Найти в Дзене
Академик стар

Рэй Брэдбери: Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например — не читать их

В день рождения Рэя Брэдбери вспоминаем прочитанные в нашем Книжном клубе книги: любимое всеми Вино из одуванчиков, моя любимая антиутопия «451 градус по Фаренгейту» и слушаем / читаем, пожалуй, самый метафоричный рассказ — «И грянул гром». — «Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке! Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи… Потом… десять — двадцать строк для энциклопедического словаря…» — Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту». В 2007 году Брэдбери сказал, что читатели долгое время неправильно воспринимали его роман «451 градус по Фаренгейту» как рассказ о правительственной цензуре. На самом деле, это было его предупреждение о том, что телевизор загипнотизирует нас, заставив отказаться от чтения книг и создав общество зрителей, которые пялятся
Оглавление

В день рождения Рэя Брэдбери вспоминаем прочитанные в нашем Книжном клубе книги: любимое всеми Вино из одуванчиков, моя любимая антиутопия «451 градус по Фаренгейту» и слушаем / читаем, пожалуй, самый метафоричный рассказ — «И грянул гром».

Рэй Дуглас Брэдбери (22 августа 1920 — 5 июня 2012)
Рэй Дуглас Брэдбери (22 августа 1920 — 5 июня 2012)
— «Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия — собаки, лошади, экипажи — медленный темп жизни. Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке! Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи… Потом… десять — двадцать строк для энциклопедического словаря…» — Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».

В 2007 году Брэдбери сказал, что читатели долгое время неправильно воспринимали его роман «451 градус по Фаренгейту» как рассказ о правительственной цензуре. На самом деле, это было его предупреждение о том, что телевизор загипнотизирует нас, заставив отказаться от чтения книг и создав общество зрителей, которые пялятся на плоские движущиеся картинки на стене. Это было в 1953 году.

Кадр из фильма Франсуа Трюффо «451 градус по Фаренгейту». 1966 год.
Кадр из фильма Франсуа Трюффо «451 градус по Фаренгейту». 1966 год.

Знаменитая экранизация Франсуа Трюффо романа «451 градус по Фаренгейту» занимает 82 место в списке «100 величайших научно-фантастических фильмов» по версии Total Sci-Fi Online. Очень красивый фильм и такой же провидческий, как и роман Брэдбери. Чего стоит сцена с «телевизорной стеной» — плазмой во всю стену в 1966 году

«Как вместо колледжа я закончил библиотеку...»

—  Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку. — Рэй Брэдбери. «Как вместо колледжа я закончил библиотеку, или мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м»

Детство Рэя Брэдбери (род. 22 августа 1920) пришлось на время Великой депрессии. В 1934 году семья переехала из Уокигана, о котором он позднее написал в романе «Вино из одуванчиков», в Лос-Анджелес. Брэдбери рассказал в интервью Playboy, что они переехали в Голливуд, когда ему было четырнадцать, и что ему нравилось гоняться за кинозвездами.

15-летний Рэй Брэдбери и Марлен Дитрих у студии Paramount. 1935. Фото: Pinterest
15-летний Рэй Брэдбери и Марлен Дитрих у студии Paramount. 1935. Фото: Pinterest
«Я был безумно влюблен в Голливуд ... Я катался по всему городу, одержимый желанием получить автографы у гламурных звезд. <...> я проводил весь день перед Paramount или Columbia, а затем переключался на Brown Derby... Я видел Кэри Гранта, Марлен Дитрих, Фреда Аллена. <...> У меня до сих пор есть мои автографы и несколько подшипников для роликовых коньков, оставшихся с тех давних времен. Почти все люди, которых я тогда встретил, ушли, но чудесным образом Марлен и Джордж выжили. Свет, исходящий от этих фотографий, - это постоянное напоминание о жизни несколько глуповатого, но всегда любящего мальчика, ужасно не желающего становиться взрослым».

