Найти в Дзене
Библиотекарь

Семь дней назад

Раз уж затронули Потоп в комментариях, то есть смысл еще раз обратиться к этому событию и в какой уже раз поразмышлять о затертой до дыр теме. Казалось бы, что еще можно открыть в хорошо знакомом материале? История настолько обсуждаема, что невольно перешагиваешь через нее и пропускаешь мимо ушей и взгляда две главы книги Бытие, где, собственно и говориться о Потопе. Ан нет, есть еще много того, что привлекает внимание и побуждает думать. Мне, например стало очень интересно, а как выглядит литературная структура и, что особенного в самом рассказе? Тему назвал "Семь дней назад", не случайно, именно семь дней несколько раз фигурирует в рассказе о столь страшном событии, каким оно и было в своей сути, выраженное тремя разными еврейскими глаголами передающих идею истребления, уничтожения и окончательного изглаживания. В самом первом тексте, Быт. 6:7 звучит грозное предостережение о полном изглаживании или смывании (уж простите за корявость, но не нашел ничего лучшего в своем лексиконе). П

Раз уж затронули Потоп в комментариях, то есть смысл еще раз обратиться к этому событию и в какой уже раз поразмышлять о затертой до дыр теме. Казалось бы, что еще можно открыть в хорошо знакомом материале? История настолько обсуждаема, что невольно перешагиваешь через нее и пропускаешь мимо ушей и взгляда две главы книги Бытие, где, собственно и говориться о Потопе. Ан нет, есть еще много того, что привлекает внимание и побуждает думать. Мне, например стало очень интересно, а как выглядит литературная структура и, что особенного в самом рассказе?

Тему назвал "Семь дней назад", не случайно, именно семь дней несколько раз фигурирует в рассказе о столь страшном событии, каким оно и было в своей сути, выраженное тремя разными еврейскими глаголами передающих идею истребления, уничтожения и окончательного изглаживания. В самом первом тексте, Быт. 6:7 звучит грозное предостережение о полном изглаживании или смывании (уж простите за корявость, но не нашел ничего лучшего в своем лексиконе). Похожий глагол, в одной и той же форме встречается только в Быт. 6:7 и Исх 17:14.

"...Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной". (Исх. 17:14)

Другие два затрагивать не буду, в них нет ничего примечательного, и просто говориться о тотальной гибели всего живого. Но вот семь дней, меня особенно заинтересовали и в литературной и прочей структуре они обладают определенным значением, чем и спешу с вами поделиться.

Итак, текст.

"Чрез семь дней воды потопа пришли на землю". (Быт. 7:10)

Для того чтобы увидеть всю картину в целом, есть смысл мысленно пролистать и вникнуть в то, как автор мастерски преподнес этот полный трагизма рассказ.

Дело в том, что стиль древнееврейских авторов изобилует множеством параллелей и синонимических связей. В некоторых случаях это приводит в недоумение, а порой и к поиску противоречий, как например в случае с животными, в одном тексте их взяли по семи пар чистых и по две нечистых, а в другом всего по паре. Эта мысль, выраженная в комментариях и побудила меня еще раз внимательно прочитать и вникнуть в тему, за что я благодарен читателю, под ником А.А.

Скажу честно, зверушки меня не особенно зацепили, а вот семидневный перерыв перед Потопом увлек сильно (про зверушек я ответил в комментах, повторяться не буду).

А вот и литературная структура. Привожу ее в сжатой форме, так как у меня в черновике, в записной тетради. Привожу ключевые слова и основную мысль.

Быт. 6: 12-13 - истреблю.

Быт. 6:14-21 - Повеление строить ковчег и привести в него животных.

Быт 7: 1 - войди в ковчег ты и все животные с тобой. (Кстати сказать, глагол войди и его варианты десять раз мелькают на всем протяжении первой части рассказа).

Быт 7: 4-10 - через семь дней воды Потопа хлынули на землю.

Быт. 7: 11-17 - второй месяц, 17- день, Потоп пришел. Господь затворил дверь ковчега.

Быт. 7:21 - гибель всего, в том порядке, как они были сотворены. Птицы, скот, звери, гады, люди. (мы еще коснемся этого момента, он очень важен).

Быт.7: 24 - 150 дней наводнения.

Быт. 8: 3 - через 150 дней вода стала убывать.

Быт. 8: 10-12 - опять семь дней, в которые Ной выпускает птиц и ждет, когда высохнет земля.

Быт. 8: 14 - второй месяц, 27 - день.

Быт. 8: 15-18 повеление выйти всем, в обратном порядке. Творение возвращается к своему первоначальному варианту. Ной, звери, гады, птицы.

Быт. 8: 21-22. "Не буду более истреблять..."

Какие выводы? Прежде всего в центре истории находится окончание Потопа, а не сама катастрофа. В текстах Быт. 7:24 и Быт. 8:3 цифра 150 дней намекает на продожение и скорое окончание. Это известный литературный прием и таким образом передается основная мысль. Хиастическая структура, что тут поделать. Обращает на себя внимание множество пересекающихся между собой вербальных связей, думаю это очевидно. Самое интересное в том, что при Потопе, все творение вернулось к первоначальному варианту, те есть к тому моменту, когда "земля была безвидна и пуста". Эту мысль неоднократно высказывали множество исследователей и это не сразу бросается в глаза, но при ближайшем прочтении становится понятной.

Семь дней, которые Ной ожидал до начала Потопа, становяться символическим числом, и вся схема выглядит так:

Птицы- скот- звери - гады - люди - семь дней - первоначальный облик планеты покрытой водой.

Бог вернул Землю в то состояние, когда она была "безвидна и пуста". Семь дней в данном случае олицетворяют весь процесс Творения, но только в обратном порядке. И наоборот, когда Потоп пришел к своему концу, все возвращается, но уже в варианте восстановления.

Семь дней - Ной - звери - гады - птицы - плодитесь и размножайтесь.

Поразмышляйте об этом. Поверьте, я вчера сидя в канаве, и меняя трубы отопления в районе одной из городских больниц, буквально замер от восторга, когда до меня дошел весь замысел рассказчика, и удивительный мир библейского текста. Картина потрясающая!

Если желаете отблагодарить автора, буду благодарен в своих молитвах. Сбер: 4276 2200 1586 0243