В Год семьи продолжаем знакомство с семьями и династиями Казанского федерального университета. О своем союзе рассказали ученые Института физики – старший научный сотрудник НИЛ «Гетероструктуры для посткремниевой электроники» Амир Гумаров и его супруга, ведущий научный сотрудник НИЛ «Компьютерный дизайн новых материалов и машинное обучение» Ирина Гумарова.
Будущие физики учились в одно время в Казанском университете – на физфаке, но знакомства не произошло – студенты обучались на разных курсах и в разных лабораториях. «Химия» случилась в 2016 году, когда девушка преподавала студентам курс общей физики и работала над кандидатской диссертацией, а Амир осваивал доверенную ему новую вакуумную установку, на которой он с коллегами проводил экспериментальные работы по напылению тонких пленок.
«Ирине было интересно, чем мы занимаемся, какие методы синтеза у нас есть и можем ли мы быть полезны друг другу в совместных научных исследованиях. На этом строилось наше общение и первые впечатления друг о друге – это нас объединило в нашей дальнейшей работе и, как показало время, будущей жизни», – говорит Амир Гумаров.
Его супруга же вспоминает, что в молодом и перспективном ученом ее привлекло еще и его увлечение туризмом. В один из походов она осмелилась «напроситься». С тех пор путешествие – их семейное хобби.
Безусловно, пару объединила любовь к физике, однако в круг общих интересов входят и история, и литература, и спорт, поделилась Ирина Гумарова. В интервью Центру медиакоммуникаций КФУ ученый рассказала, что часто супруги работают в паре – и такое партнерство им только в плюс: «в любое время можно спросить совет, обсудить какую-то проблему, попросить его что-то измерить или меня посчитать на компьютере».
«Будут ли свойства реального образца совпадать с теоретическим расчетами Ирины? Если да, то это крутой результат! Если нет, начинаем разбираться – в чем дело. Наши исследования, безусловно, дополняют друг друга. Ирина зрит в корень, видит ситуацию в целом. Используя расчеты из первых принципов, она может теоретически предсказать физические свойства материала и сообщить нам, экспериментаторам, куда необходимо двигаться, тем самым экономя для нас время и ресурсы. Это не значит, что мы не можем работать независимо, просто так эффективнее, и на выходе мы имеем хорошую научную работу, которую мы можем опубликовать в высокорейтинговом российском или зарубежном издании. Это правильная синергия, так и работает современная наука», – подчеркнул старший научный сотрудник НИЛ «Гетероструктуры для посткремниевой электроники».
Гумаровы воспитывают сына Тимура, сейчас ему 5 лет.
«У него уже есть набор неординарных интересов, например, он хочет стать кристаллографом, изучать кристаллы, космос и заниматься раскопками. Тимур бывал в лабораториях, знает основы физики, химии, астрономии, минералогии, медицины, обожает делать химические эксперименты. Сейчас он очень хорошо понимает английский и говорит на нем. Все происходящие вокруг явления объясняем сыну с точки зрения науки, поэтому у него четкое и реалистичное представление о мире», – говорит о сыне его мама-физик.
Дома семья обсуждает вопросы науки и ее будущего в России, важные научные проекты. В соавторстве выпускаются статьи. Они часто спорят о полученных результатах и о том, стоит ли развивать ту или иную тему исследования. Иногда, говорит глава семейства, такие дискуссии перерастают в целую научную работу, что не может не радовать, в конечном итоге в процесс обсуждения подключается весь коллектив сотрудников лабораторий.
«Я увлекаюсь пленочной черно-белой фотографией, прекрасно разбираюсь в аналоговой фототехнике и часто свободное время провожу за проявкой очередной отснятой пленки. Ирина любит шить одежду. Я думаю, что практически все, что она носит, сшито ее руками, причем она шьет не только для себя, но также для меня и сына, ей это безумно нравится», – отметил ученый Казанского университета, добавив, что хобби позволяют найти баланс между работой и семейной жизнью, разгрузиться эмоционально.
К слову, А. Гумаров – из семьи юристов. Его папа, выпускник Юридического факультета Казанского университета, долгое время посвятил службе в органах внутренних дел, после – работал адвокатом. Мама ученого – подполковник юстиции, следователь по особо-важным делам.
«Родители тоже познакомились на работе, как и мы с Ириной. Кстати, именно родители настояли на том, чтобы я получил классическое образование и изучал естественные науки», – поделился физик.
На вопрос «Какое самое главное научное достижение Ирины?» он ответил следующее:
«Ирина – труженица, она практически всегда в работе. Она смогла построить целую лабораторию, которая занимается расчетами из первых принципов, возродить это направление в нашем институте, объединив вокруг себя талантливых студентов и единомышленников. Я всегда буду ее поддерживать, как и она меня».
Ирина же считает большим достижением ее мужа – то, что он работает на ультрасовременной экспериментальной сверхвысоковакуумной установке, не имеющей аналогов в мире, которая позволяет создавать уникальные образцы с искусственно заданными физическими свойствами. Установка – своего рода источник уникальных тонкопленочных образцов, которые дальше исследуют студенты, магистранты и аспиранты Института физики.
«В данный момент Амир работает над кандидатской диссертацией. Он неоднократно был победителем ряда научных конкурсов, проходил стажировку в Технологическом институте в Турции, выиграл тревел-грант на обучение в Швейцарской высшей технической школе Цюриха, является руководителем проектов Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда. Стипендиат ректорской стимулирующей надбавки на проведение перспективных научных исследований, автор более 50 научных публикаций», – с гордостью о супруге – Ирина Гумарова.
Автор: Алиса Гайнутдинова, Департамент по информационной политике КФУ, фото: из архива Амира и Ирины Гумаровых