Его любовь к Голливуду в последующем проявилась во множестве сценариев, и даже собственном сериале «Театре Рэя Брэдбери» и в невероятной кинематографичности всей его прозы. И все это наряду с многочисленными рассказами, романами и пьесами, вышло из под пера писателя, официально получившего лишь среднее образование. После окончания школы в 1938 году Рэй стал работать разносчиком газет, поскольку денег на высшее образование у семьи не было.

Свой первый фантастический рассказ Брэдбери написал в двенадцать лет, что называется от безысходности, уж очень хотел прочесть продолжение к «Великому воину Марса» Э. Берроуза.

«Я не мог позволить себе купить продолжение "Марсианского воина" Эдгара Берроуза, ведь мы были бедной семьей... И тогда написал свою собственную версию».

Не мог купить себе книгу, вот и написал сам. Вскоре последовали другие подражания знаменитым писателям и первые публикации в дешевых журналах.

«Я разговаривал со многими биохимиками, астрономами и технологами в различных областях, которые в возрасте десяти лет влюбились в Джона Картера и Тарзана и решили стать кем-то романтическим. Берроуз отправил нас на Луну».
— Рэй Брэдбери

К двадцати годам Рэй Брэдбери твердо решил стать писателем. Он продолжал ходить в библиотеку, которая стала его университетом.

«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был основным для меня».

В 1937 году начинающий писатель вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов» и вскоре писательство стало для него основным источником доходов, заметим, весьма скромных.

«Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на тёмном чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс — мои братья и товарищи. Вот вам и вся моя родня. Ещё добавлю, что моей матерью, по всей вероятности, была Мэри Уоллстонкрафт Шелли, создательница "Франкенштейна". Ну, кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом при такой семейке».

Коммерческий успех пришел в 1950 год после выхода «Марсианских хроник», которые он составил из рассказов, в том числе и опубликованных ранее.

«У меня нет сомнений в том, что без раннего влияния ЭРБа [Эдгар Райс Берроуз] я бы сам никогда не “прибыл” на планету Марс. В детстве я бегал по соседству с домом моего дяди Биона в Уокигане, брал все книги Берроуза о Тарзане и Марсе и перечитывал их снова и снова, пока не мог пересказать их по памяти своим друзьям, сидя летом под большой яблоней во дворе моей бабушки. Берроуз дал мне мою закваску, а позже Хаксли, Стейнбек и Роберт Фрост дали мне, как и многим другим, новые направления мысли, научные, социальные и поэтические. Моей первой большой любовью к чтению книг был Берроуз. Я прожил на Марсе много прекрасных лет с Джоном Картером»

Его знаменитый рассказ «И грянул гром» был опубликован в 1952 году в журнале Collier’s. «Мертвая бабочка – и такие последствия?» — его знаменитая метафора о связи всех вещей цитируется, возможно, чаще всего.

— Из-за такой малости! Из-за бабочки! – закричал Экельс. <...> Не может быть, чтобы она что-то изменила. Мертвая бабочка – и такие последствия?
— Уничтожьте одного человека — и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. — И грянул гром. Рэй Брэдбери
-4

Всемирная слава пришла к Брэдбери в 1953 году, после издания романа «451 градус по Фаренгейту». Он писал роман в подвальном помещении публичной библиотеки Лос-Анджелеса на прокатной пишущей машинке, у которой была прорезь для монет, и за 10 центов она включалась на полчаса. Роман был написан за девять дней, аренда машинки обошлась в 9 долларов 80 центов.

И в романе, и в экранизации Трюффо особенно люблю сцену с «живыми» книгами: «Здравствуйте, я — "Государство" Платона, а вот эти близняшки — два тома "Гордости и предубеждения"».

Рэй Дуглас Брэдбери (22 августа 1920 — 5 июня 2012) — американский писатель, классик научной фантастики. Брэдбери создал более 800 литературных произведений, из них 11 романов, 28 сценариев, по его произведениям вышло более 50 экранизаций.

В 1947 году Рэй Брэдбери женился на Маргарет (Marguerite McClure Bradbury). Вместе они прожили больше полувека, до смерти Маргарет в 2003 году, воспитали четырех дочерей.

