Найти тему
Mash Room

Россия и Билибин: революция, эмиграция и блокада

Оглавление

В народе его называли "железной рукой" за точность и твёрдость рисунков. Он мастерски вырисовывал детали, орнаменты и узоры без чертёжных инструментов. Главную роль в его творчестве играла линия, создающая форму.

16 августа 148 лет со дня рождения русского творца Ивана Яковлевича Билибина. Он один из главных книжных иллюстраторов и театральных художников первой половины XX века. Самые известные его работы каждый видел в сказках "О царе Салтане" и "Золотом Петушке", но его творческое наследие намного шире и разнообразнее.

Иван Яковлевич — потомственный дворянин и ученик Ильи Репина. Билибин придумал свой собственный стиль книжной графики и проиллюстрировал главные русские сказки. А ещё он был фотографом, изучал культуру Русского Севера, жил в Египте и Париже. В возрасте 60 лет вернулся в СССР и умер от истощения во время блокады Ленинграда.

В статье расскажем не про иллюстрации к русским сказкам, а про его скандальные и курьёзные работы, за счёт которых он стал популярным или попросту выживал за рубежом.

Царская карикатура

Билибин был антимонархистом, следовательно, не мог не поддержать революцию. В 1905 году он занялся карикатурами для сатирического издания "Жупел". Литературный отдел журнала возглавил Максим Горький.

В третьем, заключительным номере "Жупела" была опубликована карикатура Билибина на Николая II. Название не менее вызывающее, чем сама иллюстрация, — "Осёл в 1/20 натуральной величины". Животное было нарисовано с царскими регалиями и с обрамлением фигур грифонов, что было символом правящего дома Романовых.

Весь тираж журнала изъяли, а у Билибина дома провели обыск. Ну а художника арестовали на сутки.

-2

"Ощипанная курица"

После революции Билибину доверили нарисовать эмблему Российской республики. Она же станет официальным символом Временного Правительства и будет печататься на новых деньгах — "керенках". За основу Иван Яковлевич берёт двуглавого орла времён Ивана III. В народе рисунок прозовут "ощипанной курицей" — на эмблеме нет атрибутов власти царя.

После распада СССР Ельцин обсуждал двуглавого орла в качестве нового герба России в 1991 году. Через год похожую эмблему станет использовать отечественный Центробанк.

-3

Белая агитка

Социалистическую революцию Билибин не стал поддерживать и уехал в Крым. Вскоре красные пришли и туда, тогда художник перебрался в Ростов. Там он стал сотрудником Осведомительного Агентства Добровольческой армии и Вооружённых сил Юга России.

В информагентстве Белой Армии, созданной генералом Деникиным, были радиостанции, библиотеки, театры. В них проводились военные фото- и киносъёмки, также рисовались военные оперкарты. Билибин счёл своим долгом оформить несколько агиток.

-4

Вынужденный поступок

Белые начали эвакуацию в 1920 году. Желающим покинуть страну английское правительство предоставило всего один пароход. На том судне вместе с Билибиным уплыло 1400 вынужденных эмигрантов. Во время пути за границу, на борту обнаружили эпидемию тифа. Теплоход останавливается в египетском порту Александрия. Там же и разбивается лагерь русских беженцев.

Денег у Билибина толком не было. Приходилось браться за то, чем раньше не занимался. Промышленная графика, реклама табачных фирм, этикетки для спичечных коробков и т.д. Со временем материальное положение Билибина улучшилось. Основной заработок — заказы греческой колонии в Каире на панно для частных особняков и церковные росписи в византийском стиле.

-5

Посыл в панно и возвращение

Билибин переезжает в Париж в августе 1925-го. К постановкам русских опер он создаёт неповторимые костюмы и декорации. При этом не оставляет своё любимое ремесло — иллюстрации к русским сказкам.

Художника тянет на родину. Билибин встречается с советским послом в Париже и соратником Сталина Владимиром Потёмкиным. Доказать серьёзность своих намерений он пытается через панно "Микула Селянинович" для советского посольства во Франции. После — получает гражданство.

Та работа была не просто красивой. Пано стало посылом для старого света: Советский Союз берёт курс на преемственность внешней политики и открыт к сотрудничеству.

-6

Заключительная иллюстрация

По возвращении на родину Билибин жил в Ленинграде. В 1939 году художнику присваивают степень доктора искусствоведческих наук.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Билибину предложили эвакуироваться вместе с семьёй вглубь страны. Иван Яковлевич ответил:

"Из осаждённой крепости не бегут, её защищают".

В этот момент он работает над своей последней работой — "Русские витязи гонят рыцарей" к былине "Дюк Степанович". В ночь с седьмого на восьмое февраля 1942 года Билибин умер от истощения, так и не увидев победы своей Родины. Художника похоронили в братском захоронении профессоров Академии Художеств на Острове Декабристов.

-7

Читайте и смотрите также: