Сергей Балакин
Продолжение. 1-я часть рассказа здесь.
О прогулке по палубе корабля я уже рассказал. А теперь посмотрим, что можно увидеть во внутренних помещениях.
Внутри ТАВКР «Киев» есть небольшой музей, посвящённый истории флота (мировой и отдельно китайской), а также эволюции класса авианосцев. Есть там и история «Киева». На одном из стендов встретил репродукцию своего собственного рисунка!
Китайцы взяли журнал «Морская коллекция», где был опубликован мой рисунок, увеличили, исказив цвета, но сохранив оригинальные подписи и даже мою авторскую монограмму. Этот рисунок публиковался и в книге «Советские авианосцы», но там подписи немного другие.
Вот тот самый журнал:
Могли бы меня, как соавтора их музейной экспозиции, и бесплатно на борт пустить:) Но увы, тут есть 2 условия: 1. Надо знать об этом заранее. 2. Нужно говорить по-китайски, поскольку никаких других языков здесь не понимают…
Экспозиция внутри корабля обширная, на её осмотр потребовалось несколько часов. Вот пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53-1143 для противолодочных торпед. Он стрелял через открывающийся бортовой порт:
Торпедные контейнеры и сама торпеда на тележках системы перезарядки ТА:
Система подачи из погреба и перезарядки ударных крылатых ракет П-500 «Базальт». Все механизмы подлинные, но вместо ракет, конечно же, макеты:
Красная звезда и надпись «Базльт» на них слегка позабавила, но, как мы скоро увидим, это ещё «цветочки»…
Система транспортировки крылатых ракет П-500 «Базальт»:
Погреб артиллерийского боезапаса универсальных 76-мм орудий АК-726:
Ангар. На корабле в изначальном виде сохранена только его часть; остальная площадь используется как концертный зал, торговые ряды и т.п. Размеры ангара впечатляют: я бывал на американских авианосцах, и складывается впечатление, что на «Киеве» он не меньше, чем на «Мидуэе», и больше, чем на «Интрепиде». И в разы больше, чем английском авианосце «Илластриес» (последнем, 1982 г. постройки).
Под самолётоподъёмником в ангаре стоит массово-габаритный макет китайского истребителя Цзян-10 (J-10). В КНР разработана палубная версия этого самолёта, но к ТАВКР «Киев» она, разумеется, никакого отношения не имеет.
Но если присутствие в ангаре макета Цзян-10 ещё как-то можно обосновать, то появление там грубо сделанных копий американских машин – вертолёта «Кобра» и истребителя F-117 – вообще не поддаётся никакой логике:
В ангаре переборку, за которой расположена сцена и концертный зал, украшает многометровое эпическое полотно во славу российско-китайской военно-морской дружбы. В центре картины идёт ТАВКР «Киев», справа от него российские (советские) корабли, слева – китайские. Ха-ха!
Невольно вспомнился плакат «Российско-китайская дружба становится крепче с каждым днём!» на борту китайского эсминца «Цзяоцзо», встретившийся мне в Питере месяц назад:
Ну, и более старые времена «нерушимой дружбы Москвы и Пекина» тоже вспомнились. Но не будем об этом…
Самое адское место экспозиции – это ЦП, где изначально располагалась боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аллея-2». Как не трудно догадаться, перед продажей Китаю БИУС демонтировали, и покупателям достались пустые помещения. Те, не мудрствуя лукаво, заполнили отсеки некими пультами-колонками с множеством мерцающих разноцветных лампочек «а ля казино». И в придачу расставили манекены в жуткой униформе. Выглядит дико, но… А что китайцам оставалось делать? Они сделали что могли. Ну, разве что форму советских моряков могли бы воспроизвести более правдоподобно…
Конечно, форма одежды – просто мрак! Это похлеще, чем самые яркие перлы Голливуда…
Китайская фэнтези на тему БИУС:
Впрочем, у большинства посетителей (а это почти исключительно китайцы) интерьер БИУС нареканий не вызывает.
Карта с забавными надписями. Любая абракадабра сойдёт: ведь кириллица для китайца – то же самое, что для нас их иероглифы!
Кормовая рубка. Тут тоже «стиль казино»:
Пост управления взлётно-посадочными операциями. Все приборы фейковые – либо кустарные заменители, либо переставленные из других помещений:
В ходовой рубке встречаются подлинные приборы, но переставленные из других отсеков и «тюнингованные» китайцами. И, конечно же, с цветными лампочками:)
Машинный телеграф. Тоже «тюнингованный»:
А вот в отсеке шпилевых машин и носовых швартовных устройств всё оборудование подлинное. Но посетили редко доходят до самого носа крейсера - далеко.
Якорь-цепь и цепной стопор. Размер внушает уважение (я в кадре для масштаба):
Ещё один подлинный образец – буксируемая ГАС «Платина» со всеми механизмами. Правда, она находится за стеклом (грязным и бликующим):
А антенна ГАС «Орион», находившаяся в носовом бульбовом обтекателе, демонтирована и установлена на территории парка на постаменте как памятник:
Интерьеры внутренних помещений. Умывальники и душевые:
Интерьеры внутренних помещений. Камбуз:
Интерьеры внутренних помещений. Прачечная:
В отечественных СМИ неоднократно говорилось, что советский авианосец китайцы превратили в плавучий отель. Но эта информация несколько преувеличена. Маленький отель на борту «Киева» действительно есть - или, скорее всего, был. Во всяком случае, в марте 2019 года он не работал, а стойка ресепшен выглядела пустынной:
Любопытный момент: на территории парка полукруглую стену украшают барельефы, посвящённые истории ТАКР «Киев». Вот здесь, например, показаны конструкторы корабля:
А здесь – постройка крейсера:
Здесь – испытания корабля и начало его службы в ВМФ СССР:
Даты службы и орден Трудового Красного знамени… Почему всё это в Китае, а не у нас?
А вот действо, свидетелем которого я случайно стал: китайских школьников ведут на экскурсию на крейсер - колонной под красным флагом! «Киев» - не их корабль, к китайскому флоту никакого отношения не имеющий, однако он с успехом используется как площадка для военно-патриотического воспитания. Удивительный факт.
Что сказать в заключение? У нас почему-то выработался стереотип: архитектурное сооружение (замок, собор, дворец) может быть шедевром и туристическим объектом, а инженерное сооружение, пусть даже гениальное, – нет. А ведь военный корабль такого класса, как «Киев» - несомненный шедевр инженерной мысли. Гораздо более сложный, многоплановый, разнообразный, чем любой средневековый замок. Даже в нынешнем варианте (да, придраться есть к чему) он производит сильное впечатление. Корабль красив и внушителен, в нём гармоничное сочетание эстетики и мощи. И он мог бы быть не только привлекательным объектом для туристов, но и предметом гордости страны, его создавшей. Очень жаль, что в Китае это понимают лучше, чем в нашей стране.
Продолжение следует.
Предыдущая часть здесь.
Все фото сделаны автором.