«Я не могу назвать писателя, чья жизнь была бы лучше моей. Все мои книги изданы, они есть во всех школьных библиотеках и когда я выступаю перед публикой, мне аплодируют еще до того, как я начну говорить».

«Отправьте меня на Марс в банке из-под супа Кэмпбелл», — пошутил Брэдбери в интервью в 2009 году. Он похоронен в мемориальном парке Вествуд в Лос-Анджелесе.

«Рэй Брэдбери. Автор "451 Градус по Фаренгейту"» — выбито на его надгробии.

Кадр из фильма «Букшоп». Эдмунд Брандлиш (Билл Найи) попросил владелицу книжной лавки впредь присылать ему «все этого автора».
Кадр из фильма «Букшоп». Эдмунд Брандлиш (Билл Найи) попросил владелицу книжной лавки впредь присылать ему «все этого автора».

Перечитывая Рэя Брэдбери

Когда мы выбрали для обсуждения в Книжном клубе роман Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков», многие сказали, что уже читали, но с удовольствием прочтут еще раз. «Вино из одуванчиков» — это, как говорил Владимир Набоков, книга для перечитывания. Каждый раз в ней находишь новые истории, и каждый раз они находят отголоски в твоей душе.

Меньший отклик вызвал роман «Лето прощай», который стал последним, вышедшим при жизни автора.

Кадр из фильма Франсуа Трюффо романа «451 градус по Фаренгейту».
Кадр из фильма Франсуа Трюффо романа «451 градус по Фаренгейту».
— Каждый человек, когда он умирает, должен оставить что-то после себя. Ребёнка, книгу, картину, дом, который ты построил, стену, которую ты возвёл, пару башмаков, которые ты сшил своими руками. Или сад, который ты посадил. Что-то такое, чего так или иначе касались твои руки, — чтобы твоей душе было куда уйти после твоей смерти, и когда люди посмотрят на дерево или цветок, которые ты посадил, ты будешь там. Не имеет значения, что именно ты делаешь, главное, чтобы ты изменил что-то и чтобы это «что-то» было одним до твоего прикосновения, а когда ты убрал руки, оно стало другим, похожим на тебя самого. Вся разница между человеком, который просто подстригает газон, и настоящим садовников заключается в прикосновении. Тот, кто просто подстригает траву, мог бы вовсе не подходить к газону, его там словно и не было, а садовник остаётся в деревьях целую жизнь.
— 451° по Фаренгейту. Рэй Брэдбери.

Смотрели новую экранизацию «451 градус по Фаренгейту» (2018)? Понравилась?

Какие книги Брэдбери читали? А какие перечитывали?

«Книга в ухе». Те самые «ракушки», Ipad, AirPods и «451 градус по Фаренгейту». Фото автора
«Книга в ухе». Те самые «ракушки», Ipad, AirPods и «451 градус по Фаренгейту». Фото автора
«Чуть слышная мелодия звенела в воздухе — в ушах у нее опять были «ракушки», и опять она слушала далекие голоса из далеких стран»

Думаете это ваша внучка с айподсами в ушах?

Это Милдред, жена главного героя романа Рэя Брэдбери, а роман «451 градус по Фаренгейту» вышел в 1953 году.

Мы чаще всего слушаем книги. Беспроводные наушники «ракушки» давно полюбились нашим неюным книгочеям (книгослушателям).

Спасибо за ваши лайки, присоединяйтесь!

Книжный магазин «Буквально», проспект Ленина, 50, 3 этаж (314), Екатеринбург.
Книжный магазин «Буквально», проспект Ленина, 50, 3 этаж (314), Екатеринбург.

В нашем Книжном клубе мы сейчас читаем роман Джорджа Оруэлла «Да здравствует фикус». Приходите поговорить 4 сентября: Книжный магазин «Буквально», проспект Ленина, 50, этаж (314), Екатеринбург.

Фото: Pinterest, Wikipedia, Кинопоиск, Academik Star

Фэнтези
6588 интересуются