Не успели мы прийти в себя от новой версии "Мастера и Маргариты", как на нас надвигается новая версия "Преступления и наказания". И тоже "по мотивам".
Узнал об этом из рекламы на "Кинопоиске".
Меня это заинтересовало. Поискал в Интернете.
Читаю:
"«Преступление и наказание» — российский сериал, снятый режиссёром Владимиром Мирзоевым по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В главных ролях: Иван Янковский, Любовь Аксёнова, Алёна Михайлова и Тихон Жизневский.
Краткое содержание:
Лето, Петербург XXI века. Студент Родион Раскольников изнурен безденежьем, безработицей и мыслями о бессмысленности своего существования. В его сознании зреет идея, что некоторые люди право имеют на самые мерзкие поступки, если они совершают великие открытия и двигают мир вперёд. Чтобы проверить теорию на себе он убивает старуху-микрокредиторшу. На след Раскольникова выходит следователь Порфирий Петрович, который хочет добиться от него чистосердечного признания.
Об артистах не буду. Артисты люди подневольные. Что им прикажут, то и сыграют.
Главный в кино — режиссер.
В свои 66 Владимир Владимирович Мирзоев успел поставить 51 спектакль, снять 10 художественных и 1 документальный фильм, 6 сериалов и 6 телеспектаклей.
Но его творчество прошло мимо меня. Поэтому судить о нем на основании личных впечатлений не могу, ввиду их отсутствия. Но у есть и другие способы.
Статистический анализ показывает, что Мирзоев, как театральный деятель, тяготеет к западной классике (Шекспир, Мольер, Ростан, Ионеску...), не забывая, впрочем, и о русской (Тургенев, Чехов...).
В перечне его фильмов мое внимание привлекли названия "Человек, который знал все" (2009), "Борис Годунов" (2011), "Ее звали Муму" (2016) и "Как Надя пошла за водкой" (2020).
Посмотрел краткие содержания.
В "Человеке" и "Му-му" показан конфликт человека и "гэбни". В "Наде и водке" — русские бабы, пытающиеся спасти пьющего мужика.
Про "Годунова" подробнее:
Действие перенесено примерно в наши дни. Картина открывается со сцены убийства в Угличе юного наследника российского престола неизвестными. Проходит несколько лет. Бориса Годунова уговаривают принять оставшийся вакантным престол, несмотря на его сомнения. В ходе пресс-конференции думный дьяк сообщает о решении Годунова взойти на царство. Народ обсуждает у телевизора это решение. За спиной царя идёт тайная подковёрная борьба нескольких боярских группировок за доминирование при новой власти. Годунова, взошедшего на престол, навязчиво преследует видение убитого им мальчика. Тем временем инок Григорий Отрепьев прячется в Чудовом монастыре. После разговора с Пименом он узнаёт тайну убийства, бежит из монастыря и решает попытаться прийти к власти. Заручившись иностранной помощью и собрав войско, Григорий направляется на Москву.
На мой поверхностный взгляд, основной чертой творчества Мирзоева является социальный сарказм, традиционно присущий русской либеральной литературе, основоположниками которой считаются Н.А.Некрасов и сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин (о нем в моей заметке "Про "Хотим перемен!", Пушкина, Конституцию, севрюжину и вилку во лбу").
Не удивительно, что в 2013 году, отвечая на вопрос журнала The New Times, Мирзоев, обратился к российским подросткам со словами:
«Именно на вас, на первое свободное поколение, выросшее в полусвободной России, вся надежда. Вам придется построить государство, которого сегодня нет, которое "разобрали на органы" чекисты да коммунисты».
Это напоминаем мне один анекдот:
Во время совместного застолья известный поэт "серебряного века" Давид Давидович Бурлюк обратился к известному поэту Владимиру Владимировичу Маяковскому со словами:
— Знаешь, Володя, таких поэтов как я, в России больше нет.
На что Маяковский ему ответил:
— А таких как я, вообще нет.
В 2012 Мирзоев предсказуемо выступил в поддержку Евромайдана, а в 2022 против СВО.
В 2001 стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации. В 2011 — престижной премии Гильдии киноведов "Белый слон". В 2022 — "Национальной премии в области веб-индустрии" (за сериал "Топи").
В 2024 году в Интернете состоялась премьера снятого им сериала "Внутри убийцы" (на основе романа Майка Омера, действие которого перенесено в Россию).
И еще. Когда я ознакомился с кратким содержанием мирзоевской версии "Преступления и наказания", у меня возник вопрос: "Как сценаристы решили вопрос с тем, что "Преступление и наказание" входит в школьную программу по литературе?".
И тут же на ум пришел ответ: Это же про альтернативную реальность!".
Несмотря на вышесказанное, сериал может кому-то понравиться. Если воспринимать его не как экранизацию классики, а, типа, пародии... Чего, собственно, его создатели и не скрывают.
И в заключение старый антисоветский анекдот:
СССР начала 1980-х. Встречаются два старых-престарых, заслуженных-презаслуженных большевика, и один другому и говорит:
— Да, Петрович, мы с тобой до коммунизма не доживет. А вот наши дети... Детей-то жалко...
Сериал маркирован 18+. Но детей все равно жалко.
Следите за новыми публикациями на моем ДЗЕН-канале "Путешественник во Времени" и в моем аккаунте Телеграмм