Важную роль в художественной жизни второй половины XIX столетия сыграло сообщество российских живописцев-передвижников. Это "Товарищество передвижных художественных выставок" возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года, имело целью, согласно уставу Товарищества, следующее:
Устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений.
Товарищество объединяло в своих рядах лучших живописцев и скульпторов второй половины XIX - начала XX века: Крамской, Васнецов, Поленов, Мясоедов, Шишкин, Куинджи, Маковский, Савицкий, Ге, Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Серов и многих других. В какой то мере их сплотило неприятие академизма с его идеализированным изображением, помпезностью и салонными пейзажами. Художники-бунтари ставили своей целью написание картин о реальной жизни человека, обо всем, что его окружает, жизнь во всех ее проявлениях.
Друзья, мы продолжаем экскурсии по залам Русского музея, знакомимся с шедеврами русской живописи, работами художников, ставших основоположниками реалистического демократического искусства. Сегодня нам предстоит познакомиться с творчеством художника-реалиста второй половины XIX века, с одним из членов-учредителей Товарищества передвижников Николаем Николаевичем Ге (1831-1894). Ему посвящен один залов Русского музея. И это зал №26.
Его творческое наследие включает в себя картины на религиозную и историческую тематику, портреты и скульптуру. К первой выставке передвижников-живописцев и скульпторов, прошедшей в Петербурге в ноябре 1871 года в Петербургской Академии художеств, Ге написал картину "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". Это живописное полотно наравне с картиной "Тайная вечеря" принесли художнику уважение и почитание его таланта. Современник Николая Ге, художественный критик и историк искусства Владимир Стасов, побывав на той самой первой выставке и увидев картину с драматическим сюжетом из жизни императора Петра I и его сына Алексея, поставил ее в один ряд с лучшими историческими картинами русского искусства.
Его творческое наследие включает в себя картины на религиозную и историческую тематику, портреты и скульптуру. К первой выставке передвижников-живописцев и скульпторов, прошедшей в Петербурге в ноябре 1871 года в Петербургской Академии художеств, Ге написал картину "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе". Это живописное полотно наравне с картиной "Тайная вечеря" принесли художнику уважение и почитание его таланта. Современник Николая Ге, художественный критик и историк искусства Владимир Стасов, побывав на той самой первой выставке и увидев картину с драматическим сюжетом из жизни императора Петра I и его сына Алексея, поставил ее в один ряд с лучшими историческими картинами русского искусства.
Собрат по кисти старший,
Чей холст был запрещён, -
Взгляд мудрый, патриарший
Немного отрешён.
Ге Льву Толстому предан -
Тот для него как бог:
Непротивленье - кредо,
И он - его пророк!
Какой вопрос решает
Он на глазах у нас?
А может вопрошает
Об истине сейчас?
Подавшись на стоящий
Стол, он на нас глядит:
Мыслитель настоящий
О боге говорит.
А сзади - холст, где спорят
Спаситель и Пилат...
Писать закончит вскоре
Друг старший и собрат!
Это описание портрета в стихах принадлежит Ивану Андреевичу Есаулову, философу, историку русской словесности и теории литературы. Потрет Николая Ге выполнил его собрат и товарищ по объединению передвижников Николай Александрович Ярошенко. Картина написана в 1890 году, за четыре года до смерти Ге.
Художник изображен в своей мастерской сидящим за столом, возможно, в перерыве работы над картиной "Что есть истина?" ("Христос и Пилат"). Примечательный исторический факт, связанный с ней. "Что есть истина?" была подготовлена к очередной, 18-й выставке Товарищества передвижников. Реакция общества на картину была неоднозначна. По распоряжению властей ее сняли с демонстрации и по личному указу императора Александра III запретили к публичному показу в России. После запрета картина находилась у уже знакомого нам живописца Николая Ярошенко. Затем в том же 1890 году, живописное полотно приобретает Павел Третьяков.
Николай Николаевич Ге с большим энтузиазмом писал картины с сюжетом на библейские темы. "Саул у Аэндорской волшебницы" - выпускная работа в Императорской Академии художеств. Тогда, в 1857 году, молодой художник Николай Ге получил Большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право оплаченной Академией поездки за границу на обучение и стажировку. Это самобытное и красочное полотно показало всем, что молодой, талантливый художник Николай Ге способен как большой мастер переносить в свои работы такие вечные философские истины как: истина, порок, доброта, любовь...
На творчество Николая Ге немалое влияние оказали два человека: Карл Брюллов и Лев Толстой. По живописи Брюллова Ге буквально учился рисованию, перенимая стиль и живописные приемы любимого художника. Творчество Карла Павловича способствовало обретению художника своего собственного, неповторимо стиля. Толстой был другом Николая Ге, у них было немало общего. Общаясь с Толстым, Николай Николаевич Ге, переживавший одно время острейший мировоззренческий кризис, обретает нравственную опору в жизни. С конца 1880-х годов Николай Ге стал "толстовцем" - последователем религиозно-философского учения Льва Толстого.
В 1884 году Ге пишет живописный портрет великого писателя. По мнению искусствоведов, это один из лучших портретных работ художника. Толстой изображен в привычной для себя обстановке, за работой. Портрет писателя выполняли и Репин, и Нестеров, и Крамской. Все он выполнены в классическом ракурсе в портретном жанре - анфасе, смотрящем на зрителя. Но только у Ге Толстой полностью погружен в работу, находится в творческом процессе. Взгляд Толстого не направлен на зрителя, он обращен к излагаемому тексту. В этой простоте и будничности Ге показал Льва Николаевича как великого труженика и учителя жизни... По мнению историков и критиков Николай Ге один из первых русских живописцев, кто нашел новое направление в библейских сюжетах - реалистическое направление.
На сегодня всё! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!