Буквально вчера у меня с одним из моих подписчиков возник диалог, в ходе которого возник вопрос: Behringer JT-4000 - бриллиант или барахло?
Может быть зря я от него отмахнулся в самом начале и у меня под боком всё это время валялся настоящий бриллиант (неогранённый)?..
Пришлось взглянуть на этот прибор чуть пристальней.
Выглядит, конечно, мягко скажем, простовато...
Тем не менее, в лице JT-4000 MICRO мы имеем четырёхголосный парафонический гибрид. По сути, полностью цифровой синтезатор с единственным аналоговым элементом - НЧ-фильтром с крутизной
12 дБ/окт.
Соответственно, все генераторы тут цифровые. И тона, и огибающей, и LFO. Ну и ладно. Это-то как раз совсем не страшно. Behringer (да и не только он) часто так делает. С разной степенью "цифровизации". В том же очень аналоговом CRAVE цифровыми были огибающие и LFO.
А навеяно было всё это "великолепие" JT-4000, как нам непрозрачно намекает производитель - легендарным Roland JP-8000.
Ну как "навеяно"?.. Только самыми-самыми контурами - в виде:
1) Двух цифровых аналог-моделирующих (analog modelling) осцилляторов с банальными... пардон!.. традиционными волноформами: треугольником, квадратом, ШИМ (PWM), шумом и конечно же пилой и суперпилой (supersaw). Вот эта последняя волноформа как раз и есть одна из двух главных отсылок к легенде.
Если вдруг вы не знаете, то за этим маркетинговым названием скрывается технология виртуального размножения пилы, в результате которого звучит как будто бы сразу несколько генераторов. Даже если они настроены строго в унисон, то у них всё равно различаются фазы и потому звучание становится богаче. Однако для суперпилы есть возможность вполне легально задать небольшую расстойку для каждого экземпляра "виртуальных пил" и вот мы уже имеем то самое богатое, "жирное" звучание. Естественно, технология эта в том или ином виде есть у всех - и у Novation, и у Korg, и у MODAL.
Как и у Роландовского прототипа, у JT-4000 второй генератор может модулировать по частоте второй. То есть, в лице осцилляторов нашего малыша мы имеем FM-пару. Причём, даже с обратной связью:
Однако не стоит обольщаться на предмет FM-синтеза в JT-4000, предвкушая услышать от него необозримую палитру звуков ранних ямаховских PSRок на двухоператорных FM-чипах, или звуков, генерируемых OPL2 и OPL3 синтезаторами.
Во-первых, потому что осцилляторы JT-4000 не умеют генерировать синусоиду (что, поверьте, для fm-синтеза более чем важно), а во-вторых, потому что они не равнозначны настоящим fm-операторам. Хотя бы потому, что не имеют собственных огибающих. А это и вовсе едва ли не самое главное в fm-синтезе.
Также у JT-4000 есть кольцевая модуляция и два режима "портаменто" - собственно, портаменто и глиссандо.
2) 12-битного ЦАП, который Behringer использовал в JT-4000 ради всё той же аутентичности звучания и это вторая главная отсылка к легендарному прототипу (хотя признаться, я не знаю, что там за ЦАП стоял у JP-8000).
3) Настоящего аналогового фильтра с крутизной 12 дБ/окт с широкими (так говорят разработчики) возможностями модуляции. По факту я ничего особенного для фильтра в JT-4000 не обнаружил. Ну разве что собственную, "фильтровую", огибающую.
Даже модуляцию фильтра (его частоты среза) генератором тона в JT-4000 не завезли, что у Behringer традиционно едва ли не первоочередной мод, которым они наделяют реплики своего производства. Так было и с MS-1 (клон Roland SH-101), так было и с TD-3-MO (мод клона Roland TB-303).
4) Двух огибающих - фильтра и усилителя. На высоту тона осцилляторов огибающей нет.
5) Двух LFO со скромным набором форм, состоящем из треугольника, квадрата и пилы. Обратите внимание, Sample&Hold в списке волноформ LFO не значится. Очень жаль.
При помощи LFO можно модулировать частоту среза фильтра, частоту тонового генератора (вибрато), величину ШИМ (PWM, если эта волноформа выбрана для генератора) и... расстройку виртуальных осцилляторов (Detune), если выбрана суперпила (supersaw). Вот это последнее - реально интересная штука в плане обогащения звучания.
