Нередко в жизни бывает так, что из-за каких-то мелочей, на которые обычно не особо обращают внимание, может произойти серьезное происшествие. Или же, наоборот, можно спасти ситуацию при помощи, например, канцелярской скрепки.
В этой статье я расскажу о серьезном инциденте времен Холодной войны, который произошел в том числе из-за четырех поролоновых подушек, оказавшихся не в том месте не в то время.
"Хромированный купол"
Начиная с 1961 года, ВВС США регулярно проводили операцию "Хромированный купол". Она заключалась в постоянном нахождении в воздухе стратегических бомбардировщиков B-52 с целью обеспечения гарантированного ответного удара по СССР в случае внезапного ядерного нападения.
К концу десятилетия ее масштабы сократили из-за поступления на боевое дежурство все большего числа межконтинентальных баллистических ракет и нескольких инцидентов с потерей ядерных бомб, но пока не отменяли. Важнейшей частью операции оставалось патрулирование бомбардировщиками вокруг авиабазы Туле на северо-западе Гренландии. Помимо аэродрома стратегов там располагались еще и радары системы предупреждения о ракетном нападении. Дежурящие в воздухе B-52 должны были наблюдать за базой и в случае потери связи с ней доложить, не произошло ли это в результате нападения со стороны СССР.
Курсировали самолеты с термоядерными бомбами на борту, чтобы в случае чего сразу направиться в сторону советских границ для нанесения удара. Эти задания по облету базы проходили под кодовым названием "Хард хэд".
Огонь на борту
Утром 21 января 1968 с аэродрома в Туле на очередное патрулирование взлетел B-52G, на борту которого находился основной экипаж из пяти человек, дополненный третьим подменным пилотом и сменным штурманом. В отсеке для вооружения находились четыре термоядерные бомбы B28 (мощностью от 70 килотонн до 1,45 мегатонны в зависимости от модификации).
Полет в целом проходил штатно, за исключением дозаправки в воздухе, которую пришлось проводить без использования неисправного автопилота. Примерно через час после дозаправки командир корабля капитан Джон Хог приказал второму пилоту капитану Леонарду Свитенко смениться для отдыха. Его место занял резервный пилот майор Альфред д’Амарио.
Вскоре в кабине стало очень жарко, а следом появился запах горящей резины. Экипаж начал искать источник запаха, и через некоторое время штурман обнаружил очаг возгорания на нижней палубе. Пламя пытались потушить, но, несмотря на израсходование всех огнетушителей, ничего не вышло. Командир запросил у базы экстренную посадку (в это время самолет находился на удалении в 140 км от полосы), но вскоре едкий дым заполнил кабину до такой степени, что управлять самолетом было уже невозможно,B и Хог приказал экипажу покинуть машину.
К сожалению, это удалось не всем. Сменившийся незадолго до пожара второй пилот Свитенко, остался без катапультируемого кресла (экипаж же был увеличен), поэтому ему пришлось прыгать по старинке через люк. В процессе он получил травму головы, которая стала для него фатальной. Остальные члены экипажа смогли успешно покинуть свой B-52G. Хог и д’Амарио приземлились непосредственно на территории базы, остальных тоже нашли. Дольше всего (21 час) продлились поиски сменного штурмана капитана Кертиса, который покинул самолет первым и приземлился почти в 10 км от базы. Поскольку температура в те дни опускалась вплоть до -31 градуса, капитан получил серьезные обморожения, но смог дождаться поисковую группу, завернувшись в парашют.
Лед и пламя
Оставшись без экипажа, "стратег" еще немного пролетел дальше, затем резко развернулся на 180 градусов, врезался в лед и взорвался в 11 км от базы в акватории залива Северной звезды. Поскольку в баках оставалось еще полно топлива, начался пожар. На месте крушения образовалась полынья длиной порядка 50 метров, а южнее точки падения горевшее авиатопливо оставило почерневшее пятно 670 на 120 м.
А что же термоядерные бомбы? При ударе обычная взрывчатка внутри боеприпасов разорвалась, но к цепной реакции, а следовательно к ядерным взрывам, это не привело. Зато по окрестностям было рассеяно порядка 7,5 кг плутония.
Считается, что все четыре находившихся на борту бомбы разрушились при столкновении со льдом, взрыве и пожаре, что более чем логично. Однако в 2008 году обозреватель BBC Гордон Карера в серии статей, посвященных инциденту, предположил, что одна бомба все же уцелела и не была найдена. Позднее датчане провели исследование, которое не подтвердило выводы британского журналиста. Так оно или нет на самом деле, мы вряд ли узнаем.
В любом случае после катастрофы американцам совместно с датчанами пришлось проводить сложную операцию, в ходе которой на месте крушения загрязненный авиатопливом и радиоактивными веществами лед срезался на глубину примерно в 5 см, после чего грузился в цистерны и увозился в США для захоронения. Кроме того, фрагменты термоядерных бомб искали на дне залива при помощи глубоководного аппарата. Работы завершились в сентябре 1968 года.
Само собой, катастрофа вызвала огромный скандал, в результате которого операция "Хромированный купол" была полностью свернута. Но что же стало причиной пожара на борту?
Злополучные подушки
Расследование показало, что первыми загорелись четыре обтянутые тканью поролоновые подушки, которые взял на борт резервный пилот майор Альфред д’Амарио. Он начинал полет на месте штурмана-инструктора на нижней палубе. Чтобы добавить себе комфорта во время длительного задания, он перед взлетом положил под сидение три подушки, а позже добавил еще одну.
При этом посторонние предметы лежали прямо около вентиляционного отверстия системы отопления. Когда позднее д’Амарио сядет уже за штурвал, он включит отопление, чтобы прогреть остывшую кабину. Правда, система окажется неисправной, из-за чего отбираемый от двигателя воздух не охлаждался до приемлемой температуры, а поступал очень горячим. А тут как назло прямо у вентиляционного отверстия находились подушки из легко воспламеняющегося материала.
Они загорелись, а вскоре огонь перекинулся на окружающее пространство и начал быстро распространяться.
Конечно, проблема была не только в самих подушках, но и неисправной системе отопления. Однако именно посторонние предметы в неудачном месте привели к серьезнейшему происшествию.
Какой вывод можно из этого сделать? Верно: в технике мелочей не бывает.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.