Найти тему
Мария Гуд

Не хочу опять в школу! Как помочь ребенку адаптироваться после каникул

Любая мама переживает перед началом учебного года. После долгого лета дети отвыкают от школьных будней и влиться назад бывает очень сложно. 

Часто можно заметить, что вполне спокойный обычно ребенок вдруг начинает истерить, жаловаться или игнорировать. Это происходит обычно в первые месяцы с начала учебы. Учащаются конфликты с родителями, они возникают буквально на ровном месте. Режим дня сбит, утром ребенка не разбудить, а вечером никак не успокоить и не настроить на сон. Даже то, что радовало ребенка, например занятия спортом или кружки, теперь вызывают в нем бурю протестов. 

Почему так происходит? А главное, как минимизировать этот период адаптации? 

Если посмотреть поглубже, то все психи и истерики ребенка, его непослушание и раздражительность - все это ответная реакция на кризис. И чем меньше действий произведут родители чтобы подготовить ребенка к кризису, тем ярче будет реакция. 

Иногда сложно поверить, но начало учебной деятельности, даже после месячного перерыва, не говоря уже про целое лето, это достаточно кризисная ситуация для детей. Если игнорировать ее, то это повлечет к печальным последствиям. 

В первую очередь, конечно необходима правильная адаптация к школе тех, кто идет в первый класс. Ведь именно первый год учебы закладывает ту «ноту», тот настрой, с которым ребенок будет учиться.

Если в первом классе ребёнок не прошёл адаптацию правильно, ему будет крайне сложно нормализовать учебу и в средней, и в старшей школе. 

Добавим сюда постоянные изменения, такие как: новые учителя, классы, предметы, экзамены — всё будет вызывать ступор, желание сбежать от трудностей, спрятаться и опустить руки. 

Дети, обходящиеся без помощи родителей, без эмоционального отклика на свои проблемы, растут с привычкой сдаваться без боя. Это переносится и во взрослую жизнь, где им сложно найти своё место и добиться успехов. 

Бывает ситуации, при которых ребенок ходил в школу без проблем,  спокойно, нормально, без сцен, без эмоций. Подобное поведение также должно насторожить - ведь это значит, что ребёнок копит напряжение глубоко внутри. И со временем, оно обязательно вылезет в виде неврозов, грызения ногтей, психосоматики, самоповреждения, ухода в гаджеты, заедания и других зависимостей.

Так чем же можно помочь, как сделать адаптацию более гладкой? 

Важно уделить внимание режиму. Часто летом он сбивается. Постепенно передвигайте время отхода ко сну и подъема. Придумайте интересные дела и активности для семьи именно утром, чтобы к вечеру не будоражить, а напротив успокоить ребенка. 

Часто обращают внимание на интеллектуальную подготовку - вспомнить пройденный материал важно, но еще важнее эмоциональная готовность ребенка к школе. 

Обратите внимание на список тех умений и навыков, которые будет очень полезно развить в ребенка перед учебой. 

  1. Ребенок может постоять за себя в конфликте БЕЗ агрессии 
  2. Ребенок может и не стесняется обратится за помощью и понимает, когда он в помощи нуждается
  3. Ребенок умеет общаться не перебивая, поддерживать разговор, умеет ждать своей очереди
  4. Ребенок может сам организовать свое свободное время, найти себе занятия, составить план на день и следовать ему 
  5. Умеет играть в настольные игры и главное - умеет проигрывать
  6. Осознает свои потребности, когда голоден или устал и умеет о них донести другим 
  7. Не стесняется проявлять эмоции без вреда для окружающих (разные эмоции: и радость, и злость, и печаль)
  8. Может переносить скуку, найти себе самостоятельно развлечение (без игр и гаджетов!)
  9. Умеет составлять списки дел, нужных вещей, умеет сам собрать свой портфель 

Если большую часть этих пунктов ребенок способен делать, то адаптация будет проходить намного легче.  Если же нет, то будет полезным заранее, до школы, начать вместе с ребенком развивать эти умения. 

  • Обсудите с ним режим дня
  • Задавайте открытые вопросы, больше говорите на тему того, что ожидает ребенка в школе, какие у него вопросы и переживания, страхи
  • Составьте несколько списков дел вместе
  • Больше играйте в настольные игры, объясните важность игры по правилам и принципу «игры без победы», когда важен процесс, а не результат
  • Разрешайте ребенку разные эмоции, научите проживать их безвредно для самого ребенка и окружающих

Это умение, кстати, многим и взрослым не по силам. Так что попробуйте вместе разобраться с тем, что вы чувствуете и как это можно выразить не разрушая себя и окружающих. 

  • Научите определять время и планировать день
  • Вместе распишите день по часам и постарайтесь исполнить ваш план.
  • Обсудите, что изменения в школе, что ребенок думает по этому поводу, какие новые уроки у него будут, что ему нужно для школы. 

Если заниматься вопросом адаптации к школе заранее и на постоянной основе, то все эти пункты можно проработать, что благотворно повлияет на учебу. Кто как не мы должны помочь нашим детям, особенно сейчас, когда к ним предъявляется столько требований, учебные программы меняют и усложняют, а вокруг столько информации и требований соответствовать и быть лучшим. 

Не хочу учиться…
Не хочу учиться…

Буду Рада подписке или видеть вас на моем канале, там обсуждаем тему родительского выгорания. Также больше про эмоции и родительство, консультации семейного психолога

Mary Good, live is good!