6) Арпеджиатор же у JT-4000, увы - примитивный: доступны шаблоны вверх, вниз и вверх-вниз без повторения крайних нот. Кстати, тут
JT-4000 очень похож на своего собрата Pro-VS mini. Не могу на 100% поручиться за арпеджиатор Roland JP-8000, но у него в режимах арпеджиатора, по крайне мере, была возможность задать диапазон его звучания в октавах.
Очень хорошо, что у арпеджиатора JT-4000 настраивается свинг и "делитель" - 1/8, 1/8T, 1/16, 1/16T, 1/32. Ну и конечно - источник синхронизации (внешний или внутренний).
7) И, наконец, Behringer расщедрился для своего малыша на целых 32 ячейки для пресетов (с выгрузкой/загрузкой через sysex, кстати). Опять же, не знаю что там было у JP-8000... и даже гуглить лень... Зато знаю, что ровно такое же число ячеек памяти и у Pro-VS mini. Только у последнего ещё и 16-шаговый секвенсер с шестнадцатью ячейками памяти для секвенций есть.
8) Малыш JT-4000 прямо как взрослый, может контролироваться по MIDI-интерфейсу. Вот, кстати, список понимаемых им CC# команд:
Неплохо, да?
Но справедливости ради замечу, что управление с панели самого
JT-4000 - моё почтение! Реализовано оно логично и лаконично: кнопкой выбираем "модуль", энкодером SELECT выбираем параметр, крутилками A и B настраиваем параметры модуля. Дисплейчик здорово помогает в этом. Энкодер с поддержкой нажатия - вообще восторг!
Казалось бы, вот оно, счастье! Вот он, инструмент мечты! Простой, понятный, удобный, звучащий!..
Но... а-баж-ди-и-те...
В моём кармане есть гвоздь в крышку гроба JT-4000...
Гвоздь этот зовётся "НЕТ MIDI-входа".
Вы как собрались играть на этом чуде-юде?
На его сенсорной клавиатуре из 16 мелких площадок?
С переключением октав через меню?
Как???
А как управлять им собрались при помощи CC#?
Нет, MIDI-интерфейс у малыша JT-4000 конечно же есть. Вот только он реализован поверх USB, через который этот крошка-Цахес вынужден питаться. И вот это-то и означает, что без компьютера или иного ему подобного смарт-устройства JT-4000 лишён всякого смысла, а в сравнении с куда как гораздо более мощным цифровым устройством, без которого JT-4000 не более чем игрушка, его ждёт и такой же бесславный как и Цахеса, конец.
По своему милосердию в отношении любых технически сложных устройств, я бы поставил этого уродца в пару с лупером и назначил бы его генератором "дронов". Но если у его собрата Pro-VS mini это может вполне сносно получаться благодаря огромному разнообразию волноформ и "векторному смесителю", то у JT-4000 даже на это вряд ли хватит сил, ибо слабый арсенал модуляционных возможностей, примитивные волноформы и полное отсутствие эффектов не оставляют ему ни единого шанса на успех.
Скажите: "Внешняя педаль эффектов"!
А я вам на это отвечу: "Каша из топора"!
Но знаете, мне искренне жаль, что Behringer потратил свои силы на этот абсолютно холостой выстрел. Очень жаль. Я ведь было даже подумал, что вот она - интересная замена безвременно почившему MODAL SCULPTsynth SE:
Но конечно же нет. При тех же четырёх голосах полифонии, SCULPT - птица совсем другого полёта. У него есть матрица модуляции аж на восемь слотов, дополнительная (третья) огибающая для любых нестандартных модуляций, "жирнота" из 32-х виртуальных осцилляторов (без всякой суперпилы), 256-шаговый секвенсер с автоматизацией четырёх параметров, мультирежимный фильтр, память на 128 звуковых пресетов и 64 секвенции, поддержка MIDI MPE, пара самых нужных эффектов (distortion и delay), питание от батарей (или USB), удобное и наглядное, абсолютно бесплатное приложение для редактирования патчей (причём, работающее как на мобильных устройствах, так и на настольных компьютерах), а самое главное, при тех же 16 сенсорных клавишах - MIDI вход и выход:
Вот это я понимаю! СИНТЕЗАТОР!