отношения к чаям и после своего назначения в 1789 г. первым муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания, учрежденного
Екатериной II для контроля и регламентации деятельности мусульманского духовенства в Российской империи.

В него входили и лица, избираемые от Казани и Казанской губернии. В окружении муфтия складывался ритуал чаепития российского мусульманства. Но
Утыз Имяни в это время находился уже за пределами России.

В 1788 г. он вместе с семьей подался для продолжения учебы сначала в Бухару, а затем совершенствовал знания в Самарканде, Герате, Кабуле и Балхе. Но вместо приобщения в них к чаю по-восточному, он выступил с его осуждением в своем трактате «Замм шурб аш-шай» («Порицание чаепития»). Сочинение адресовалось людям, которые «предаются очень частому употреблению напитка, изготавливаемого из китайских листьев».

-2

«Они настолько усердны в употреблении чая, что напоминают алкоголиков, которые употребляют вино, – выразился о них Утыз Имяни. – Именно поэтому в данном трактате мы хотели указать на некоторые негативные последствия чаепития, возможно, эти строки помогут одуматься тем, кто обладает здравым рассудком».

Он писал:

«Эти люди употребляют чай с огромным желанием, они начинают его пить сразу же, как проснутся, и при этом не имеют соответствующего намерения. Их цель только возбуждение и развлечение, что уподобляет их тем, кто употребляет набиз (вино) и сладости», – упрекал он их.
«Если человек употребляет чай в день один раз, то он теряет час, если два раза, то теряет два часа, если три раза, то теряет три часа и т.д.»,

– рассуждал богослов, посчитав, что «употребление чая ведет к пустой трате времени».

Его раздражало, что находились люди, которые «увлекаются употреблением чая дни и ночи напролёт» и еще хвастаются, – «кто сколько выпил и сколько денег потратил на чайную церемонию».

Осуждение у него вызывали «бесполезная трата огромных денежных средств» на чай, использование «во время чайной церемонии» дорогой чайной посуды, даже из серебра и золота, «чрезмерное употребление пищи», включая мед и молоко, а также недешевый в продаже сахар.

Он не одобрял чаепития за обеденным столом из чайного блюдца, предлагая отказаться от горячего чая, наносящего
«вред дёснам, желудку и другим внутренним органам».

Молочный чай
Молочный чай

Утыз Имяни порицал тех, кто «постоянно пьет чай» и уже «не может от него отказаться».

«Ты можешь сказать, что в употреблении чая есть польза, чай бодрит, согревает в холод, охлаждает в жару, помогает выстаивать ночные молитвы»,

– приводил Утыз Имяни их оправдания и отвечал: «Разумный человек никогда не согласится променять вечные наслаждения на мимолетные».

Он писал:

«Задумайся, дорогой брат, ведь ты пьешь чай и даже не задумываешься о пагубности этой привычки»,

– пытался он вразумить предававшихся земному наслаждению в виде чаепития. Если во время учёбы в медресе он уверовал в чаепитие как «дозволенное деяние», то теперь пришел к убеждению о его нежелательности для мусульман, особенно мусульманского духовенства, чьей «целью должно быть постоянное упоминание Аллаха, а не увлечение мирскими благами».

После возвращения в 1798 г. на родину, Утыз Имяни исправлял обязанности имама-хатыба мечетей Казанского и Оренбургского губерний.

Им были написаны свыше 100 трудов по мусульманской философии и праву, медицине, языкознанию. Не забросил он и занятий поэзией. Но уже не писал восторжестенных баитов о чае.

Однако в стихотворении
«Байларның бәйане» («Изложение о богачах») не прошел мимо новой привычки среди богатых татар звать друг друга в гости на чай. Утыз Имяни не одобрял ее, идущую, как показалось ему, вразрез с народными и мусульманскими обычаями.

-4

Но помимо его желания его стихотворение «Нәзмы дәр мәдхе чәй-каймак» («Хвалебный стих чаю со сливками») уже нашло хождение среди татар в рукописи. В Казани он появился на Сенном базаре, возникшем в конце XVIII в. в Старотатарской слободе, которая выделилась из Татарской слободы с утверждением Екатериной II в 1768 г. регулярного плана Казани, по которому образовалась еще Новотатарская слобода в предместье.

По указу
Екатерины II здесь в 1782 г. учредили первую в России татарскую ратушу. А потом она появилась в Оренбурге, следствием чего стало переименование Каргалинской слободы в Сеитов посад по имени муллы Сеита Хаялина.

Верховенство в Казанской Татарской ратуше взяли татарские купцы, связанные с торговлей на Сенном базаре. Одним из ходовых товаров на нём наряду с восточными сладостями и сухофруктами из Средней Азии стал чай. Своеобразной рекламой его служил ходивший на базаре в рукописи баит «Чәй бәйете»(«Баите о чае») поэта–муллы Габдельджаббара Кандалыя:

Аллахум, чая не лиши
Рабов, смиренных пред Тобой,
А выпит весь – купить еще
Ссуди монеткою – другой! –
(Перевод А. Саломатина)

обращался он в нём в стихах к Всевышнему, чтобы у него хватало денег на чай.

Габдельджаббар Кандалый, реконструкция ИИ.
Габдельджаббар Кандалый, реконструкция ИИ.

Увлекшийся поэзией еще шакирдом медресе Кандалый стал убежденным популязиратором чая среди татарского народа. Он продолжил начатое Утыз Имяни его прославление в стихах. Справедливо полагая, что хороший напиток получается из него лишь при правильном заваривании, Кандалый в своих баитах и стихотворениях заговорил об искусстве его приготовления и употребления, использовании при этом соответствующей чайной посуды и приборов.

Кипятить воду им предлагалось непременно в «самоваре, поющем как птица»:

Толь весел самовара свист,
Что вешня жаворонка весть,
(Перевод А. Саломатина)

выражался поэт о самоварном свисте, по котрому он заваривал чай.

Готовый напиток Кандалый советовал пить с добавлением в него для

вкуса мёда и лимона:
Теперь не позабудь про мёд –
Тягуч и свеж, едва из сот,
(Перевод А. Саломатина)

похваливал он чай с татарским мёдом.

Кандалый ничего не имел против добавления в него дольки лимона:

Тут дивно присовокупить
Лимона драгоценный плод:
Кто чай сдабривает им,
Воистину счасливец тот!
(Перевод А. Саломатина)

Поэт разработал первейшие правила приготовления и употребления чая с тем, чтобы получить от него пользу для здоровья, удовольствие и наслаждение для души. Он обозначил их как «порядок чаепития».

Татарские купцы всячески способствовали распространению восхвялявшего их чайный товар баита. Они переписывались в разных вариантах и расходились в народе.

Чай сближал татарских купцов с торговавшими вместе с ними на Сенном базаре русскими. В Гостином дворе, где находилась их основная торговля, имелись лавки татар. И нередко между ними устраивались совместные чаепития, а некоторые из них даже приглашали друг друга в гости на чай.